ФИО: Зубковская Инна Борисовна
Дата рождения: 29 ноября 1923 г.
Место рождения: Петроград (ныне Санкт-Петербург)
Дата смерти: 5 февраля 2001 г.
Место смерти: г. Санкт-Петербург
Звания / награды:
Лауреат Сталинской (Государственной) премии СССР 1951 г.
Заслуженная артистка РСФСР 1955 г.
Народная артистка РСФСР 1957 г.
Орден Трудового Красного Знамени 1988 г.
Профиль авторизован в марте 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Московское хореографическое училище (современное название: Московская государственная академия хореографии )
Год выпуска: 1941 г.
Выпускавший педагог по классике: М. А. Кожухова
Место работы: Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1941 г.
Дата окончания работы: 1970 г.
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Легенда о любви» (балетмейстер Григорович) Мехменэ Бану – первая исполнительница
«Золушка (балетмейстер Сергеев) фея Лета, Кривляка
«Отелло» (балетмейстер Чабукиани) Бианка – первая исполнительница
«Вальсы Равеля» (балетмейстер Якобсон) 4-й вальс – первая исполнительница
«Спартак» (балетмейстер Якобсон) Фригия – первая исполнительница
«Жемчужина» (балетмейстер Боярский) Женщина в холле – первая исполнительница
«Испанские миниатюры» (балетмейстер Гомес де Фонсеа) Маха – первая исполнительница
«Лебединое озеро» (редакция Ф. Лопухова) Одетта-Одиллия
«Лебединое озеро» (редакция Сергеева) Одетта-Одиллия, Друзья Принца
«Эсмеральда» (балетмейстерВаганова) Эсмеральда
«Каменный цветок» (балетмейстер Григорович) Хозяйка Меднойгоры
«Шурале» (балетмейстер Якобсон) Сюимбике
«Баядерка» (редакция Чабукиани, Пономарева) Никия
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Захаров) Зарема
«Гаянэ» (балетмейстер Анисимова) Гаянэ
«Фауст». «Вальпургиева ночь» (балетмейстер Лавровский) Вакханка
«Татьяна» (балетмейстер Бурмейстер) Татьяна
«Пламя Парижа» (балетмейстер Вайнонен) Мирейль де Пуатье
«Египетские ночи» (балетмейстер Фокин) Береника, Клеопатра
«Жизель» Зюльма
«Раймонда» (редакция Сергеева) Раймонда, Подруга Раймонды
«Спящая красавица» (редакция Сергеева) фея Сирени, Принцесса Флорина
«Дон Кихот» Китри, Уличная танцовщица, Цветочница
«Конек-горбунок» Жемчужина
«Хореографические миниатюры» «Вечный идол»
«Хованшина» (балетмейстер Лопухов) Персидка
Участие в конкурсах:
Название конкурса:Международный фестиваль молодежи и студентов
Дата проведения: 1953 г.
Место проведения: Бухарест
Награды: Лауреат. Первая премия
Место работы: Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Дата поступления: 1965 г.
Дата окончания работы: 2001 г.
Должность: педагог классического танца, с 1995 г. профессор
Среди учеников: А. Асылмуратова, Э. Тарасова, Л. Лежнина, Е. Осмолкина, В. Парт, О. Кузьменко, Г. Яблонская
Преподавала в балетной школе Каракаса (Венесуэла) в 1980-1981 гг.
Преподавала в Римской опере в 1983-1985 гг.
Фильм-опера «Алеко»
Художественный фильм «Миф»
Телефильм-концерт «Хореографическая симфония»
Фильм-балет «Легенда о любви»
Джордж Баланчин присвоил ей титул самой красивой балерины Советского Союза. Симон Вирсаладзе создавал для нее эскизы сценических костюмов. Леонид Якобсон подарил ей ее лучшую роль – Фригии в балете «Спартак».
Инна Израилева окончила Московское хореографическое училище в 1941 году по классу воспитанницы петербургской балетной школы М. А. Кожуховой и была приглашена в Большой театр. Но началась война и волею случая танцовщица оказалась в городе Молотов (ныне Пермь), куда был эвакуирован театр имени Кирова.Чтобы не потерять форму,молодая артистка попросила разрешения посещать балетные классы театра. Она попала в класс к матери Улановой, М. Ф. Романовой. Так началась ленинградская карьера московской танцовщицы Инны Израилевой, вскоре ставшей Зубковской по мужу, выдающемуся танцовщику Н. А. Зубковскому. Семья Зубковской вернулась в Москву, а сама балерина уехала в Ленинград с Кировским театром несмотря на то, что ее трудовая книжка лежала в Большом./p>
Зубковская была пропорционально сложена. Удлиненная линия ног заканчивалась высоким подъемом, что придавало ее танцу графичность и протяженность линий. Она обладала царственной осанкой, строгостью жеста и выразительностью позы. Артистка искала в танце гармонию и пластическое выражение образов. Ее героини излучали холодный свет. Она могла бы быть идеальной исполнительницей роли Снежной королевы.
Оторопь брала при взгляде на профиль сидящей на камне Хозяйки Медной горы.
Она манит холодной красотой
Мне кажется такою одинокой,
Печальной, отреченной и далекой
И неприступной кажется такой.
Когда Великий Брамин срывал покров с лица Никии-Зубковской в балете «Баядерка», то за ее бесстрастным взглядом проглядывали скрытые достоинство и благородство.
Холодна и величава была ее Раймонда. Танцовщица наделяла свою героиню пластикой, которая не изменялась во времени и пространстве. Аристократичная и величавая Раймонда Зубковская мерцала подобно драгоценному камню в дорогом металле, отзываясь лишь на выразительные мелодии композитора. Глазунов выбирал каждый раз другие солирующие инструменты для создания портрета героини, чтобы показать музыкальное развитие образа, подчеркивая различные настроения от эмоциональной приподнятости и игривости в пиццикато, элегической мечтательности в вариации с шарфом до ощущения исповедальности в гран па последнего акта. Музыкальность и ощущение пластики роли позволили Зубковской создать привлекательный образ. Участие балерины в «Раймонде» продемонстрировало, что Зубковская могла бы стать балериной инструментального дарования, способной откликнуться на малейшие нюансы музыки, передавать в выразительной согласованности движений и жестов ее содержание. Недаром ее творчество так привлекало Джорджа Баланчина.
Зубковская-Жемчужина из балета «Конек-горбунок» сияла мерцающим матовым блеском, будто порвалась жемчужная нить и на планшет сцены случайно закатилась потрясающе красивая жемчужина, отрешенная, переливающаяся перламутром и любующаяся своим отражением в зеркалах. Таинственной и неприступной была ее фея Сирени, гордой и одинокой ее Одетта.
Скрытую эмоциональность и даже чувственность разглядели в Зубковской Л. Якобсон, занявший балерину в балете «Спартак» и Ю. Григорович, доверивший ей партию Мехменэ Бану в «Легенде о любви».Якобсон разгадал, что за внешней холодностью танцовщицы скрыты до той поры дремавшие в ней внутренняя эмоциональность, пылкость и патетика.
Фригия-Зубковская не просто любящая женщина, она – соратник Спартака. В ней были переплетены верность и сила духа, отчаяние и безутешная скорбь. Эмоциональная напряженность Фригии-Зубковской в сцене прощания со Спартаком перед боем была доведена до предела. Решимость Фригии Зубковской поднимала ее до уровня главного героя. Она догадывалась, что провожала своего Спартака в последний раз: «Я буду повторять вам вновь и вновь: на свете смерти нет, есть Бог, и этот Бог – Любовь».
В номере «Романс» в постановке К. Голейзовского на музыку Кирснера Инна Зубковская и Святослав Кузнецов поведали чувственную историю встречи и расставания зрелых людей. Танец-воспоминание овеян грустной меланхолией. В его интимной камерности всего за несколько минут перед глазами рождалось сказание о глубокой любви, сильном влечении и неизбежности расставания, невозможности быть вместе.
На протяжении многих лет Инна Зубковская преподавала в Ленинградском хореографическом училище (Академии русского балета), была профессором. Среди ее учениц А. Асылмуратова, Э. Тарасова, В. Парт, Е. Осмолкина, Л. Лежнина, О. Кузьменко, Г. Яблонская. Зубковскую очень любили ученицы. Они любовались приходом в класс подтянутой, элегантно одетой с красивым макияжем, всегда идеально выглядевшей внешне педагогом. Недаром Симон Вирсаладзе прозвал ее «черной жемчужиной».
Она была всегда приветлива и немногословна. Зубковская снималась в кино. На фасаде дома, где Инна Борисовна, прожила более 30 лет, в ноябре 2024 года была установлена мемориальная доска.