ФИО: Кириллова Галина Николаевна
Дата рождения: 5 (18) марта 1916 г.
Место рождения: г. Екатеринбург
Дата смерти: 24 июня 1986 г.
Место смерти: г. Киев
Награды/звания:
Заслуженная артистка РСФСР (1940 г.)
Народная артистка УССР (1977 г.)
Орден «Знак Почета» (1939 г.)
Сталинская (Государственная) премия (1948 г.)
Профиль авторизован в апреле 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Ленинградский государственный хореографический техникум (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Год выпуска: 1935
Выпускающий педагог по классике: А. Я. Ваганова
Партии, исполненные во время обучения:
«Катерина» (балетмейстер Лавровский) Юленька
Место работы: МАЛЕГОТ (современное название: Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского — Михайловский театр)
Дата поступления: 1935 г.
Дата окончания работы: 1946 г.
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Мнимый жених» (балетмейстер Фенстер) Беатриче – первая исполнительница
«Фадетта» (балетмейстер Лавровский) Мадлон – первая исполнительница
«Тщетная предосторожность»(балетмейстер Лавровский) Лиза – первая исполнительница
«Кавказский пленник» (балетмейстер Лавровский) Нина – первая исполнительница
«Сказка о попе и работнике его Балде» (балетмейстер Варковицкий) Чертовка, Поповна – первая исполнительница
«Светлый ручей» (балетмейстер Ф. Лопухов) Зина
«Арлекинада» (балетмейстер Ф. Лопухов) Королева бала
«Коппелия» (балетмейстер Ф. Лопухов) Сванильда
«Ашик-Кериб» (балетмейстер Фенстер) Магуль-Мегери
«Чудесная фата» (балетмейстер Анисимова) Марья-краса
Место работы: Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1942 г.
Дата окончания работы» 1961 г.
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Золушка» (балетмейстер Сергеев) Кривляка
«Раймонда» (редакция Сергеева) Раймонда
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Захаров) Мария
«Баядерка» (редакция Чабукиани, Пономарева) Гамзатти
«Лебединое озеро» (редакция Сергеева) Одетта-Одиллия
«Фауст». «Вальпургиева ночь» (балетмейстер Лавровский) Вакханка
«Весенняя сказка» (балетмейстер Ф. Лопухов) Снегурочка
«Медный всадник» (балетмейстерЗахаров) Параша, Царица бала
«Спящая красавица» (редакция Сергеева) Аврора, Флорина, Белая кошечка
«Милица» (балетмейстер Вайнонен) Милица
«Пламя Парижа» (балетмейстер Вайнонен) Мирель де Пуатье
«Дон Кихот» Повелительница дриад
«Шопениана» (балетмейстер Фокин) Сильфида
«Руслан и Людмила» «Сон». (балетмейстер Фокин) Солистка
Место работы: Московское хореографическое училище (современное название: Московская государственная академия хореографии )
Дата поступления:1961 г.
Дата окончания работы: 1970 г.
Должность: педагог классического танца
Место работы: Киевское государственное хореографическое училище (современное название: Киевский государственный профессиональный хореографический колледж)
Дата поступления: 1972 г.
Дата окончания работы: 1986 г.
Должность: педагог классического танца
Среди учениц: Т. Таякина, Н. Семизорова, А. Кушнирева, Т. Боровик, В. Снежина, Е. Костылева, Е. Андриенко
Место работы: Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1956 г.
Дата окончания работы: 1961 г.
Должность: заведующая труппой
Место работы: Министерство культуры РСФСР
Дата поступления: 1961 г.
Дата окончания работы: 1970 г.
Должность: инспектор по хореографическим училищам в отделе учебных заведений
Место работы: Национальный академический театр оперы и балета имени Тараса Шевченко, Киев
Дата поступления: 1973 г.
Дата окончания работы: 1974 г.
Должность: художественный руководитель балета
Место работы: Киевское государственное хореографическое училище (современное название: Киевский государственный профессиональный хореографический колледж)
Дата поступления: 1972 г.
Дата окончания работы: 1986 г.
Должность: художественный руководитель
«Галина Кириллова – легкая, тонкая, воздушная, своими элегантными танцами напоминает Галину Уланову», такую характеристику Агриппина Яковлевна Ваганова дала своей ученице Галине Кирилловой. Кириллова окончила ленинградскую балетную школу в 1935 году. Ей было уготовано место в труппе Кировского театра. Но друг и наставница Кирилловой, Л. Д. Блок, настоятельно советовала молодой танцовщице поступить на службу в МАЛЕГОТ (ныне Михайловский театр), что Кириллова и сделала, обидев и восстановив против себя любимого педагога.
Это оказался правильный выбор. В Малом оперном Кириллова заняла лидирующее положение, стала исполнительницей главных ролей в премьерных спектаклях Л. Лавровского, В. Варковицкого, Б. Фенстера, в балетах Ф. Лопухова. Балетмейстеров привлекали физические данные танцовщицы. Она пропорционально сложена, обладала редким высоким полетным прыжком, владела всем арсеналом академической танцовщицы. Современники отмечали прозорливый ум артистки, а главное, удивительное чувство юмора, так пригодившееся Кирилловой в МАЛЕГОТе при создании главных партий в балетах-комедиях.
Артистка сразу же пришлась ко двору в молодом коллективе, быстро заняв лидирующее положение. Редкая премьера в МАЛЕГОТе обходилась без участия Кирилловой. Капризная Мадлон в «Фадетте», сметливая Лиза в «Тщетной предосторожности», аристократичная княжна Нина в «Кавказском пленнике» (все балеты были сочинены Л. Лавровским), томная Поповна и безудержная Чертовка в «Сказке о попе и работнике его Балде» (балетмейстер В. Варковицкий), верная Магуль Мегери в «Ашик Керибе» (постановка Б. Фенстера) – все эти роли подтвердили, что Кириллова умела замечательно адаптироваться к любым стилистическим нюансам хореографии, чутко откликалась на предложенные балетмейстерами ходы и решения.
Ее персонажи были живыми людьми со свойственными только им характерами, положительными чертами и недостатками. Она проживала жизни своих героинь умело, целиком и полностью, отдаваясь трактуемым ролям. И возникали животрепещущие картины человеческих судеб, совершенно разных, приближенных к реальности. Она обладала талантом быть романтичной, лиричной, жизнерадостной, озорной, гордой и тщеславной, но никогда не утрировала, не переходила границ. Танцовщица не была склонна к шаржированию без надобности, что допускали балеты-комедии четко знала чувство меры.
В «Фадетте» Кириллова исполнила роль красивой, надменной кокетки Мадлон. Капризная жеманница, Мадлон-Кириллова, не лишена обаяния. Она женственна и обаятельна. Кирилловой отлично удавался действенный танец. В танце Мадлон Кирилловой рождался образ заносчивой, спесивой, цепкой крестьянской девушки, не желавшей упустить своего жениха, что не мешало ей заигрывать с другим парнем. Кириллова мастерски вскрывала характер своего персонажа, опираясь как на хореографию Лавровского, так и на литературный первоисточник, «Маленькую Фадетту» Жорж Санд.
В «Тщетной предосторожности» Кириллова-Лиза никак не наивная простушка. Она активна, решительна и энергична. Искренне верящая в счастливую развязку событий, понимая, что во многом это дело ее рук, Лиза-Кириллова с азартом преодолевала сопротивление матушки Симонны, покоряла обаянием и привлекательностью.
Она с успехом, хладнокровно,
В балетную взлетает высь, но амплуа ее – условно:
«Чертовка» с «томною поповной»
В одной Кирилловой слились!
Эта эпиграмма появилась после участия Кирилловой в премьере «Сказки о попе и работнике его Балде» В. Варковицкого, в котором танцовщица предстала аж в двух ролях: Поповны и Чертовки. Создатели окрестили свой опус хореографической шуткой. Так и трактовала обе свои роли Галина Кириллова. «Сказка о попе» выявила еще одну грань таланта Кирилловой: дар перевоплощения. В этом балете Кириллова в своих персонажах воплотила связь фантазии и юмора. Томная мещаночка Поповна, искреннее влюбившаяся в Балду, непрочь выскочить за него замуж. Артисткой был предложен вполне живой, жизненный образ. Кириллова далее перерождалась в Чертовку. Изощренная техника танцовщицы в гротесковом танце Чертовки у Кирилловой привлекала виртуозностью, азартностью и куражом.
В «Ашик Керибе» и в особенности в «Кавказском пленнике» предстала совсем иная Галина Кириллова. Ее Магуль Мегери была грациозной и нежной как лань. Основные черты героини Кирилловой – преданность, ум, доброта и скромность, были выражены в полной мере.
Княжна Нина в «Кавказском пленнике» общепризнанно была большой удачей танцовщицы. Достаточно сказать, что, увидев Кириллову в «Кавказском пленнике» Ваганова простила беглянку и разрешила ей посещать свой балеринский класс. Казалось, что княжна Нина-Кириллова сошла на сцену с портретов Ивана Макарова, певца женской красоты, написавшего замечательный портрет Н. Н. Гончаровой. Мечтательная натура, Нина-Кириллова жила более чувством, нежели разумом. За внешним лоском светской дамы высвечивались заносчивость и холодность. Эта роль артистки получила дальнейшее развитие впоследствии в ролях, исполненных ей в Кировском театре: Раймонды, Гамзатти, Царицы бала, Мирель де Пуатье.
В 1946 году Кириллова станцевала главную роль в «Мнимом жениха» Б. Фенстера на сцене МАЛЕГОТа. Эта партия принесла танцовщице огромный успех среди коллег и зрителей, а также Сталинскую (Государственную) премию. За внешней серьезностью Беатриче-Кирилловой были скрыты сообразительность и хватка. Она знала, что ей нужно от жизни. Артистка непринужденно переходила из одного состояния в другое. В ее Беатриче прихотливо были переплетены лирическое и гаерское, драматическое и потешное. В мужском обличии она великолепно сражалась на шпагах, с шиком крутила залихватские фуэте, была остра и угловата. В женском одеянии она превращалась в застенчивую пленительную девушку, мечтающую о своем любимом. Эта роль прославила Кириллову, выдвинув ее в один ряд с лучшими балеринами ее поколения.
Придя в Кировский театр Кириллова исполняла ряд главных ролей. Она станцевала Одетту-Одиллию, Раймонду, Аврору, Гамзатти, Марию, Парашу, другие партии. Своеобразная манера танца Кирилловой оказалась невостребованной в Кировском театре. На эту артистку надо было ставить, в соавторстве с балетмейстерами могли родиться новаторские спектакли, как это произошло в довоенном МАЛЕГОТе. Но не случилось. Кириллова постепенно перешла на административную работу, а потом вообще перебралась в Москву.
В 1970-1980 годы она возглавляла Киевский балет (1973-1974 гг.), а с 1972 года до конца своих дней Киевское хореографическое училище. Среди ее учениц звезды балета Украины Т. Таякина, А. Кушнирева, Т. Боровик, Е. Костылева, солистки Большого театра Н. Семизорова и Е. Андриенко. Творческий путь Галины Николаевны Кирилловой бескорыстного служения Терпсихоре, школе А.Я. Вагановой, возрождался в ее ученицах, в следующих поколениях. В этом и состоит золотое звено преемственности.