ФИО: Семёнов Виктор Александрович (Ефимович)
Дата рождения: 4 (16) декабря 1892 г.
Дата смерти: 13 апреля 1944 г.
Место смерти: г. Москва
Звания/награды: заслуженный артист РСФСР (1939 г.)
Профиль авторизован в сентябре 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Императорское Петербургское театральное училище (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой))
Год выпуска: 1912
Выпускающий педагог: М. К. Обухов
Среди партий, исполненных во время обучения:
«Весенние грезы» (балетмейстер Куличевская) Пастушок (выпускной спектакль)
Место работы: Императорский Мариинский театр; с 1935 г. – Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр))
Дата поступления: 1912 г.
Дата окончания работы: 1929 г.
Среди партий, исполненных за время работы в театре:
«Крепостная балерина» (балетмейстер Ф. Лопухов) Роман – первый исполнитель
«Красный вихрь» (балетмейстер Ф. Лопухов) Символ революции – первый исполнитель
«Пахита» (балетмейстер Петипа) Гран па Солист, pas de trois
«Спящая красавица» (балетмейстер Петипа) Голубая птица, Дезире
«Раймонда» (балетмейстер Петипа) Жан де Бриен
«Жизель» Альберт
«Лебединое озеро» (балетмейстеры Петипа, Л, Иванов) Зигфрид
«Эсмеральда» (новая редакция Петипа) Феб
«Тщетная предосторожность» (балетмейстеры Л. Иванов, Петипа) Колен
«Баядерка» (балетмейстер Петипа) Солор
«Дон Кихот» Базиль
«Дочь фараона» (балетмейстер Петипа) Таор
«Арлекинада» (балетмейстер Петипа) Арлекин
«Капризы бабочки» (балетмейстер Петипа) Феникс
«Волшебная флейта»(балетмейстер Л. Иванов) Лука
«Конек-горбунок» Гений вод, Приближенный хана
Место работы: Государственное Петроградское театральное училище (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой))
Дата поступления: 1914 г.
Дата окончания работы: 1929 г.
Должность: педагог классического танца
Среди учеников: М. Семенова, М. Дудко, М. Михайлов, Б, Шавров, Р. Славянинов, М. Георгиевский, Н. Вдовина
Место работы: Государственный академический Большой театр СССР (современное название: Государственный академический Большой театр России))
Должность: педагог (с 1931 г.)
Место работы: Московское хореографическое училище (современное название: Московская государственная академия хореографии))
Дата поступления: 1931 г.
Дата окончания работы: 1936 г.
Должность: педагог классического танца
Место работы: Краснознаменный ансамбль имени А. В. Александрова
Дата поступления: 1939 г.
Дата окончания работы: 1944 г.
Должность: педагог танца
Место работы: Государственное Ленинградское академическое театральное (балетное) училище (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой))
Должность: заведующий вечерними курсами (1924-1929 гг.)
Среди учеников: К. Сергеев, Ф. Балабина, В. Чабукиани, С. Корень
Место работы: Московское хореографическое училище (современное название: Московская государственная академия хореографии))
Дата поступления: 1931 г.
Дата окончания работы: 1936 г.
Должность: художественный руководитель
Место работы: Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко (современное название: Московский Академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко) )
Дата поступления: 1936 г.
Дата окончания работы: 1939 г.
Должность: зав. класса тренажа
Примерно в 340 году до нашей эры великий древнегреческий скульптор Пракситель изваял один из своих шедевров, скульптуру «Гермес с младенцем Дионисом». Впечатляет крепкое прекрасное тело Гермеса с длинными красивыми ногами. Фигура выглядит как сильной, так и элегантной. Она поражает пластичностью, смотрится безупречно. Такой фигурой обладал выдающийся петербургский танцовщик первой четверти двадцатого века Виктор Семенов.
Семенов окончил Императорское Петербургское театральное училище (ныне Академия имени Вагановой) в 1912 году по классу М. К. Обухова. Виртуознейший танцовщик, Обухов, был артистом мягким, пластичным, утонченным, к тому же славился как прекрасный педагог, прививавший эти качества своим подопечным. В случае с Семеновым семена учения попали в благоприятную почву и дали отменный урожай.
Семенов стал выдающимся классическим танцовщиком. Его не прельщали эксперименты современных хореографов, включая М. Фокина. Он был певцом старой классики, привольно ощущая себя в ролях героев балетов Петипа. А. Волынский писал, что Семенов «умеет развертывать чары подлинного искусства».
Поражал прыжок танцовщика: Артист мог парить в воздухе, задерживаясь там на несколько секунд, бесшумно, мягко приземляясь и взмывая вновь, будто диковинная птица, которая спустилась на землю, чтобы немного передохнуть от полета, и снова продолжить свой путь к небу.
Одной из лучших ролей Семенова была партия Голубой птицы в «Спящей красавице» М. Петипа. Голубая птица-Семенов порхал над Флориной. Он взвивался вверх, кружил над принцессой, которая была им зачарована, нежил ее взмахами своих рук-крыльев и рождался образ удивительной чистоты, теплоты и трогательности.
В прыжковой технике Семенову не было равных. По словам А. Волынского «юный артист танцует прекрасно прямо со школьной скамьи. От пола он отделяется с легкостью необыкновенной. Скрещивания ног в воздухе или сведение их в ассамблее он производит мягко, тихо, по-женски. При этом летает он по сцене не хуже Нижинского, без бурного его порыва…».
Танец Семенова всегда выглядел естественно. Артист никогда не злоупотреблял своим мастерством, был академичен. Он не увлекался технической стороной для того, чтобы трюкачеством сорвать лишние аплодисменты (что сегодня, к сожалению, свойственно многим танцовщикам-виртуозам, носящим из балета в балет набор определенных трюков). Его танец никогда не был неряшливым. Хореографию, поставленную балетмейстером, исполнял скрупулезно точно, ничего не привнося и ничего не добавляя от себя.
Образы, предлагаемые Семеновым, рождались в танце. Он не был выдающимся мимистом, не обладал большими актерскими способностями. Но стоило ему начать танцевать, Семенов перерождался, танец наполнялся смыслом, становился одухотворенным и вдохновенным.
Хорош был Семенов и как партнер, внимательный, являвший единое целое с дамой в дуэтах, всегда выразительный и музыкальный, в особенности, когда он танцевал с О. Спесивцевой, а в 1920-х годах с М. Семеновой.
В 1920-х годах Семенов прочно занял лидирующие позиции в мужском танце. В 1923 году А. Волынский назвал Семенова «единственным в мире сейчас артистом по силе, по красоте, по легкости элевации и баллона». Эти качества Семенов стремился передавать и своим ученикам.
Семенов был крупнейшим педагогом. Преподавать его позвали в 1914 году, вскоре после окончания училища. Вдумчивый педагог старался прививать своим ученикам академическую школу исполнения, учил грамотному, выразительному классическому танцу. Его методику признавали и в Петрограде-Ленинграде и в Москве, куда Семенов переехал в 1931 году. Одна из учениц Московского хореографического училища поры Семенова Е. Фарманянц вспоминала: «Семенов был гениальный директор, гениальный педагог, и вообще мы молились на него».
В 1918 году по настоянию Семенова в Петроградское театральное (балетное) училище (ныне Академия имени А. Я. Вагановой) была принята его однофамилица, Марина Семенова, которая дружно не понравилась приемной комиссии. Семенов сыграл решающую роль в судьбе легендарной Семеновой, стал ее педагогом, а в последствии и мужем, с которым балерина сменила Ленинград на Москву.
С 1924 года Семенов руководил вечерними курсами при Ленинградском балетном училище. Через эти курсы прошли К. Сергеев, Ф. Балабина, В. Чабукиани, С. Корень. В классах Семенова проходили обучение Л.Якобсон, Б. Шавров, М. Михайлов, М. Дудко, М. Георгиевский, Р. Гербек, Н. Вдовина. Благодаря Семенову балет засверкал новыми красками, пополнился гроздью разных, изумительных талантов.
Перебравшись в Москву, Семенов помимо работы в Большом театре, возглавил Московское хореографическое училище (ныне Московская академия хореографии). Он стал педагогом-реформатором. Семенов пригласил на работу в Москву своих коллег из Петербурга, замечательных педагогов М. М. Леонтьеву, М. А. Кожухову, Е. П. Гердт, многое изменил в системе преподавания основной дисциплины, повысил качество обучения.
С 1936 по 1939 годы Семенов заведовал классом тренажа в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И Немировича-Данченко. Последним местом службы артиста стал Краснознаменный ансамбль имени А. В. Александрова, в котором Семенов преподавал танец.
Виктор Александрович Семенов много сделал для расцвета балетных школ Ленинграда и Москвы. Неутомимый труженик, он внес значительный вклад в развитие академических традиций классического танца, передавая его секреты молодым, ведь в сохранении танцевальных сокровищ прошлого, в точном и грамотном исполнении текстов классиков хореографии один из залогов процветания балета современного, ведь невозможно устремиться в будущее, отринув достижения прошлого.