ФИО: Чикваидзе Елена Георгиевна
Дата рождения: 20 ноября 1910 г.
Место рождения: г. Тифлис (ныне г. Тбилиси)
Дата смерти: 11 мая 1996 г.
Место смерти: г. Москва
Звания/награды:
Заслуженная артистка РСФСР (1948 г)
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976 г.)
Орден «Знак Почета» (1940 г.)
Орден Трудового Красного знамени (1976 г.)
Профиль авторизован в сентябре 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Ленинградский государственный хореографический техникум (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой)
Дата окончания: 1929 г.
Педагоги: М. Ф. Романова, А. Я. Ваганова
На выпускном спектакле исполнила акт из балета «Эсмеральда» и партию Осени в балете «Времена года» (балетмейстер Петипа)
Место работы: Ленинградский ГОТОБ, впоследствии театр имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1929 г.
Дата окончания работы: 1941 г.
Среди партий, исполненных за время работы в театре:
«Лауренсия « (балетмейстер Чабукиани) Хасинта – первая исполнительница
«Спящая красавица» (балетмейстер Петипа) фея Виолант, Белая кошечка, принцесса Флорина
«Лебединое озеро» (балетмейстер Ваганова) Лебедь
«Сердце гор» (балетмейстер Чабукиани) Маниже
«Дон Кихот» Уличная танцовщица
«Конек-горбунок» Жемчужина
«Лебединое озеро» (балетмейстеры Петипа, Л, Ивановы) па-де-труа
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Лавровский) Джульетта
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Захаров) Зарема
В 1938 году была первой исполнительницей партии Черкешенки в балете «Кавказский пленник» (балетмейстер Лавровский) в МАЛЕГОТе (современное название: Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского — Михайловский театр)
Место работы: Ереванский театр оперы и балета имени А. Спендиарова (ныне Национальный академический театр оперы и балета имени Александра Спендиаряна)
Дата поступления: 1941 г.
Дата окончания работы: 1943 г.
Место работы: Государственный академический Большой театр СССР (современное название: Государственный академический Большой театр России)
Дата поступления: 1943 г.
Дата окончания работы: 1957 г.
Среди партий, исполненных за время работы в театре:
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Захаров) Зарема
«Лебединое озеро» (редакция Горского, Мессерера) Одетта-Одиллия
«Шопениана» (балетмейстер Фокин) Сильфида
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Лавровский) Джульетта
«Пламя Парижа» (балетмейстер Вайнонен) Диана Мирель
«Конек-горбунок или Царь-девица» Жемчужина
«Красный цветок» (балетмейстер Лавровский) Тао Хоа
«Спящая красавица» (балетмейстер Петипа) Белая кошечка
«Дон Кихот» Уличная танцовщица»
«Фадетта» (балетмейстер Лавровский) Фадетта
«Фауст». Вальпургиева ночь (балетмейстер Лавровский) Вакханка
«Хованщина» (балетмейстер Захаров) Персидка
«Князь Игорь». Половецкие пляски (балетмейстер Голейзовский) Персидка
«Демон» Лезгинка (балетмейстер Ф. Лопухов)
Место учебы: Московское хореографическое училище (современное название: Московская государственная академия хореографии)
Дата поступления: 1954 г.
Дата окончания работы: 1956 г.
Должность: педагог классического танца
Место работы: Государственный академический Большой театр СССР (современное название: Государственный академический Большой театр России)
Дата поступления: 1956 г.
Дата окончания работы: 1982 г.
Должность: балетмейстер-репетитор
Во второй половине 1920-х-начале 1930-х годов ленинградский балет переживал небывалый взлет. Еще служили оставшиеся в России звезды императорской сцены. Но ученицы А.Я. Вагановой год за годом завоевывали лидирующие позиции. В 1929 году к ним присоединилась еще одна – Елена Чикваидзе.
Путь в балет Чикваидзе начался в Тбилиси, в балетной студии М. Перини, в которой она постигала азы классического танца вместе с В. Чабукиани. Чабукиани уехал в Ленинград и вскоре позвал туда и Чикваидзе. Он уже учился в Ленинградском хореографическом техникуме (нынешней Академии русского балета имени А.Я. Вагановой). Чикваидзе откликнулась на приглашение друга и в 1929 году она уже выпускница техникума. На заключительном спектакле ей доверили акт из балета «Эсмеральда» и партию Осени во «Временах года» Петипа. За этим последовало предложение работы в Лен ГОТОБе (ныне Мариинский театр).
Даже в небольших ролях, исполненных Чикваидзе в начале сценической карьеры, становилось понятно, что она прирожденная балетная актриса, эмоциональная и чувствующая. Одной из первых ролей Чикваидзе на казенной сцене была партия Белой кошечки в «Спящей красавице». У танцовщицы, по сути, дивертисментный номер парада сказок, воспринимался как законченная миниатюра, сыгранная свежо и необычно. Это был любовный дуэт. Кошечка-Чикваидзе снисходительно принимала заигрывания Кота в сапогах, настороженно следила за его поведением, слегка флиртовала с ним. Ей льстило заигрывание с ней кавалера, она была готова откликнутся на его ухаживание, но ему было не избежать царапания и раздора, если он пытался зайти слишком далеко.
Не будучи танцовщицей-виртуозкой в буквальном понимании этого термина, Чикваидзе оказалась идеальной исполнительницей ролей в хореодрамах, хотя небезуспешно танцевала и некоторые роли в балетах наследия: Флорину в «Спящей красавице», Одетту-Одилллию, Жемчужину в «Коньке-горбунке».
Артистке лучше удавались роли, в основе которых лежали подлинные чувства и переживания реальных персонажей. Она умела проникать во внутренний мир своих героинь, а не быть формальной исполнительницей, добросовестно прочерчивающей внешний рисунок роли. Ей сродни были партии лирические, чистые, овеянные дымкой романтики, но жизненно правдоподобные.
Ее лучшие роли, Маниже в «Сердце гор», Зарема, Джульетта, Хасинта в «Лауренсии», Черкешенка в «Кавказском пленнике», исполненные на ленинградской сцене, Тао Хоа, Фадетта, Диана Мирель в Большой театре в Москве, подтвердили, что танцовщице по словам критика Г. Кремшевской «…на сцене театра удавались роли, сложные по характеру. Она полнее всего ощущала ранимость своих героинь и тонкую душевную организацию. Лучшими в ее исполнении остались Хасинта в «Лауренсии» и Черкешенка в «Кавказском пленнике».
В «Сердце гор» Чикваидзе нашла безошибочно-верные интонации в трактовке образа Маниже. Исполнительнице в одинаковой степени удались как лирические, так и драматические эпизоды. А в национальных танцах ей не было равных. Маниже-Чикваидзе тоскующая любящая девушка, отличающаяся сердечной добротой, преданностью любимому, покорностью, терпением. Но она могла быть и смелой, решительной, закрывая своего любимого от удара кинжала и погибая при этом. Артистка в роли Маниже отличалась нежной грацией, чарующей женственностью и поразительной красотой.
В «Лауренсии» Чикваидзе трактовала партию Хасинты как драму растоптанной души, поругания достоинства. В этой роли она поднималась до истинной трагедии. Хрупкая, задушевная Хаситнта-Чикваидзе оказывалась незащищенной перед сжатым кулаком мучительства и насилия.
14 апреля 1938 года в МАЛЕГОТе (ныне Михайловский театр) состоялась премьера балета Л. Лавровского «Кавказский пленник», в который он пригласил Чикваидзе на партию Черкешенки. Черкешенка-Чикваидзе – олицетворение природы Кавказа, Она натура романтичная, мечтательная. В любви для нее смысл жизни. Героиня Чикваидзе проявляла высоконравственное величие, освобождая пленника. Она это делала бескорыстно. Черкешенка-Чикваидзе расставалась с жизнью, узнав, что он влюблен в другую, оставаясь честной перед самой собой.
И. Соллертинский писал в рецензии на спектакль: «В «Кавказском пленнике» она [Чикваидзе] впервые раскрылась как выдающаяся артистка трагического плана, владеющая богатейшей мимикой и искусством глубоко одухотворять танец … Чикваидзе раскрывает образ Черкешенки с настоящим драматическим темпераментом».
Незадолго до начала Великой Отечественной войны вслед за Г. Улановой Чикваидзе станцевала Джульетту в «Ромео и Джульетте» Л. Лавровского. Танцовщица предложила свой убедительный художественный образ Джульетты, не повторяя трактовки Улановой. Она показала эволюцию чувства героини от первого робкого признания до глубокой всепоглощающей чувственной любви, с истинно шекспировскими страстями.
В ней – смуглый жар ее народа,
В ней дикой грации свобода
И нежность первая любви…
Шекспир и Лермонтов в крови.
Во время войны, в 1941-1943 годах, Чикваидзе солистка Ереванского театра оперы и балета имени Спендиарова. В 1941 году она стала матерью (сын ее, Михаил Лавровский, в будущем стал народным артистом СССР, лауреатом Ленинской премии).
С 1943 года Елена Чикваидзе солистка Большого театра. Танцовщица выходила на сцену в ролях Тао Хоа («Красный цветок» Л.Лавровского), в титульной роли его же «Фадетты», танцевала Зарему, Джульетту, Одетту-Одиллию, Диану Мирель в «Пламени Парижа», участвовала в операх «Фауст» (Вакханка в «Вальпургиевой ночи» Лавровского), «Князь Игорь» (Персидка в «Половецких плясках» К. Голейзовского), «Хованщина» в танце персидок, поставленном Р. Захаровым, других спектаклях.
Ласковая, чуткая, наивная Фадетта-Чикваидзе излучала сияние света, в лучах которого отражались ее душевная чистота и поэзия. В «Красном цветке» Чикваидзе предложила драматичный образ китайской девушки. Она раскрывала духовное возрождение героини, постепенно сбрасывающей оковы смирения, безропотности и повиновения.
Чикваидзе много и успешно выступала на концертной эстраде, гастролировала по своей стране и за рубежом. По окончании карьеры танцовщицы она выбрала традиционный путь педагога и репетитора, служила в Большом театре и Московском хореографическом училище. Елена Георгиевна Чикваидзе осталась в истории отечественного балета как замечательная артистка и просто красивая женщина. А иначе быть и не могло.