ФИО: Зубковский Николай Александрович
Дата рождения: 8 декабря 1911 г.
Место рождения: Смоленск
Дата смерти: 3 июня 1971 г.
Место смерти: Ленинград
Звания, награды:
Заслуженный артист РСФСР (1939 г.)
Орден «Знак Почета» (1940 г.)
Сталинская (Государственная) премия второй степени (1948 г.)
Фильмография
Концерт мастеров искусств. 1952 г.
Библиография
Николай Зубковский; «Статьи и воспоминания о Зубковском. Творческое наследие»; СПб, Андреев и сыновья, 1993 г.
Статьи в энциклопедиях, периодической печати
Профиль авторизован в апреле 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Ленинградский государственный хореографический техникум (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Год выпуска: 1931
Педагоги: Л. С. Леонтьев, В. И. Пономарев
Место работы: Ленинградский ГОТОБ, впоследствии театр имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1931 г.
Дата окончания работы: 1962 г.
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Гаянэ» Карен – первый исполнитель
«Баядерка» Золотой божок (балетмейстер Зубковский) – первый исполнитель
«Татьяна» (балетмейстер Бурмейстер) Николай – первый исполнитель
«Дон Кихот» Базиль
«Красный мак» (балетмейстер Захаров) Ли Шанфу – первый исполнитель
«Спящая красавица» (балетмейстер Петипа) Голубая птица, Дезире
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Захаров) Вацлав, Юноша
«Медный всадник» (балетмейстер Захаров) Евгений
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Лавровский) Меркуцио
«Тщетная предосторожность» (балетмейстеры Петипа, Л. Иванов, возобновление Пономарева) Колен
«Эсмеральда» (балетмейстер Ваганова) Актеон, Гренгуар
«Красный мак» (балетмейстер Ф. Лопухов) Китайский божок
«Щелкунчик» (балетмейстер Вайнонен) Щелкунчик-Принц, Негр, Паяц
«Катерина» (балетмейстер Лавровский) Зефир
«Лебединое озеро» (балетмейстер Ваганова) Граф
«Лебединое озеро» (редакция Лавровского) па-де-труа
«Лебединое озеро» (редакция Ф. Лопухова) Зигфрид
«Жизель» классическое па-де-де
«Ледяная дева» (балетмейстер Ф. Лопухов) Зимняя птица
«Конек-Горбунок» Гений вод
«Карнавал» (балетмейстер Фокин) Арлекин
«Тарас Бульба» (балетмейстер Ф. Лопухов) Андрий
«Пламя Парижа» (балетмейстер Вайнонен) Пьер, Филипп, Жером
«Шопениана» (балетмейстер Фокин) Юноша
«Лауренсия» (балетмейстер Чабукиани) Менго
«Раймонда» (балетмейстер Вайнонен) Паж
«Золушка» (балетмейстер Сергеев) Принц
«Милица» (балетмейстер Вайнонен) Зоран
«Корсар» Раб (балетмейстер Чекрыгин) Па-де-де
Партии, исполненные в МАЛЕГОТ (современное название: Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского — Михайловский театр)
«Фадетта» (балетмейстер Лавровский) Рене – первый исполнитель
«Сказка о попе и работнике его Балде» (балетмейстер Варковицкий) Бесенок – первый исполнитель
«Мнимый жених» (балетмейстер Фенстер) Труффальдино – первый исполнитель
«Ашик-Кериб» (балетмейстер Фенстер) Плясун – первый исполнитель
«Светлый ручей» (балетмейстер Ф. Лопухов) Классический танцовщик – первый исполнитель
«Арлекинада» (балетмейстер Ф. Лопухов) Арлекин
«Тщетная предосторожность» (балетмейстер Лавровский) Колен
«Коппелия» (балетмейстер Ф. Лопухов) Премьер балета
Концертные номера
«Бесовская пляска» (балетмейстер Якобсон)
«Поэма экстаза» (балетмейстер Якобсон)
«Баядерка» Танец Золотого божка
Место работы: Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1962 г.
Дата окончания работы: 1971 г.
Должность: педагог класса усовершенствования
Место работы: Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Дата поступления: 1965 г.
Дата окончания работы: 1971 г.
Среди учеников: Б. Бланков, Д. Брянцев, В. Гуляев, О. Игнатьев, В. Островский, Т. Хярм, С. Грицай, М. Еникеев.
1931 год. Январь. «Спящая красавица» Чайковского-Петипа на сцене Ленинградского театра оперы и балета. В последнем акте, в параде сказок, в па-де-де Флорины и Голубой птицы,очарованная пением парящей над ней птицы хрупкая нежная принцесса Флорина была заворожена трелями порхающим в высоких невесомых прыжках Принцем, обращенным в птицу. Он сливался с воздушным пространством, признаваясь в своих чувствах к принцессе, и оберегал ее. Так дивертисментный номер превратился в живое воплощение сказки мадам д'Онуа. В исполнении еще учеников Ленинградского хореографического техникума, участвующих в спектакле (а это были Наталия Дудинская и Николай Зубковский), па-де-де оборачивалось поэтичнейшим рассказом о нежной прекрасной возвышенной любви героев. Персонаж Зубковского был лиричен и никак не бестелесен. Зубковский, быть может, интуитивно рвал с традицией исполнения этого номера, показывая своего героя активной, действенной личностью. Случилось небывалое:ученика зачислили в труппу театра до окончания школы.
Еще на репетициях, отстаивая свою позицию, Зубковский смело спорил с самой А. Я. Вагановой, готовящей Н. Дудинскую к выходу в роли принцессы Флорины. Это отразилось на первых годах службы Зубковского в театре. Он танцевал в кордебалете, исполнил кроме Голубой птицы классическое па-де-де в «Жизели», незначительные партии Негра и Паяца в «Щелкунчике», роль второго плана в «Пламени Парижа».
Ф. В. Лопухов, разгадавший в классическом танцовщике Зубковском актерский талант, склонный к гротеску, пригласил его в новую балетную труппу МАЛЕГОТА (Михайловского театра), в которой Зубковский в 1934-1940 годы служил параллельно с Кировским театром. Там он создал галерею незабываемых образов, вошедших в историю отечественного балета. Среди его новых партий были Студент в «Арлекинаде», Классический танцовщик в «Светлом ручье» (оба в постановке Ф. Лопухова), Бесенок в «Сказке о попе и работнике его Балде» (В. Варковицкого), Рене в «Фадетте», Колен в «Тщетной предосторожности», балетах, поставленных Л. Лавровским.
В МАЛЕГОТе сложился гармоничный дуэт Г. Кирилловой и Н. Зубковского. Оба отличались высоким прыжком с элевацией, мастерским владением техникой классического танца, аккуратностью и грамотностью исполнения. К тому же они были танцовщиками-актерами.
Заслуженным успехом пользовался Зубковский в партии Студента в «Арлекинаде». Танец его был легок и элегантен, а вариации героя Лопухов разрешил Зубковскому поставить самостоятельно. Лопухов характеризовал «Арлекинаду» «как своего рода «гольдониевскую» комедию характеров, переведенную на язык танца». Главный герой балета – Студент, влюбленный в дочь Кассандра, в костюме Арлекина. Зубковский создал активный, энергичный образ. Этот балет раскрыл склонность артиста к комедийному жанру, которая с новой силой раскрылась в последующих творениях Зубковского. Танцовщик внес в образ Студента вполне конкретные черты остроумного повесы, добывающего невесту у отца-скупердяя. Он напоминал героя комедии дель арте, изворотливого, ловкого, задиристого и в тоже время наивного и оптимистичного, отличающегося остроумием. Персонаж Зубковского всегда был озарен улыбкой.
Зубковский чувствовал себя привольно в партии, изобиловавшей различного рода виртуозными прыжками. Е. Люком писала: «Долгое время находившийся в кордебалете, он был открыт Лопуховым на одном из спектаклей МАЛЕГОТа. Феноменальный прыжок, легкость и пластичность, виртуозная техника, прекрасная манера – вот, что выделяет Зубковского…..». Ей вторил В. Голубов. «В воздухе ему куда привольнее, чем на земле, он там парит птицей….». От «Арлекинады» протянулась ниточка к роли Труффальдино в «Мнимом женихе», принесшей Зубковскому залуженный успех и Сталинскую (Государственную) премию.
В «Светлом ручье» Зубковский исполнил роль Классического танцовщика. Лопухов решал балет как комедию положений. «Светлый ручей» смотрелся как эдакая «Женитьба Фигаро», перенесенная в советскую действительность 1930х годов. Балет получил высокое признание, был включен в репертуар Большого театра. И лишь опубликованная в газете «Правда» 6 февраля 1936 года редакционная статья «Балетная фальшь», полностью разгромившая спектакль, оборвала жизнь новаторского по сути балета.
Зубковскому удивительно удалась партия Классического танцовщика в «Светлом ручье», по-особенному раскрыла комедийный дар артиста. Он проводил роль с завидным чувством такта, ничего не утрируя, избегая пошлости и манерности, к которым располагали некоторые эпизоды балета. Уникальный прыжок танцовщика пришелся как нельзя кстати для эпизода, в котором Классический танцовщик по ходу сюжета переодевался в костюм Сильфиды, чтобы «пленить» своими танцами пожилого дачника. Комедийное дарование Зубковского позже проявилось в «Фадетте», «Тщетной предосторожности», Коппелии».
Свою безудержную фантазию Зубковский проявил и в «Сказке о попе и работнике его Балде» В. Варковицкого в партии Бесенка. Танцовщик предложил своеобразный многогранный образ. Его Бесенок был бахвальчивым и кичливым, проказливым и наглым, хамоватым и пугливым и в тоже время чертовски обаятельным и привлекательным.
Крылатым был еще с пеленок,
Возрос в балете как «чертенок»,
И, показав себя в Аду,
Прославил плясками «Балду».
По воспоминаниям современников, Зубковский стал практически соавтором балетмейстера, сочиняя для своего Бесенка виртуозные вариации и коды. В это же время артист подтвердил и свою славу классического танцовщика, с блеском исполнив на сцене Кировского театра партию Щелкунчика-Принца в «Щелкунчике» В. Вайнонена.
Балетмейстерское дарование Зубковский подтвердил чуть позже, сочинив и исполнив партию Золотого божка в «Баядерке», номере, органично вписавшемся в хореографическую партитуру балета. Безупречная композиция миниатюры явилась важным действенным звеном, предвещающим грядущую трагическую развязку. К тому же она была поставлена абсолютно в стиле спектакля.
Одним из лучших сценических созданий Зубковского стала роль Труффальдино в балете «Мнимый жених», поставленном в 1946 году Б. Фенстером в МАЛЕГОТе. Зубковский предстал истинным персонажем «Слуги двух господ» К. Гольдони.Он мастерски трактовал образ весельчака и жуира Труффальдино и был неотразим в этой роли. Артист наделял своего героя живым воображением. Труффальдино-Зубковский был изворотлив в зависимости от ситуации, гибок и легок. Танец воспринимался как остроумный хореографический каламбур. Но Зубковский-Труффальдино также был способен на искреннее чувство, порыв, мог быть мечтательным и задумчивым.
В эвакуации,в Молотове (ныне Пермь), в Кировском театре Зубковский станцевал Базиля, Колена, Зигфрида, Дезире, стал первым исполнителем роли Карена в «Гаянэ» Н. Анисимовой.После войны в родном театре он принял участие в «Золушке» К. Сергеева (Принц), «Ромео и Джульетте» Л. Лавровского (Меркуцио), «Медном всаднике» Р. Захарова (Евгений), блистательно воплотил роль Ли Шанфу в «Красном маке» Р. Захарова. До обидного мало. Каждая роль отличалась актерской выразительностью, законченностью мысли, красноречивой пластикой.
Зубковский был выдающимся педагогом, на протяжении долгих лет обучая классическому танцу выпускников Ленинградского хореографического училища имени А. Я. Вагановой. Имена его учеников красноречиво говорят сами за себя: Б. Бланков, Д. Брянцев, В. Гуляев, О. Игнатьев, В. Островский, Т. Хярм, С. Грицай, М. Еникеев. Зубковский вел класс усовершенствования в Кировском театре.
Его любили однокашники, коллеги и ученики, ласково называя «наш Зубарик». Искусство Николая Зубковского высоко оценивали коллеги и такие критики как Л. Д. Блок, В. И. Голубов, М. М. Михайлов, В. М. Красовская, Г. Д.Кремшевская, Н. М. Дудинская, К. М. Сергеев, В. М. Чабукиани, А. Е Осипенко и другие. Ю. Н. Григорович писал, что наряду с В. М. Чабукиани и А. Н. Ермолаевым Зубковский был одним из выдающихся танцовщиков своего времени, новатором танца. «Можно без преувеличения сказать, что влияние личности и творчества Зубковского на поколение артистов, пришедших в ленинградский балет в середине 1940-х— начале 1950-х годов, было исключительным. Его танец-полёт, танец-характер будоражил мысль и воображение. Зубковский поднимался над будничностью эпигонов «драмбалета», над застывшими канонами классического танца, открывая его неисчерпаемую образную силу».
Творчество Николая Александровича Зубковского, до конца недооцененного как выдающегося танцовщика, балетмейстера и педагога, отличал поиск новых неизведанных путей творения. Имя его в почетном ряду личностей, повлиявших на ход созидательного развития искусства танца.