ФИО: Семёнова Марина Тимофеевна
Дата рождения: 17 (30) мая 1908 г.
Место рождения: г. Санкт-Петербург
Дата смерти: 9 июня 2010 г.
Место смерти: г. Москва
Звания/награды:
Заслуженная артистка РСФСР (1937 г.)
Народная артистка РСФСР (1951 г.)
Народная артистка СССР (1975 г.)
Герой Социалистического Труда (1988 г.)
Орден Ленина (1988 г.)
Три ордена Трудового Красного Знамени (1937 г., 1951 г., 1978 г.)
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1998 г.)
Сталинская (Государственная) премия (1941 г.)
Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (2004 г.)
Приз «Душа танца» в номинации «Мэтр танца» (1997 г.)
Приз «Benois de la danse» в номинации «За жизнь в искусстве» (2003 г.)
Премия Фонда Галины Улановой «За беззаветное служение искусству танца» (2004 г.)
Премия «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство» (2007 г.)
Профиль авторизован в июле 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Государственное Ленинградское академическое театральное (балетное) училище (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой) )
Дата окончания: 1925 г.
Выпускающий педагог по классике: А. Я. Ваганова
Среди партий, исполненных за время обучения:
«Волшебная флейта» (балетмейстер Л. Иванов) Лиза
«Сильвия» (балетмейстер Андрианов) Повелительница дриад
«Тщетная предосторожность» (балетмейстеры Л. Иванов, Петипа) Лиза
«Цветы и бабочки» (балетмейстер Ваганова)
«Ручей» (возобновление Вагановой, Пономарева) Наила (выпускной спектакль)
Место работы: Ленинградский ГАТОБ, впоследствии театр имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр))
Дата поступления: 1925 г.
Дата окончания работы: 1929 г.
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Крепостная балерина» (балетмейстер Ф. Лопухов) Авдотья-душенька – первая исполнительница
«Дон Кихот» Повелительница дриад
«Спящая красавица» (балетмейстер Петипа) Аврора, Флорина
«Шопениана» (балетмейстер Фокин) Мазурка, Седьмой вальс
«Корсар» (редакция Петипа) Невольница
«Лебединое озеро» (балетмейстеры Л. Иванов, Петипа) Одетта-Одиллия
«Баядерка» (балетмейстер Петипа) Никия
«Дочь фараона» (балетмейстер Петипа) Аспиччия
«Конек-Горбунок» Царь-Девица
«Раймонда» (балетмейстер Петипа) Раймонда, Клеманс
На гастролях в Ленинграде в 1930-е годы исполнила партии Лебедя и Одиллии в «Лебедином озере», поставленном А. Я. Вагановой.
Место работы: Государственный академический Большой театр СССР (современное название: Государственный академический Большой театр России) )
Дата поступления: 1930 г.
Дата окончания работы: 1952 г.
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Лебединое озеро» (редакция Мессерера) Одетта-Одиллия – первая исполнительница
«Кавказский пленник» (балетмейстер Захаров) Полина – первая исполнительница
«Щелкунчик» (балетмейстер Вайнонен) Маша – первая исполнительница
«Тарас Бульба» (балетмейстер Захаров) Панночка – первая исполнительница
«Раймонда» (редакция Лавровского) Раймонда – первая исполнительница
«Барышня-крестьянка» (балетмейстер Захаров) Лиза – первая исполнительница
«Медный всадник» (балетмейстер Захаров) Царица бала – первая исполнительница
«Баядерка» (редакция Горского, Тихомирова) Никия, (премьера возобновления), Ману
«Лебединое озеро» (редакция Горского) Одетта-Одиллия
«Спящая красавица» (балетмейстер Петипа) Аврора
«Красный мак» (балетмейстеры Тихомиров, Лащилин) Тао Хоа
«Раймонда» (редакция Горского) Раймонда (премьера возобновления)
«Комедианты» (балетмейстер Чекрыгин) Кончитта
«Дон Кихот» (балетмейстер Горский) Китри, Уличная танцовщица
«Конек-Горбунок» Царь-Девица
«Пламя Парижа» (балетмейстер Вайнонен) Диана Мирей
«Эсмеральда» (редакция Тихомирова) Эсмеральда
«Жизель» Жизель
«Шопениана» (балетмейстер Фокин) Прелюд
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Захаров) Мария
«Золушка» (балетмейстер Захаров) Золушка
«Мирандолина» (балетмейстер Вайнонен) Мирандолина
Танцы в операх:
«Иван Сусанин» («Жизнь за царя») Нимфа (балетмейстерЗахаров) – первая исполнительница, Вальс (балетмейстерЗахаров) – первая исполнительница
«Абесалом и Этери» Лекури (балетмейстер Джавришвили) – первая исполнительница
«Декабристы» танцы (балетмейстер Лавровский) – первая исполнительница
«Кармен» Морено (балетмейстер Захаров) – первая исполнительница
«Руслан и Людмила» Лезгинка, Волшебная дева (балетмейстер Захаров)
«Хованщина» Персидка (балетмейстер Захаров)
Место работы: Государственный академический Большой театр СССР (современное название: Государственный академический Большой театр России )
Дата поступления: 1953 г.
Дата окончания работы: 2003 г.
Должность: педагог-репетитор
Среди учеников: М. Плисецкая, Р. Карельская, Н. Тимофеева, М. Кондратьева, Н. Сорокина, С. Адырхаева, Н. Бессмертнова, Т. Голикова, Л. Семеняка, Н. Павлова, Н. Семизорова, Н. Сперанская, Н. Касаткина, Н. Ананиашвили, И. Петрова, Г. Степаненко, Е. Андриенко, Л. Власова, Н. Цискаридзе.
Место работы: Московское хореографическое училище (современное название: Московская государственная академия хореографии) )
Дата поступления: 1953 г.
Дата окончания работы: 1960 г.
Должность: педагог
Место работы: Государственный институт театрального искусства (ГИТИС) (современное название: Российский институт театрального искусства – ГИТИС))
Дата поступления: 1960 г.
Дата окончания работы: 2003 г)
Должность: преподаватель методики классического танца, с 1997 г. профессор
«Настенька Устинова»
Концерт вальс
Большой концерт
Документальные фильмы, телевизионные и интернет проекты:
«Душой исполненный полет»
«Марина Семенова. Торжество совершенной красоты»
«Абсолютный слух»
«Легенды русского балета»
«Миф или легенда»
«Прыжок длиной в 100 лет».
Марина Тимофеевна Семенова. М. Искусство 1953 г.
Иванова С. Марина Семенова. М. Искусство 1065 г.
Марина Семенова. М. 2008
Великая Марина Семенова. СПб АРБ 2016 г.
«Как песню, слагаешь ты легкий танец –
О славе он нам сказал, -
На бледных щеках розовеет румянец,
Темней и темней глаза.
И с каждой минутой все больше пленных,
Забывших свое бытиë,
И клонится снова в звуках блаженных
Гибкое тело твое».
Написанные в 1914 году Анной Ахматовой строки, посвященные Тамаре Карсавиной, в полной мере можно отнести и к творчеству Марины Семеновой. Ей не было равных на балетной сцене ни в Ленинграде, ни в Москве, куда Семенова перебралась в 1930 году, а, возможно, и в мире. Ей поклонялись и профессионалы, и любители балета. Юная Наталия Дудинская ездила на спектакли Семеновой в Большой театр, стараясь не пропускать ее выступления. Ее портреты писали А. Эберлинг, А. Фонвизин, П. Вильямс, ее лепили В. Мухина, Н. Слоним, В. Стамов.
С первых шагов на балетной сцене Семенова притягивала к себе внимание. Никто как она умела открывать новое в давно известном, покорять широтой танца, одухотворенностью, держать зал в оцепенении совершенной красотой движений и поз. Любой выход Семеновой, даже в самом начале ее пути¸был гимном торжеству безукоризненного танца, танца духовного, благородного. Он воспринимался как венец творения, как непогрешимый идеал. После Семеновой невозможно было танцевать по-иному, но она была недосягаема.
Семенова окончила училище в 1925 году. А. Я. Ваганова на выпускной спектакль специально для Семеновой возобновила вместе с В. И. Пономаревым старый «Ручей». Это был безоговорочный триумф. А. Гвоздев посвятил выступлению Семеновой в «Ручье» не одну статью. В частности он писал: «По силе впечатления, пережитого зрительным залом, этот спектакль может равняться только с выступлениями Павловой, Карсавиной, Трефиловой и других первоклассных артистов. Но эти балерины вырастали в своем мастерстве на глазах у зрителя в течение многих лет исканий. А здесь перед нами ученица, которая при первом своем появлении захватывает зал с той же силой».
Рецензенты отмечали отличный прыжок, виртуозность вихревых вращений, крепкие пуанты, апломб, уверенную манеру исполнения.Семенова была потрясающе красива в темпах адажио. Ей одинаково удавались живописность широких движений и филигранная бязь мелких. И это все не было самоцелью демонстрации своих безграничных возможностей, а играло на создание достоверного образа, в который перевоплотилась юная танцовщица.
Придя в театр, Семенова сразу стала получать сольные места, а через год уже вышла в главной партии, Никии, в «Баядерке», а вскоре и в роли Авроры в «Спящей красавице», ставшими исполнительскими шедеврами балерины.Никией Семенова доказала, что она прирожденная танцовщица-актриса, создав удивительно правдивый психологический портрет храмовой танцовщицы, беззаветно любящей своего воина.
Никия-Семенова была богата духовно. Ее внутренний мир отличали глубина и стремление к гармонии, которых невозможно достичь без любви. Она светилась внутренней красотой. Танец Никии-Семеновой был насыщен сильнейшими чувствами и эмоциями. Это был страстный танец-размышление о смысле существования. Альфа и омега образа Никии у Семеновой в умелом проявлении нюансировок характера героини. Никия Семенова оставалась верна своему избраннику, тяжко переживавшая отчаяние и скорбь, накрывшие ее на свадьбе Гамзатти и Солора. Она погибала. Без Солора для нее нет жизни.
В картине «Тени» совершенный танец Никии-Семеновой развивался подобно масштабному симфоническому полотну. В переливах хореографического текста танцовщица пела гимн чистейшему классическому танцу, была солирующим инструментом в мощно звучавшем оркестре. А в сольных фрагментах ее исполнение вызывало ассоциации с виртуозным пением колоратурного сопрано, чей голос воспарял над всеми. Кантиленный, проникновенный танец Семеновой Никии звучал как чистейшее хореографическое бельканто. По словам очевидцев, это было незабываемо. Ф. Лопухов считал, что «Семенова осталась непревзойденной в этой роли, как Собинов в роли Ленского, Шаляпин в роли Мефистофеля».
В «Спящей красавице» в партии Авроры Семенова была удивительно хороша. Подобно распускающемуся цветку, Аврора-Семенова дарила радость, восторг молодости. Она была истинной принцессой, царственной и горделивой, и в то же время прекрасной девушкой, живущей в ожидании счастья. Танец рождался из музыки, следовал за ней, выражал ее шарм и великолепие. Аврора Семеновой не была жантильною, изнеженной кокеткой (что свойственно многим исполнительницам партии Авроры). Аврора Семенова естественна и обаятельна, свободна в выражении эмоций. В «Спящей красавице» Семенова предложила живой непосредственный образ сказочной принцессы, в котором прозорливый зритель смог увидеть черты современницы с открытой душой, деятельной и самостоятельной.
Профессор Гарварда, Стивен Пинкер писал: «настоящее мастерство общения – это умение говорить на языке не только слов, но и культурных смыслов». Семенова, как никакая другая артистка, владела мастерством обратиться напрямую к зрительному залу, зажечь его, увлечь за собой, заставить сопереживать.
Оказавшись в Москве, танцовщица выступала в своем старом репертуаре и приняла участие в нескольких хореодрамах, исполнив роли Тао Хоа («Красный мак»), Панночки («Тарас Бульба»), Лизы («Барышня-крестьянка»), Мирандолины («Мирандолина»), Полины («Кавказский пленник») Золушки в одноименном балете.
В балете «Мирандолина» (балетмейстер Вайнонен) героиня Семеновой притягивала к себе искусством очаровывать даже женоненавистников. В нее невозможно было не влюбиться. Семенова-Мирандолина будто сошла со страниц комедий Мольера, Гольдони, Бомарше. Героиня Семеновой была умна, горда, хитровата, обладала тонким чувством юмора.
Сродни ее Мирандолине была и Лиза, героиня балета «Барышня-крестьянка» (балетмейстер Захаров). В Лизе-Семеновой уживались отзывчивость и упрямство, проказливость и доброта, независимость и жизнерадостность.Это был живой полнокровный персонаж.
В 1935-1936 годах Семенова вышла на сцену парижской Град опера в «Жизели» и с концертными программами. Партнером ее был Серж Лифарь. Успех был невероятный Семенова много участвовала в оперных спектаклях, исполняя разнохарактерные танцы. Тот же Ф. Лопухов писал: «Семеновой было доступно абсолютно все – народные танцы, характерные, эксцентрические, классические, притом величайшей виртуозности. Она с равным успехом исполняла партерные и воздушные па, вращательные и полетные. Русская широта и удаль жили в ее походке и повадке, в ее жестах и па. Такого склада балерины я больше не видел».
Пик карьеры Марины Семеновой совпал с эпохой хореодрамы. Танцовщице уникального дарования, Семеновой, не удалось в полной мере воплотить свой талант на сцене. Не было рядом хореографа, равного ей по масштабу, способного поставить достойный Семеновой спектакль. Она могла бы стать выдающимся интерпретатором балетов Баланчина, Тюдора, других мастеров западного балета. Не случилось. К тому же на положении в театре и репертуаре артистки мог сказаться и ее гражданский брак с «врагом народа» дипломатом Л. Караханом, репрессированным в 1937 году.
То, что Семеновой не пришлось исполнить самой, она воплотила в своих учениках, даря им свои талант и мастерство. С 1953 года Марина Семенова была педагогом-репетитором Большого театра. Всматриваясь во внушительный список ее подопечных, среди которых были М. Плисецкая, Р. Карельская, Н. Тимофеева, М. Кондратьева, Н. Сорокина, С. Адырхаева, Н. Бессмертнова, Т. Голикова, Л. Семеняка, Н. Павлова, Н. Семизорова, Н. Касаткина, Н. Ананиашвили, Е. Рябинкина, И. Петрова, Г. Степаненко, Е. Андриенко, Л. Власова, Н. Сперанская, Н. Цискаридзе, поражаешься ее умению раскрыть индивидуальности исполнителей, найти и подсказать правильные решения ролей.
Марина Тимофеевна Семенова легенда и гордость отечественного балета. Ее творчество платиновая страница в истории мирового театра. Она первая из первых. Она незабываема.