ФИО: Гердт Елизавета Павловна
Дата рождения: 17 (29) апреля 1891 г.
Место рождения: г. Санкт-Петербург
Дата смерти: 6 ноября 1975 г.
Место смерти: г. Москва
Звания/награды:
Заслуженная артистка РСФСР (1925 г.)
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1951 г.)
Орден Трудового Красного Знамени (1937 г.)
Профиль авторизован в августе 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Императорское Петербургское театральное училище (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой)
Дата окончания: 1908 г.
Выпускающий педагог по классике: М. М. Фокин
Партии, исполненные за время обучения в училище:
«Оживленный гобелен» (балетмейстер Фокин) Армида
Место работы: Императорский Мариинский театр; с 1935 – Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1908 г.
Дата окончания работы: 1928 г.
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Шубертиана» (балетмейстер Чекрыгин) Солистка – первая исполнительница
«Красный вихрь» (балетмейстер Ф. Лопухов) Сила революции – первая исполнительница
«Пульчинелла» (балетмейстер Ф. Лопухов) Смеральдина – первая исполнительница
«Спящая красавица» (балетмейстер Петипа) Аврора, фея Сирени, фея Золота
«Баядерка» (балетмейстер Петипа) Никия
«Пахита» (балетмейстер Петипа) Пахита
«Лебединое озеро» (балетмейстеры Петипа, Л. Иванов) Одетта-Одиллия
«Щелкунчик» (балетмейстер Л. Иванов) фея Драже
«Конек-горбунок» Царь-девица, Повелительница нереид, Царица вод
«Дочь фараона» (балетмейстер Петипа) Аспиччия
«Раймонда» (балетмейстер Петипа) Раймонда, Генриетта
«Арлекинада» (балетмейстер Петипа) Коломбина
«Шопениана» (балетмейстер Фокин) Мазурка, 7й вальс
«Синяя борода» (новая редакция Н. Легата) Анна
«Коппелия» (новая редакция Чекетти) Заря
«Жизель» Классический дуэт, Мирта
«Павильон Армиды» (балетмейстер Фокин) Армида
«Карнавал» (балетмейстер Фокин) Коломбина
«Испытание Дамиса» (балетмейстер Петипа) Изабелла
«Эсмеральда» (новая редакция Петипа) Флер де Лис
«Времена года» (балетмейстер Петипа) Зима
Место работы: Государственное Петроградское академическое театральное (балетное) училище (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Дата поступления: 1917 г.
Дата окончания работы: 1934 г.
Должность: Педагог классического танца
Среди учениц: А. Данилова, А. Шелест, Н. Красношеева, С. Шеина, Н. Федорова
Место работы: Ленинградский ГАТОБ, впоследствии театр имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1927 г.
Дата окончания работы: 1934 г.
Должность: педагог класса усовершенствования
Место работы: Московское хореографическое училище (современное название: Московская государственная академия хореографии )
Дата поступления: 1935 г.(с перерывом на 1942-1945 гг.)
Дата окончания работы: 1960 г.
Должность: педагог классического танца
Среди учениц: М. Плисецкая, Р. Стручкова, Е. Максимова, В. Бовт, М. Редина, И. Тихомирнова, М. Боголюбская, Е. и К. Рябинкины
Место работы: Государственный академический Большой театр СССР (современное название: Государственный академический Большой театр России )
Дата поступления: 1935 г (с перерывом на 1942-1945 гг.)
Среди учениц: С. Мессерер, Ж. Кун, Т. Райндвийр, М. Дротнерова
Место работы: студия при Грузинском театре оперы и балета имени З. Палиашвили
Дата поступления: 1942 г.
Дата окончания работы: 1945 г.
Должность: педагог
Место работы: Ленинградский государственный хореографический техникум (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой) )
Дата поступления: 1930 г.
Дата окончания работы: 1932 г.
Должность: Художественный руководитель
Место работы: Московское хореографическое училище (современное название: Московская государственная академия хореографии) )
Дата поступления: 1936 г.
Дата окончания работы: 1937 г.
Должность: Художественный руководитель
Она порхает по сцене, как птица,
Меняя фуэте на батманы.
Ну разве можно в неё не влюбиться?
Когда в движениях нет обмана.
(Н. Ананин)
«Лилия балета», Елизавета Гердт, была выдающейся балериной и не менее выдающимся педагогом. Джордж Баланчин говорил: «Когда я думал о чистоте линий классического танца, передо мной встает образ Елизаветы Гердт, красота и подлинная пластика ее движений». Гердт считалась идеалом классической танцовщицы, уникальность дарования которой заключалась в умении создавать запоминающиеся образы танцевальными средствами.
Дочь Павла Андреевича Гердта, который, вне сомнения, оказал влияние на обучение своей талантливой дочери, выпускница Михаила Михайловича Фокина, Гердт впитала в себя все лучшие черты петербургской школы классического балета. Танец ее, совершенный по чистоте, мог служить наглядным пособием по изучению деталей и нюансов правильного, грамотного выполнения тех или иных движений. Она была воплощением красоты ничем незамутненного классического танца, безупречного по форме и стилю.
Не обладавшая буйным темпераментом, Елизавета Гердт прекрасно ощущала рамки своего амплуа. Она никогда не выходила на сцену в ролях,предполагающих большие, открытые эмоции, зато в партиях, не требующих сценических эффектов, в которых во главу угла был возведен абсолютный танец, ей не было равных.
Гердт пришла в театр в 1908 году. На выпускном спектакле ее партнером был Вацлав Нижинский. Постепенно Гердт осваивала репертуар. Одной из коронных у Гердт была титульная партия в балете Петипа «Раймонда». Индивидуальности танцовщицы были сродни образы гордых, полных собственного достоинства, принцесс и графинь. Раймонда-Гердт, казалось, сошла со старинного гобелена. Ее танец был гимном творению Петипа. От природы одаренная музыкальностью, артистка чутко откликалась на фиоритуры различных музыкальных инструментов, солирующих в пяти виртуозных вариациях героини, и была их зримым воплощением на сцене.
В императорском Мариинском театре Гердт прошла все ступени иерархической лестницы. В 1913 году она – первая танцовщица, с 1920 года – балерина. Чуть более десяти лет понадобилось артистке для восхождения на высшую ступень пьедестала, чтобы достигнуть положения примы.
А. Л. Волынский писал о ней: «Гердт похожа на ландыш. Но танцует она, при линиях мягкого строения, твердо, выворотно, отчеканивая каждую деталь. Трудные перекидывания тела с одной ноги на другую, en avant, она проделывает мастерски. При этом – никакого жеманства, никаких струн сценического кокетства. Все исполнено благородного аристократизма, стиля и школы в лучшем смысле этого слова».
В 1920е годы Гердт признанная прима. Она участница премьер, для нее возобновлялись старые классические спектакли. Гердт была жрицей высокого подлинного искусства, фанатично преданная балету. Артистка отметала все стороннее, наносное, стала провозвестником и глашатаем школы Петипа и Иогансона. Танцуя в основном классику, Гердт тем не менее явилась первой исполнительницей главных партий в «Красном вихре» и «Пульчинелле» Ф. Лопухова, доказав, что совершенное владение арсеналом классической танцовщицы позволило ей решать любые сценические задачи.
Наиакадемичнейшая, (по словам сына Е. Вязем, критика Н. Носилова) танцовщица ленинградского балета смогла освоить язык современного хореографа, быть полноправной участницей премьерных спектаклей.
Подлинная прозрачная красота безупречного танца привлекала в исполнении Гердт, постоянно пополняя ряды ее почитателей. Сама Елизавета Гердт вспоминала: «Однажды я танцевала «Раймонду». По ходу действия ко мне подошли два рыцаря и подают букет цветов. …. Зимой живые цветы! К тому же я заметила две пары юношеских глаз, смотрящих с обожанием. В антракте я решила узнать, кто эти рыцари. Рыцарями оказались два студента, отдавшие последние деньги за эти цветы. Оба участвовали в спектакле для заработка, как статисты. Это были Женя Мравинский (потом знаменитый дирижер) и Коля Черкасов – будущий знаменитый актер».
В 1928 году Гердт покинула сцену и полностью посвятила себя педагогике, хотя преподавать она начала еще с 1917 года. На педагогическом поприще, сначала в Петрограде-Ленинграде, а затем в Москве, Гердт снискала неменьшую славу. Среди ее учениц в Ленинграде были А. Данилова, ставшая послом русского балета на западе, А. Шелест, Н. Красношеева, Н. Федорова, прима МАЛЕГОТа С. Шеина. В Москве Гердт служила в Московском хореографическом училище и одновременно в Большом театре. Список учениц Гердт внушителен: М. Плисецкая, Р. Стручкова, Е. Максимова, В. Бовт, Е. и К. Рябинкины, И. Тихомирнова, М. Редина, М. Боголюбская. В театре в классе усовершенствования помимо ее выпускниц в разные годы занимались С. Мессерер, Ж. Кун, Т. Райндвийр, М. Дротнерова.
Трудно переоценить вклад Елизаветы Павловны Гердт в эволюцию балетного театра ХХ века. Ее искусство живо в ее ученицах, и ученицах ее учениц. Так соблюдается преемственность поколений. Так живет и развивается традиция.