ФИО: Лопухов Андрей Васильевич
Дата рождения: 20 (8 по старому стилю) августа 1898 г.
Место рождения: г. Санкт-Петербург
Дата смерти: 23 мая 1947 г.
Место смерти: г. Ленинград (ныне Санкт-Петербург)
Звания/награды:
Заслуженный артист РСФСР (1939 г.)
Орден «Знак Почета» (1939 г.)
Профиль авторизован в августе 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Императорское Петероградское театральное училище (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Дата окончания: 1916 г.
Педагоги: М. М. Фокин, М. К. Обухов, С. К. Андрианов, Л. С. Леонтьев, П. А. Гердт.
Место работы: Императорский Мариинский театр; с 1935 – Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1916 г.
Дата окончания работы: 1945 г.
Среди партий, исполненных за время работы в театре:
«Ночь на Лысой горе» (балетмейстер Ф. Лопухов) Чернобог – первый исполнитель
«Красный вихрь» (балетмейстер Ф. Лопухов) Шпана– первый исполнитель
«Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» (балетмейстер Ф. Лопухов) Петух– первый исполнитель
«Ледяная дева» (балетмейстер Ф. Лопухов) Дружко– первый исполнитель
«Величие мироздания» (балетмейстер Ф. Лопухов) участник премьеры
«Пламя Парижа» (балетмейстер Вайнонен) Баск– первый исполнитель
«Золотой век» (балетмейстеры Вайнонен, Якобсон, Чеснаков) Начальник футбольной команды– первый исполнитель
«Утраченные иллюзии» (балетмейстер Захаров) Балетмейстер– первый исполнитель
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Захаров) Нурали– первый исполнитель
«Партизанские дни» (балетмейстер Вайнонен) Отец Керима– первый исполнитель
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Лавровский) Меркуцио– первый исполнитель
«Дон Кихот» Эспада, фанданго
«Привал кавалерии» (балетмейстер Петипа) Корнет
«Карнавал» (балетмейстер Фокине) Флорестан
«Арагонская хота» (балетмейстер Фокин)
«Лебединое озеро» (балетмейстер Петипа) испанский танец
«Конек-горбунок» славянский танец, украинский танец, рапсодия
«Раймонда» (балетмейстер Петипа) панадерос, сарацинский танец
«Корсар» форбан
«Баядерка» (балетмейстер Петипа) индусский танец
«Князь Игорь» Половецкие пляски. (балетмейстер Фокин) Половчанин
«Руслан и Людмила» Лезгинка (балетмейстер Фокин)
«Иван Сусанин» («Жизнь за царя») (балетмейстеры А. Лопухов, Корень) мазурка, краковяк
«Кармен» Фанданго
В МАЛЕГОТе (современное название: Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского — Михайловский театр) первый исполнитель партии Горца в балете «Светлый ручей» (балетмейстер Ф. Лопухов)
Поставил танцы польского бала в опере «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») (совместно с С. Коренем)
Место работы: Ленинградский ГОТОБ, впоследствии театр имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1927 г.
Дата окончания работы: 1947 г.
Должность: педагог характерного танца
Место работы: Ленинградский государственный хореографический техникум (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Дата поступления: 1929 г.Дата окончания работы: 1947 г.
Должность: педагог характерного танца
Среди учеников: Н. Дудинская, И. Утрецкая, Т. Балтачеев, Б. Брускин, Ю. Григорович, И. Бельский, Н. Мириманова
С 1930 года был педагогом в МАЛЕГОТе (современное название: Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского — Михайловский театр)
С 1938 г. одновременно работал педагогом и в Московском хореографическом училище (современное название: Московская государственная академия хореографии )
Лопухов А., Бочаров, А. Ширяев А. Основы характерного танца. М. Искусство 1939 г. (неоднократно переиздавался)
Лопухов А. 20 лет характерного танцовщика. Рукопись. Хранится в библиотеке Санкт-Петербургского отделения СТД.
Достоин песен и стихов
Татарин, пляской одержимый,
Испанец наш неутомимый –
Андрей Васильич Лопухов.
Младший брат Федора Лопухова, замечательный характерный танцовщик-артист Андрей Лопухов, прожил недолгую, но насыщенную жизнь. Представитель академической школы, ученик М. М. Фокина, М. К. Обухова, С. К. Андрианова, Л. С. Леонтьева, П. А. Гердта, он был идеальным исполнителем различных характерных танцев в балетах наследия. И в тоже время Лопухов находился в центре исканий современных для его времени балетмейстеров, был непременным участником новых экспериментальных спектаклей.
Андрей Лопухов участник балетов, поставленных его братом, был в числе премьерных исполнителей танцсимфонии «Величие мироздания», «Ночи на Лысой горе» (Чернобог), «Байки про Лису, Петуха, Кота да Барана» (Петух), «Красного вихря» (Шпана), «Ледяной девы» (Дружко). В МАЛЕГОТе выступил в партии Горца в «Светлом ручье». С ним охотно работали В. Вайнонен, Л. Якобсон, Р. Захаров, Л. Лавровский.
Танец Лопухова в классических балетах был восхитительным. Он отличался идеальной академической формой при естественной темпераментности, захватывал красотой, блеском, грацией. Лопухов обладал совершенством жестов и поз. Будто сошедший с полотен великих старых мастеров, Андрей Лопухов в танцах разных народов выглядел живописно и выразительно, в особенности в дуэте с Валентиной Ивановой. Лопухов умел оживить старинную хореографию, стереть с нее патину времени. Никогда не нарушая текстовую основу танца (что свойственно сегодня многим артистам) он потрясающе искусно доносил аромат эпохи, времени, мастерски передавал колорит страны, танец которой он исполнял.
Лопухов, как никакой другой характерный танцовщик, имел способность стилизации своих танцев в соответствии с истоками их происхождения, будь то испанские, венгерские, польские, цыганские танцы. Он принял эстафету у предыдущего поколения, соблюдал преемственность, стал наследником и продолжателем лучших канонов исполнения характерных танцев, следовал существующей театральной традиции.
К его шедеврам в старой классике относились индусский танец в «Баядерке», панадерос и сарацинский танец в «Раймонде», украинский танец в «Коньке-горбунке». И. Соллертинский называл Лопухова лучшим характерным танцовщиком труппы. Танец Лопухова никогда не воспринимался как дивертисментный. Он всегда был важной составляющей спектакля, был напоен чувством, эмоцией, пластической выразительностью. Школа М. Фокина не прошла даром.
Балеты Ф. Лопухова расширили актерские возможности А. Лопухова, Артист сумел доказать, что он не просто блистательный мастер, грациозно и академично танцующий хореографические тексты, но думающий интерпретатор современной хореографии. Участие в экспериментах брата разбудило актерские возможности А. Лопухова. Оказалось, что ему подвластны и элементы скоморошьего пляса в «Ночи на Лысой горе», гротеск в «Байке про Лису». В «Красном вихре» танцы Шпаны в исполнении В. Ивановой и А. Лопухова были пронизаны весельем, задором, бравадой, ухарством, лихостью и беспечностью. От балетов Ф. Лопухова в творчестве А. Лопухова протянулась ниточка к созданию им вершинных образов в его творчестве: Баска в «Пламени Парижа», Нурали в «Бахчисарайском фонтане», Меркуцио в «Ромео и Джульетте», Отца Керима в «Партизанских днях».
Танец басков у Лопухова источал неистовую энергию, дышал восторгом, упоением грядущей победы, устремлением идти до конца. В его движениях отражались гордость и свободолюбие, жажда независимости и неустрашимость, отвага и мужество.
Выразительный образ Отца Керима Лопухов предложил в «Партизанских днях», что не осталось незамеченным внимательным И. Соллертинским: «А. Лопухов, виртуозный мастер с зажигательным ритмом и поразительной мягкости «певучести» движений, блестящий исполнитель труднейшей в танцевальном отношении партии отца Керима».
Лопухов первый исполнитель партий Нурали в «Бахчисарайском фонтане» и Меркуцио в «Ромео и Джульетте». Нурали-Лопухов был тенью своего властелина, хана Гирея, беспрекословным исполнителем его воли. В кошачьих легких движениях Нурали-Лопухова сквозили преклонение и полное подчинение Гирею. Он напоминал хищное животное из семейства кошачьих, готовое в любую минуту броситься на защиту своего господина, разорвать врага в клочья. Даже в темпераментной татарской пляске последнего акта прослеживалось, что, не колеблясь Нурали-Лопухов пожертвует даже своей жизнью, если она понадобилась бы хозяину.
Разительным контрастом прозвучал у Лопухова образ Меркуцио. В отличие от Нурали, Меркуцио Лопухова герой со светлым видением мира, воспринимающий жизнь с радостью. Он был неунывающим забавником, жизнелюбом и не отчаивался в случае неудачи. Меркуцио-Лопухов настоящий представитель эпохи Возрождения. Даже в сцене смерти он светел. Вспоминал М. Михайлов: «Всякий раз, когда приходилось видеть сцену смерти Меркуцио в исполнении А. В. Лопухова, комок подкатывал к горлу, хотя он и проводил эту сцену (так она и поставлена) в тонах исключительно оптимистических».
Андрей Лопухов был высококлассным педагогом характерного танца, обучал своих учеников академическим традициям исполнения прививал им изысканный вкус. Через его класс прошли среди прочих Н. Дудинская, И. Бельский, Ю. Григорович, Т. Балтачеев, Б. Брускин, И. Утрецкая, Н. Мириманова. Лопухов воспитывал в своих подопечных фанатическую преданность выбранному пути.
В 1939 году Лопухов совместно с А. Ширяевым и А. Бочаровым выпустил книгу «Основы характерного танца», неоднократно переизданную и до сих пор служащую путеводителем и проводником по миру характерного танца.
Андрей Лопухов не дожил до своего пятидесятилетия. Остается только сожалеть о том, что сколько замыслов он не смог реализовать. По сию пору на сцене Мариинского театра живет Польский акт из «Жизни за царя», в котором краковяк, вальс и мазурка были им блистательно поставлены совместно с С. Коренем. Множество прима балерин с упоением танцевали и танцуют эти танцы. Искусство Андрея Васильевича Лопухова, выдающегося артиста и педагога, оказало огромное влияние на развитие балетного театра. Этого забывать никак нельзя.