ФИО: Ермолаев Алексей Николаевич
Дата рождения: 10 (23) февраля 1910 г.
Место рождения: Санкт-Петербург (по другим источникам Тверская губерния)
Дата смерти: 12 декабря 1975 г.
Место смерти: г. Москва
Звания/награды:
Заслуженный артист РСФСР (1937 г.)
Народный артист Белорусской ССР (1940 г.)
Народный артист РСФСР (1951 г.)
Народный артист СССР (1970 г.)
Лауреат Сталинской (Государственной) премии СССР (1946 г., 1947 г., 1950 г.)
Орден «Знак Почета» (1937 г.)
Орден Трудового Красного Знамени (1940 г., 1951 г.)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «За доблестный труд»
Профиль авторизован в августе 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Петроградская школа русского балета А. Л. Волынского
Год обучения: 1920 г.
Педагог: Н. Г. Легат
Место учебы: Государственное Петроградское академическое театральное (балетное) училище (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой) )
Дата поступления: 1921 г.
Год выпуска: 1926 г.
Выпускающий педагог по классике: В. И. Пономарев
Место работы: Ленинградский ГОТОБ, (впоследствии театр имени С. М. Кирова, современное название: Государственный академический Мариинский театр))
Дата поступления: 1926 г.
Дата окончания работы: 1930 г.
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Талисман» (балетмейстер Н. Легат) Бог ветра (выпускной спектакль)
«Ледяная дева» (балетмейстер Ф. Лопухов) Зимняя птица – первый исполнитель
«Красный мак» (балетмейстеры Ф. Лопухов, Пономарев, Леонтьев) Китайский фокусник, Божок – первый исполнитель
«Спящая красавица» (балетмейстер Петипа) Голубая птица
«Конек-горбунок» Гений вод
«Корсар» (редакция Петипа) Купец
«Дон Кихот» Базиль
«Лебединое озеро» (балетмейстеры Л. Иванова, Петипа) Принц Зигфрид
«Ручей» (по Сен Леону) Джамил
Место работы: Государственный академический Большой театр СССР (современное название: Государственный академический Большой театр России) )
Дата поступления: 1930 г.
Дата окончания работы: 1958 г.
Партии,исполненные за время работы в театре:
«Комедианты» (балетмейстер Чекрыгин) Мигуэль – первый исполнитель
«Мирандолина» (балетмейстер Вайнонен) Рипафратта– первый исполнитель
«Мир победит войну» (балетмейстеры Ермолаев, Радунский)– первый исполнитель
«Медный всадник» (балетмейстер Захаров) Евгений – первый исполнитель
«Сказ о каменном цветке» (балетмейстер Лавровский) Северьян– первый исполнитель
«Пламя Парижа» балетмейстер Вайнонен) Филипп– первый исполнитель
«Щелкунчик» (балетмейстер Вайнонен) Щелкунчик-принц– первый исполнитель
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Лавровский) Тибальд – первый исполнитель
«Спящая красавица»(редакция Тихомирова) Голубая птица, Дезире
«Тщетная предосторожность» (балетмейстер Горский) Колен
«Баядерка» (редакция Горского, Тихомирова) Индусский танец, Солор
«Лебединое озеро» (балетмейстер Горский) Принц Зигфрид
«Раймонда» (балетмейстер Горский) Жан де Бриен
«Раймонда» (редакция Лавровского) Абдерахман
«Шопениана» (балетмейстер Фокин, возобновление Чекрыгина) Юноша
«Красный мак» (балетмейстеры Лащилин, Тихомиров) Авантюрист
«Красный мак» (балетмейстер Лавровский) Ли Шанфу
«Конек-горбунок» (балетмейстерГорский) Океан
«Конек-горбунок» (редакция Никитиной, Поспехина, Радунского) Молодой раб
«Жизель» (возобновление Монахова) Граф Альберт
«Жизель» (редакция Лавровского) Граф Альберт, Ганс
«Три толстяка» (балетмейстер Моисеев) Тибул
«Светлый ручей» (балетмейстер Ф. Лопухов) Классический танцовщик
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Захаров) Вацлав, Гирей
«Дон Кихот» Базиль
Танцы в операх:
«Иван Сусанин» («Жизнь за царя») картина «Польский бал» (балетмейстер Захаров)
«Руслан и Людмила» Лезгинка (балетмейстер Захаров)
«Князь Игорь». Половецкие пляски. (балетмейстер Горский). Куман
Осуществлённые постановки:
Государственный театр оперы и балета Белорусской ССР (современное название: Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь)
«Соловей» (совместно с Ф. Лопуховым)
«Пламенные сердца»
Государственный академический Большой театр СССР (современное название: Государственный академический Большой театр России))
«Мир победит войну» (совместно с А. Радунским)
Государственный академический Большой театр СССР (современное название: Государственный академический Большой театр России) )
Дата поступления: 1960 г.
Дата окончания работы: 1975 г.
Должность: педагог-репетитор
Среди учеников: В. Васильев, М. Лавровский, А. Годунов, М. Лиепа, Б, Акимов, Н. Федоров
Место работы: Московское хореографическое училище (современное название: Московская государственная академия хореографии) )
Дата поступления: 1960 г.
Дата окончания работы: 1972 г.
Должность: педагог классического танца
Среди учеников: Ю, Владимиров, В. Лагунов, С. Радченко, Ю. Ветров
Место работы: Московское хореографическое училище (современное название: Московская государственная академия хореографии )
Дата поступления: 1968 г.
Дата окончания работы: 1972 г.
Должность: художественный руководитель
«Ромео и Джульетта» Фильм-балет. Тибальд
Алексей Николаевич Ермолаев. М., Искусство, 1954 г.
Алексей Ермолаев. Сборник статей. М., Искусство. 1974 г.
Алексей Ермолаев. Статьи, воспоминания. М.Советский композитор 1982 г.
Известный критик В. Голубов (Потапов) писал об Алексее Ермолаеве: «После него нельзя было танцевать так, как танцевали до него». Ермолаев был танцовщиком незаурядного дарования. Он проложил тропу к новому осмыслению мужского танца.Его искания были подхвачены и развиты В. Чабукиани, К. Сергеевым и С. Капланом, которые утвердили предложенный Ермолаевым инновационный стиль мужского танца. Без Ермолаева и впоследствии Чабукиани мужской танец вряд ли бы достиг таких высот, вряд ли разрушил бы исторически сложившиеся стереотипы о месте мужчины-танцовщика в балетном спектакле. Виртуозный танец Ермолаева и Чабукиани сделали мужской танец полноправным участником спектакля, а придуманные ими новые движения поражали беспредельными возможностями танцующих. На сцену ворвался свежий воздух новизны, в их исполнении отражался дух времени, энтузиазм, обновление традиций.
Проучившись год в Школе русского балета А. Л. Волынского у Н. Г. Легата, Ермолаев в 1921 году поступил в Петроградское театральное (балетное) училище (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой), которое окончил в 1926 году по классу В. И. Пономарева. Пономарев для выпускного спектакля выбрал старый балет «Талисман», в котором своему ученику поручил партию Бога ветра Вайю. Это был счастливый выбор. Ермолаев ворвался на академическую сцену, неся собой безудержную стихию природы. Его танец увлекал свободой, был напоен воздухом, свежим дыханием. Он обрушивался как шквал, цунами. Могучий прыжок артиста переворачивал понятия о мужском танце. Ермолаев ломал традиции, открывал пути к созданию новых, пересматривал поставленное с позиций современного танцовщика. Он утверждал на сцене героическое начало действенного танца.
Буря мчится. Снег летит.
Ветер воет и свистит.
Буря страшная ревет,
Буря крышу с дома рвет.
Крыша гнется и грохочет.
Буря плачет и хохочет.
Злится буря, точно зверь,
Лезет в окна, лезет в дверь.
Одной из первых ролей Ермолаева в ЛенГОТОБе, театре, куда молодой артист был принят в 1926 году сразу же после окончания балетной школы, была Голубая птица в «Спящей красавице». Герой Ермолаева не был похож на безмятежную птицу, своими трелями завлекающую принцессу Флорину и поющую ей любовные признания. Он завоевывал ее. Полеты Голубой птицы Ермолаева напоминали покорение неба диковинной птицей, мощно раскинувшей руки-крылья над тонкой Флориной. Он защищал и оберегал ее, стерег ее покой.
Суровым властелином водной стихии предстал Гений вод Ермолаев в балете «Конек-горбунок». Свободно распоряжаясь своей вотчиной, в каскаде атлетически могутных прыжков рождался образ неукротимой природы, стихии воды, неимоверной энергии, большой внешней и внутренней силы.
Высоко ценивший талант Ермолаева Ф. Лопухов занял артиста в своем балете «Ледяная дева» в образе Зимней птицы. Балетмейстер вспоминал: «Мне очень нравился Ермолаев как актер-творец. Я ценил созидательное начало в его искусстве: бросишь ему мысль, он тотчас же развертывает и обогащает. Такие таланты встречаются редко – исполнительские и сочинительские в равной степени.Во всяком случае, в творческом содружестве актера и постановщика Ермолаев был и остается для меня непревзойденным образцом».
В это же время Ермолаев вышел в партии Базиля в «Дон Кихоте». Танцовщик сделал роль Базиля более виртуозной, наполнив вариации персонажа невероятно сложными, придуманными им самим движениями.
В 1930 году Ермолаев перешел в Большой театр. Он продолжал танцевать классику, принял участие в премьере «Пламени Парижа», выступил в «Светлом ручье». Роль Классического танцовщика в «Светлом ручье» проявила еще одну из граней таланта одаренного танцовщика. Оказалось, что ему по плечу не только масштабные героические партии, но и характеры комедийные с элементами гротеска, клоунады и даже гаерства. Все это было выполнено с отменным вкусом и чувством меры.
К сожалению, Большой театр не использовал в полной мере талант выдающегося артиста. В репертуаре Ермолаева в 1930-х годах не появилось значительных ролей, равных его дарованию по масштабу и силе воздействия. С 1939 года из-за серьезной травмы ноги Ермолаев перешел на игровые роли, в которых раскрылись неизведанные до той поры грани его таланта. К исполнительским шедеврам артиста принадлежит его Тибальд в «Ромео и Джульетте» Лавровского. К счастью, этот образ запечатлен в фильме-балете «Ромео и Джульетта», что является единственной возможностью убедиться воочию в грандиозности дарования Алексея Ермолаева.
Ермолаев-Тибальд буян и бретер. Он решал все вопросы только при помощи клинка. «Что обнажил меч и говоришь о мире! Я ненавижу это слово». Хладнокровный дуэлянт, способный вонзить свою шпагу в любого, кто встал на его пути, он фанатично отстаивал честь дома Капулетти, считал это своим долгом. Бьющий через край темперамент, азарт, предвкушение боя делали Тибальда Ермолаева живым полнокровным персонажем, у которого каждый жест был значителен и понятен.Недаром по силе воздействия на зрителей игру Ермолаева в «Ромео и Джульетте» сравнивали с игрой И.Москвина и Л. Леонидова.
В роли кавалера Рипафратта в «Мирандолине» В. Вайнонена Ермолаев подтвердил свою славу мастера перевоплощения. В его герое замысловато были переплетены брутальность и комизм. Обладающий тонким чувством юмора, Ермолаев создал полнокровный образ надменного женоненавистника, поначалу презирающего Мирандолину, но в конце концов попадающего под ее очарование.
Ермолаев неоднократно пробовал свои силы как балетмейстер-постановщик. Он поставил в Большом театре Минска балеты «Соловей» (совместно Ф. Лопуховым) и«Пламенеющие сердца», а в Большом театре вместе с А. Радунским вечер из 8 хореографических миниатюр «Мир победит войну». Один из номеров вечера, «Агрессор», был признан по смелости воплощении замысла шедевром.
То, что Ермолаеву не удалось до конца воплотить на сцене, он щедро дарил своим ученикам, будучи выдающимся репетитором. Среди его подопечных были В. Васильев, М. Лавровский, М. Лиепа, А. Годунов, Б. Акимов, Н. Федоров. Имена говорят сами за себя. В 1960-1972 годах Ермолаев педагог классического танца Московского хореографического училища. Из его класса вышли Ю, Владимиров, В. Лагунов, С. Радченко, Ю. Ветров, другие артисты.
За что бы не брался Алексей Ермолаев во всем он стремился «дойти до самой сути» и ему это удавалось с лихвой. Творчеству Ермолаева были посвящены два сборника статей и воспоминаний. На доме, в котором проживал танцовщик в Брюсовском переулке, в 2000 году была установлена мемориальная доска. Но главное в том, что сегодняшний виртуозный мужской танец во многом обязан Алексею Николаевичу Ермолаеву, без новаторского творчества которого все могло бы сложиться иначе.