ФИО: Иордан Ольга Генриховна
Дата рождения: 5 (18) мая 1907 г.
Место рождения: г. Санкт-Петербург
Дата смерти: 27 мая 1971 г.
Место смерти: Г. Ленинград
Звания/награды:
Заслуженная артистка РСФСР (1939 г.)
Заслуженный деятель искусств Киргизской ССР (1950 г.)
Орден «Знак Почета» (1939 г.)
Профиль авторизован в мае 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Ленинградский государственный хореографический техникум (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Год выпуска: 1926
Выпускающий педагог по классике: А. Я. Ваганова
Партии, исполненные во время обучения:
«Талисман» (возобновление Пономарева, Ширяева) Нирити (выпускной спектакль)
Место работы: Ленинградский ГОТОБ, впоследствии театр имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1926 г.
Дата окончания работы: 1950 г.
Партии, исполняемые во время работы в театре:
«Пламя Парижа» (балетмейстер Вайнонен) Жанна – первая исполнительница
«Золотой век» (балетмейстеры Вайнонен, Якобсон, Чеснаков) Дива – первая исполнительница
«Лебединое озеро» (балетмейстер Ваганова) Одиллия – первая исполнительница, Лебедь
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Захаров) Зарема – первая исполнительница
«Тарас Бульба» (балетмейстер Ф. Лопухов) Панночка – первая исполнительница
«Весенняя сказка» (балетмейстер Ф. Лопухов) Дева-краса – первая исполнительница
«Красный мак» (балетмейстеры Ф. Лопухов, Пономарев, Леонтьев) Тао Хоа
«Лауренсия» (балетмейстер Чабукиани) Лауренсия
«Раймонда» (балетмейстер Петипа) Раймонда
«Баядерка» (редакция Чабукиани, Пономарева) Гамзатти
«Эсмеральда» (балетмейстер Ваганова) Эсмеральда
«Корсар» (редакция Петипа) Медора
«Спящая красавица» (балетмейстер Петипа) Флорина, фея Бриллиантов
«Коппелия» (новая редакция Чекетти) Сванильда
«Конек-горбунок» Царица вод
«Ручей» Заэль
«Лебединое озеро» (редакция Ф. Лопухова) Одетта-Одиллия, па-де-труа
«Катерина» (балетмейстер Лавровский) Катерина
«Пульчинелла» (балетмейстер Ф. Лопухов) Смеральдина
«Дон Кихот» Китри, Повелительница дриад, Цветочница
«Шопениана» (балетмейстер Фокин) Сильфида
«Медный всадник» (балетмейстер Захаров) Коломбина
Место работы: МАЛЕГОТ (современное название: Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского — Михайловский театр)
«Светлый ручей» (балетмейстер Ф. Лопухов) Классическая танцовщица
«Итальянское каприччио (балетмейстер Иордан) Мадлена
Место работы: Саратовский театр оперы и балета (современное название: Саратовский академический театр оперы и балета)
«Лебединое озеро» Одетта-Одиллия
Место работы: Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Должность: педагог классического танца с 1950 г.
Среди учениц: Л. Климова, Л, Панова, Г. Полюх, Н. Звонарева
Место работы: Московское хореографическое училище (современное название: Московская государственная академия хореографии )
Дата поступления: 1963 г.
Дата окончания работы: 1969 г.
Должность: педагог классического танца
Место работы: Государственный академический Большой театр СССР (современное название: Государственный академический Большой театр России )
Дата поступления: 1963 г
Дата окончания работы: 1969 г.
Должность: репетитор
Во время Блокады Ленинграда возглавляла балетную труппу Городского театра.
В 1926 году, на следующий год после блистательного выпуска Марины Семеновой, Ленинградский хореографический техникум окончила новая ученица А. Я. Вагановой, даровитая, ни на кого непохожая, Ольга Иордан. Ваганова решила показать свою выпускницу в роли Нирити в старинном «Талисмане». Выбор не был случайным.Агриппина Яковлевна наверняка отдавала себе отчет, что Иордан будут сравнивать с предыдущими исполнительницами партии Нирити Пьериной Леньяни и Ольгой Преображенской.
Но молодая артистка с честью выдержала испытание. Экзамен был сдан на «отлично». Иордан продемонстрировала виртуозный танец, отменную выучку, хорошие манеры, танцевала с упоением. Ученица оказалась и первоклассной мимисткой, не просто чисто исполнив техническую отделку партии, а создав законченный образ. Танцовщица была зачислена в труппу Ленинградского театра оперы и балета и постепенно начала осваивать текущий репертуар.
Современник Иордан, М. М. Михайлов, участвовавший с балериной во многих спектаклях, вспоминал: «Ваганова А. Я. часто говорила, что танцевальная манера Ольги Иордан несколько сходна с той, какой обладала Кшесинская. При очень хорошей технической оснащенности в танцах Иордан брала элегантной манерой и безупречным по вкусу апломбом. Это придавало необыкновенную привлекательность ее танцу. Прыжки ее были не высоки, но необыкновенно воздушны. Ничуть не напрягаясь, она скакала на пальцах в любой позе и свободно вертела туры в различных комбинациях».
Вскоре после прихода в театр Иордан выступила в партии Китри в балете «Дон Кихот», которая на годы стала одной из лучших ролей артистки в балетах наследия. В интерпретации Иордан старый балет зазвучал по-новому, засверкал свежими красками. Образ Китри, не требующий особой психологической разработки, у Иордан был жизненно естественным. Кружилась ли Китри-Иордан в танце с цирюльником Базилем, кокетничала ли с Гамашем, спорила ли с отцом, трактирщиком Лоренцо, она была одинаково естественна в проявлении чувств и характера. Вылепленный сочными мазками, образ Китри у Иордан искрился выдумкой и остроумием. За независимой манерой держаться проглядывала цельная, эмоциональная натура девушки, активно добивающейся своего счастья.
Эта роль продемонстрировала сверкающую грациозность, гибкость и пластическую выразительность танцовщицы, позволившие ей выявить волевой характер и практический ум своей героини. А в сцене сна дон Кихота второго акта балета Иордан в облике Дульсинеи утвердилась как тончайшая классическая танцовщица академического направления.
В «Спящей красавице» Иордан танцевала фею Бриллиантов. Ей удалось передать сияющий блеск дорогого камня тончайшей огранки. Разноцветными огнями, будто поднесенный к солнечному свету роскошный камень у Иордан явился символом строгой и чистой красоты, богатства, любви и вечности.
Творчество Ольги Иордан привлекало современных хореографов. Она стала первой исполнительницей главных ролей в «Золотом веке» (Дива), «Пламени Парижа» (Жанна), «Бахчисарайском фонтане» (Зарема), «Тарасе Бульбе» (Панночка), «Весенней сказке» (Девица-краса).
К «Золотому веку» как зрители, так и критика, отнеслись с прохладцей. Он ненадолго задержался в репертуаре театра, но Иордан удалось создать достаточно колоритный запоминающийся образ Дивы, пытающейся соблазнить Капитана советской команды. Танец Дивы, сочиненный на сочетании классического и салонного танцев 1920-1930х годов, не лишенный налета легкого эротизма, у Иордан ассоциировался с манерой Жозефины Бейкер, легендарной танцовщицы и иконы стиля. Он отличался пластичностью, артистизмом и чувством стиля.
В «Пламени Парижа» Жанна-Иордан предстала жизнерадостной, уверенной в своей правоте девушке из народа. Она верила в победу, была оптимистична и преданна идее. В знаменитом па-де-де танец Жанны-Иордан воспевал пылкую радость, воспринимался как праздничный салют, был гимном триумфу воли и целеустремленности.
В судьбе нашей трудностей часто немало,
Стучатся к нам в двери нужда и беда,
Но как бы жестоко нас жизнь ни трепала,
Бороться за счастье должны мы всегда.
Последнее дело – сдаваться без боя,
Безвольно, легко покоряясь судьбе,
Лишь тот пересилит несчастье любое,
Кто к трудной и долгой способен борьбе.
Не бойтесь, что могут порой неудачи,
Потери, невзгоды вас разные ждать,
Боритесь за счастье упорно, иначе
Не будите вы никогда побеждать.
К намеченным целям идти надо смело,
Хоть к ним пути будут очень трудны.
За счастье борьба – это нужное дело,
И мы уходить от него не должны.
(М. Крюков)
Зарема у Иордан натура твердая, напористая. В неистовстве страсти, не совладея со своими чувствами, она вонзила нож в соперницу, и, преклоняясь перед своим повелителем, любя его безмерно, покорно принимала смерть от суда Гирея. Танцовщице оказалась по плечу психологическая драма любви и ревности, исполненная с трепетом и с присущей Иордан исповедальностью.Она была живописна в этой роли.
В начале войны Кировский театр был эвакуирован в Молотов (ныне Пермь). Ольга Иордан осталась в осажденном городе. Сила воли, жажда жизни, упорство в борьбе, активная позиция и любимая работа спасли ее, помогли выжить. Танцовщица вспоминала: «Чтобы не произошло, надо заниматься, надо сохранять танцевальную форму, не отстать, не дисквалифицироваться, хоть и не ясно, когда и где придется еще танцевать. Но все, кого я знаю,были заняты делом – своим делом. Значит, и мне надо заниматься своим. Это мой долг. Фашисты были бессильны уничтожить советское искусство, которое продолжало жить даже под огнем пушек».
Иордан провела всю блокаду в Ленинграде. Она продолжала танцевать, дарить людям надежду. Балерина собрала вокруг себя группу артистов. Они выступали с концертами. С 1943 года артистка стала руководить балетом Городского блокадного театра, возобновила «Эсмеральду», которая за время войны была показана 30 раз. Потом появились «Конек-горбунок», «Шопениана», фрагменты «Пахиты», «Бахчисарайского фонтана», концертные номера. Много сил отдавала Иордан блокадным детям, помогала им. Это был истинный подвиг танцовщицы.
После войны Иордан вернулась на несколько лет в родной Кировский, станцевала премьеру «Весенней сказки» Ф. Лопухова. В МАЛЕГОТе поставила «Итальянское каприччио» и исполнила в нем главную роль. В 1950 году Ольга Иордан оставила сцену. Более чем 20 лет она преподавала в Ленинградском хореографическом училище. Среди ее учениц Л. Климова, Л, Панова, Г. Полюх, Н. Звонарева. Несколько лет Иордан вела класс в Московском хореографическом училище, служила репетитором а Большом театре. Искусство замечательной представительницы вагановского полка, Ольги Генриховны Иордан подобно золотому сечению в природе, архитектуре, музыке. Оно не должно стереться в памяти, быть забыто. Его надо запомнить навсегда.