ФИО: Кондратьева Марина Викторовна
Дата рождения: 1 февраля 1934 г.
Место рождения: Ленинград
Дата смерти: 8 июля 2024 г.
Место смерти: Москва
Звания/награды:
Заслуженная артистка РСФСР (1961 г.)
Народная артистка РСФСР (1965 г.)
Народная артистка СССР (1976 г.)
Орден «Знак Почета» (1959 г.)
«Орден Почета» (2001 г.)
Благодарность Министра культуры РФ – «За большой личный вклад в развитие отечественного хореографического искусства» (2003 г.)
Приз «Душа танца» (2003 г.)
Специальная премия «Золотая маска» – «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (2022 г.)
Профиль авторизован в мае 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Московское хореографическое училище (современное название: Московская государственная академия хореографии )
Дата окончания: 1952 г.
Выпускающий педагог по классике: Г. П. Петрова
Партии, исполненные за время обучения:
«Щелкунчик» (балетмейстер Вайнонен) Маша
Место работы: Государственный академический Большой театр СССР (современное название: Государственный академический Большой театр России )
Дата поступления: 1962 г.
Дата окончания работы: 1980 г.
Готовила партии с М. Т. Семеновой.
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Каменный цветок» (балетмейстер Григорович) Катерина – первая исполнительница, Хозяйка Медной горы
«Конек-горбунок» (балетмейстер Радунский) Водяница – первая исполнительница
«Паганини» (балетмейстер Лавровский) муза – первая исполнительница
«Чиполлино» (балетмейстер Майоров) Магнолия – первая исполнительница
«Золушка» (балетмейстер Захаров) Золушка
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Захаров) Мария
«Шурале» (балетмейстер Якобсон) Девушка-птица
«Спящая красавица» (редакция Мессерера, Габовича) Аврора
«Гаянэ» (балетмейстер Вайнонен) Гаянэ
«Дон Кихот» Повелительница дриад
«Шопениана» (балетмейстер Фокин, возобновление Гейденрейх) Сильфида
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Лавровский) Джульетта
«Жизель» (редакция Лавровского) Жизель
«Пламя Парижа» (балетмейстер Вайнонен) Диана Мирель
«Спартак» (балетмейстер Якобсон) Фригия
«Спартак» (балетмейстер Григорович) Фригия
«Лебединое озеро» (редакция Горского, Мессерера) Одетта-Одиллия
«Легенда о любви» (балетмейстер Григорович) Ширин
«Видение розы» (балетмейстер Фокин) Девушка
«Фауст». «Вальпургиева ночь (балетмейстер Лавровский) Вакханка
«Анна Каренина» (балетмейстеры Плисецкая, Рыженко, Смирнов-Голованов) Анна
«Спящая красавица» (редакция Григоровича) Аврора
«Икар» (балетмейстер Васильев) Эола
«Эти чарующие звуки» (балетмейстер Васильев) Солистка
Среди концертных номеров:
«Лебедь» (балетмейстер Фокин)
«Классическое па-де-де» на музыка Обера (балетмейстер Гзовский)
«Сильфида» па-де-де
«Весенние воды» (балетмейстер Мессерер)
«Мелодия Глюка (балетмейстер Мессерер)
Участие в конкурсах:
Название конкурса: Всемирный фестиваль молодежи и студентов
Дата проведения: 1955 г.
Место проведения: г. Варшава
Награда: Лауреат, первая премия
Осуществила редакции следующих балетов:
«Спящая красавица» – Королевский балет Новой Зеландии
«Баядерка», «Дон Кихот», «Золушка», Жизель», «Пахита» Гран па – Корейский национальный балет
«Корсар» – Центральный балет Китая
«Вечер балетов Мариуса Петипа» – Балетная труппа Оперы Ниццы
«Пахита» гран па, «Па-де-катр» – Большой театр
Место учебы: Государственный институт театрального искусства (ГИТИС) (современное название: Российский институт театрального искусства)
Дата окончания: 1980 г.
Место работы: Государственный академический Большой театр СССР (современное название: Государственный академический Большой театр России )
Дата поступления: 1980 г.
Дата окончания работы: 2023 г.
Должность: педагог-репетитор
Среди учеников: А. Антоничева, Е. Шипулина, Н. Осипова, О. Смирнова, Ю. Степанова, М. Шрайнер, Н. Кобахидзе, А. Туразашвили, А. Чапкина, Н. Бирюкова.
Место работы: Государственный институт театрального искусства (ГИТИС) (современное название: Российский институт театрального искусства)
Дата поступления: 1980 г.
Дата окончания работы: 1987 г.
Должность: преподаватель
Место работы: Московское хореографическое училище (современное название: Московская государственная академия хореографии )
Дата поступления: 1990 г.
Дата окончания работы: 2000 г.
Должность: педагог классического танца (с 1999 — профессор).
С 1987 г. одновременно с работой в Большом театре, вела занятия в Институте танца в Москве
Репетировала с балеринами «Театра классического балета» М. Перкун-Бебезиче и В. Тимашовой, также работала с артистами труппы «Большой театр — студия Юрия Григоровича», в том числе с Е. Князьковой.
«Легенда о любви» фильм-балет
«Паганини» фильм-балет
«Балерина Марина Кондратьева»
«Это бесконечное фуэте»
«Имя музы – Марина»
Телевизионные и интернет-проекты:
«Билет в Большой»
«В вашем доме»
«Звезды крупным планом»
«Зеленая гостиная»
«Нескучная классика»
В Большом театре шла премьера балета Л. Лавровского «Паганини». В одном из эпизодов на сцене появился персонаж, олицетворяющий любимую женщину гения и его Музу. Легкая, почти бестелесная, в ореоле белоснежных одежд, она поддерживала музыканта, пробуждала вдохновение, окрыляла его душу. Музой Паганини была Марина Кондратьева.
Ты оживаешь на ветру, прозрачно-легкая от солнца.
Струишься дрожью по перу и слово стоном отдается.
Звучи и длись. Дыши навзрыд! Раскрашивай собою небо.
И разжигай в сердцах костры, и проступай в глазах ответом.
Кричи насквозь! Плач изнутри, вновь отдаваясь в венах пульсом,
На отражениях любви соленым проступая вкусом.
Но будь — со мной. Но будь — моей в безумной наготе желанья.
Стирая грани всех страстей единством нашего дыханья
(Аль Квотион)
Танец Музы-Кондратьевой был метафоричен, персонифицировал веру, отображал возвышенное стремление выдающейся личности Паганини к борьбе с его лицемерными врагами, к созданию великих произведений, рождал неутолимую жажду творчества. Лирический образ Музы-Кондратьевой обретал силу и уверенность, что истинный гений сильнее смерти. В достаточно абстрактной партии Музы Кондратьева искала и находила конкретные черты подруги, спутницы, соратника, выявляла искренние человеческие чувства. Исповедальный танец Музы-Кондратьевой являл мечту, веру и надежду в жизни композитора.
Марина Кондратьева была артисткой обладающей удивительными качествами настоящей лирической танцовщицы. Танец ее прозрачный и нежный, был чист как глоток хрустальной воды в жаркий полдень. Высокий парящий прыжок единил ее с недосягаемо прекрасным небосводом, сияющим лазурью в солнечный день. Кондратьева танцевала с такой легкостью, что временами казалось, что она, подобно сильфиде, олицетворяла стихии воздуха.
Касьян Ярославич Голейзовский писал о Кондратьевой: «Если бы Терпсихора существовала в действительности, воплощением её была бы Марина Кондратьева. Не знаешь и не можешь уловить, когда она опускается на землю. То видишь только одни её глаза, то лёгкие изящные ноги, то только одни выразительные руки. Все вместе они рассказывают убедительным языком чудесные истории. Но вот еле заметный поворот плеча — и её нет… и кажется, что её вообще не было. Она, как раннее розовое облачко, то появляется, то тает на глазах».
Ажурный танец Кондратьевой был будто писан тончайшей акварелью. А на сценических костюмах ее героинь вполне могли быть вышиты слова Честь, Постоянство, Милость, Щедрость, Сострадание, Доброта.
Придя в Большой театр, Кондратьева достаточно скоро стала получать ведущие роли в текущем репертуаре, первой из которых была титульная партия в «Золушке» Р. Захарова. Золушка-Кондратьева – трепетная и наивная мечтательница. Она абсолютно естественно ощущала себя в сказочной стихии балета. Попав на бал во дворец, героиня Кондратьевой с упоением танцевала с заморскими гостями, откликалась на ухаживания Принца. Во всех движениях сквозили радость жизни, наслаждение моментом.
Танец Золушки-Кондратьевой то мягкий и деликатный, то стремительный и чувственный, раскрывал ее душевный настрой. Невесомые прыжки, стремительные вращения, воздушная пальцевая техника помогали в рождении образа романтичной духовной натуры, искренней и приподнятой. Она виделась подлинным совершенством, а в финале, в знаменитом amoroso, представала вполне земной девушкой, наконец-то обретшей свое счастье.
Вслед за «Золушкой» в репертуаре танцовщицы чередой стали появляться главные роли: Мария в «Бахчисарайском фонтане», Сюимбике в «Шурале», Аврора, Гаянэ, Джульетта. Особое место заняли партии в балетах Григоровича: Катерина в «Каменном цветке», Ширин в «Легенде о любви», Фригия в «Спартаке». Она даже станцевала Хозяйку Медной горы.
Григорович нашел в Кондратьевой идеальную исполнительницу партии Катерины. Героиня Кондратьевой, задушевная и хрупкая, поражала упорством и целеустремленностью. Отстаивая Данилу, она прославляла силу и широту уральского характера. Ее Катерина убеждала непоколебимой верой в нравственный идеал.
Удачу Кондратьевой в партии Катерины закрепил ее неменьший успех в роли Ширин. Непосредственностью и лукавством окрашена первая встреча хрупкой восточной принцессы Ширин с Ферхадом, которая выливалась в большое настоящее подлинное по своей глубине чувство. Кондратьева показывала свою героиню в развитии. От сцены к сцене росло понимание Ширин-Кондратьевой, крепла ее влюбленность. Психология Кондратьевой Ширин в беззаветной любви, вере в Ферхада, понимании своей правоты перед Мехменэ Бану. Кондратьева подчиняла образное решение партии пластическому рисунку, постепенно штрихами воссоздававшему образ востока. Светлая, утонченная Ширин Кондратьева противостояла кроваво-черному окружению Мехменэ Бану, приобретала весомость открытой чистой натуры, прямо смотревшей в глаза будущему.
Одна из основных тем творчества Марины Кондратьевой – тема милосердия и человечности в искусстве – получила дальнейшее преломление в роли Жизели, считавшейся одной из наиболее выдающихся работ танцовщицы. Жизель-Кондратьева – идеал нравственной красоты, героиня, отстаивающая право любить и быть любимой. Она свято верила в любовь, способную разрушить любые преграды, сломить вековые устои. Первоосновой образа явилась поэтика живого незапятнанного чувства. Своей внутренней гармонией и непорочностью героиня Кондратьевой спасала любимого. Высокие парящие полеты ее Жизели, отличающиеся невесомостью и воздушностью, воспринимались как путь к освобождению Графа из плена виллис. Артистка раскрывала образ Жизели, объединяя воедино две стороны: физическую и духовную, выразив через пластико-танцевальный рисунок роли богатство души персонажа.
Неожиданно прозвучал выбор М. Плисецкой Кондратьевой на роль Анны Карениной. Казалось бы, образ Анны лежал вне сферы дарования танцовщицы, но Кондратьева сумела предложить свою запоминающуюся трактовку этой партии. Она наделила героиню романтическими чертами. Анна-Кондратьева мятежная, несчастная женщина, непонятая и отвергнутая обществом. Балерина заставляла сопереживать ее Анне, была проникновенна, способна растрогать.
Марина Кондратьева была желанной партнершей для многих кавалеров. Наиболее гармоничным был ее дуэт с М. Лиепой. В разные годы она выступала Н. Фадеечевым, М. Лавровским, Ю. Владимировым, А. Годуновым, Б, Хохловым, В. Тихоновым, Я. Сехом и другими танцовщиками.
На протяжении многих лет Кондратьева служила педагогом-репетиром Большого театра. Готовившая свои партии с М. Т. Семеновой, она передавала накопленный опыт и знания своим подопечным. Внушительный список ее воспитанниц включал Л. Семеняку, Н. Грачеву, А. Антоничеву, Е. Шипулину, Н. Капцову, Н. Осипову, О. Смирнову, Ч. Ализаде, Ю. Степанову среди прочих. Она репетировала с танцовщицей Театра классического балета М. Перкун-Бебезиче, которая под руководством Кондратьевой получила золотую медаль на IV Московском международном конкурсе 1981 года.
Кондратьева была реставратором-редактором балетов наследия. Ее редакции шли в Большом театре, Королевском театре Новой Зеландии, Корейском национальном балете, Центральном балете Китая, в Опере Ниццы. Творчеству артистки были посвящены документальные фильмы, теле и интернет-проекты.
Марина Кондратьева была балериной высокой профессиональной культуры, строгого академизма, безупречно владевшая виртуозным техническим мастерством. Участие в спектаклях Большого театра различных направлений выявило ее талант безупречного ощущения стиля интерпретируемых произведений. Своим мастерством она создавала достоверные танцевально-музыкальные трактовки различных партий. Нашедшая себя в искусстве балета, Марина Викторовна Кондратьева навсегда останется в его мировой истории.