22 апреля 1957 г. в ленинградском Государственном театре оперы и балета им. С. М. Кирова состоялась премьера «Каменного цветка» в постановке Юрия Григоровича – спектакля, давшего старт новой волне в советской хореографии.
Над музыкой "Сказа о каменном цветке" (таково оригинальное название балета) Сергей Прокофьев работал с конца 1940-х гг. до самой смерти. Либретто хореографа Леонида Лавровского и Миры Мендельсон-Прокофьевой было полно событий. Такой же повествовательной, перенасыщенной внешним действием и дивертисментными номерами, получилась постановка Лавровского в Большом театре (1954). Успеха она не имела, несмотря на участие Галины Улановой, Майи Плисецкой, Владимира Преображенского, Алексея Ермолаева, Раисы Стручковой и других ведущих танцовщиков.
С переосмысления и перестройки драматургии начал Григорович. В сюжетных мотивах сказов Павла Бажова он увидел, а в Прокофьевской музыке услышал, историю художника, захваченного творческой идеей, ищущего ее воплощения, не знающего покоя.
Главные герои спектакля вели четыре темы внутри этой истории. Беспокойное творческое начало владело мастером Данилой. Его невеста Катерина олицетворяла все то человеческое, что невозможно забыть, к чему невозможно не вернуться. Образ загадочной, властной природы возникал в танцах Хозяйки Медной горы. Приказчик Северьян, антипод Данилы, жаждал познать ее тайны, завладеть ими, но бесплодное, корыстное желание влекло его к гибели.
Каждое из действующих лиц имело собственный танцевальный язык. Интонации русской хореографии во всем ее разнообразии окрашивали классический танец Данилы и Катерины. Григорович не цитировал фольклор, но передавал его черты в движениях рук, положениях корпуса и головы. Партия Хозяйки Медной горы развивала приемы танцованной акробатики, открытые в 1920-х гг. Федором Лопуховым, наставником Григоровича в профессии. Характерные движения Северьяна обрисовывали образ человека, одержимого темными страстями, придавленного к земле.
Совершенно новой была форма спектакля. Действие балете текло непрерывно. С помощью художника Симона Вирсаладзе хореограф отказался от внутреннего деления актов. Малахитовая шкатулка, стоявшая в глубине сцены, открывала декорацию очередной картины. Затем ее створка закрывалась, а когда поднималась вновь - герои попадали в новую обстановку. Так Катерина и Данила после лирического дуэта оказывались в избе, где все было готово к помолвке. Танцы друзей и подруг отзывались на чувства жениха и невесты. Так по знаку Хозяйки перед Данилой распахивалось подземное царство, полное самоцветов.
Самоцветы в спектакле Григоровича танцевали. В большой сюите хореографическими средствами слагался образ каменного цветка.
В массовой картине ярмарки сцену заполняли группы девушек и парней, торговцев и торговок, купчих и купцов, скоморохов. С лирико-драматическим настроем выступали молодая цыганка и молодой цыган. Все стихало с появлением Хозяйки Медной горы, увлекавшей за собою Северьяна.
В лесу у Медной горки приказчика настигала смерть: подошвы его сапог прирастали к земле, а земля под ним разверзалась, поглощая его. Сюда же приходила Катерина. Ее любовь возвращала Данилу к людям. Хозяйка оставалась властвовать над тайнами природы, но живой человек был ей неподвластен.
Премьера "Каменного цветка" представила в полном расцвете мастерства молодое поколение ленинградской труппы. Александр Грибов - Данила, Ирина Колпакова - Катерина, Алла Осипенко - Хозяйка Медной горы, Анатолий Гридин - Северьян, Ирина Генслер - Молодая цыганка, Анатолий Сапогов - Молодой цыган. И все они, вместе с Григоровичем, открыли новую страницу в истории мирового балета!
Автор – Андрей Галкин
В Ленинграде, если верить сухим цифрам театральной статистики, в течение тридцати лет «Каменный цветок» оставался одним из самых посещаемых спектаклей, с 1957 по 1991 год его исполнили 191 раз. Вплоть до начала 1990-х легенда вдохновляла все новых и новых исполнителей. А для артистов поколения 2010-х, знающих о «Каменном цветке» лишь по рассказам и красивым старым фотографиям на школьных стенах, сегодня само имя Григоровича – легенда, синоним громкой славы советского балета. Замечания, да и просто присутствие в зале человека, лично знакомого со Стравинским, видевшего на сцене танцующего Баланчина, слушавшего рассказы Лифаря о постановке «Блудного сына» – это возможность прикоснуться к легенде.
Ольга Макарова.
«Каменный цветок» в постановке Юрия Григоровича, созданный в 1957 году в стенах Кировского (ныне Мариинского) театра, в 1959 году был перенесен на сцену Большого театра.
Постановка, осуществленная в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко в 2008 году – первая встреча балетной труппы театра с Юрием Григоровичем.
Юрий Николаевич Григорович поставил свою последнюю версию балета «Каменный цветок» в Красноярске, на Втором всероссийском форуме «Балет XXI век» 5 октября 2012 г., посвященном 85-летнему юбилею балетмейстера.
Для Красноярского балета мастер переработал собственную версию еще раз, снова сократив балет до двух актов. «Это моя совсем последняя редакция. Думаю, до одного действия сокращать балет уже не буду», -- пошутил он.
Либретто. Мариинский театр, 1957 г.
Уральский мастер-камнерез Данила мечтает создать малахитовую чашу невиданной красоты, воплотить в камне прелесть живого цветка. В деревне празднуют помолвку Данилы и Катерины. Появляется незваный гость – барский приказчик Северьян: он требует заказанную Даниле малахитовую чашу. Неудовлетворенный своей работой мастер отказывается ее отдать. Взбешенный неповиновением приказчик замахивается плеткой, но между ним и Данилой встает Катерина. Забыв о чаше, Северьян пытается обнять приглянувшуюся ему девушку. Все расходятся.
Данила остается наедине со своими думами. От старых мастеров он знает: тайной камня владеет Хозяйка Медной горы, хранительница подземных сокровищ, и пока Данила не проникнет в эту тайну, не будет ему покоя.
Являясь Даниле то ящерицей, то «малахитовой девкой», Хозяйка Медной горы заводит его в свое царство, и камни оживают перед глазами мастера: переливаясь огнями, сверкают самоцветы, распускается каменный цветок – мечта Данилы. Хозяйка Медной горы открывает перед Данилой все новые и новые секреты своих владений. Она полюбила талантливого творца и не хочет расставаться с ним. Чтобы удержать гостя навсегда, Хозяйка решает сделать его своим горным мастером.
Тем временем Катерина тоскует в ожидании суженого, которого нет уже несколько дней. Северьян издевается над ней – «ни невеста, ни замужница», и пытается силой добиться ее любви. Катерина прогоняет приказчика и решает идти на поиски Данилы.
Разыскивая любимого, Катерина попадает на ярмарку и вновь сталкивается с Северьяном и его обережными, кутящими среди цыган. Приказчик пытается увести Катерину с собой, но народ заступается за нее. Катерина убегает, а перед Северьяном возникает незнакомка, которая пристально на него смотрит. Под ее взглядом Северьян не может оторвать ног от земли. Собрав все свои силы, приказчик срывается с места и бежит за незнакомкой, а она манит его за собой все дальше и дальше. Лишь оказавшись на Змеиной горке, Северьян понимает, что перед ним Хозяйка Медной горы. Он молит ее о пощаде, но она непреклонна – Северьян проваливается под землю.
На Змеиную горку приводят поиски и Катерину: сердце подсказывает ей, что Данила где-то близко. Она зовет его. На зов откликается Хозяйка. Девушка бросается к ней и молит вернуть суженого. Любовь, верность и бесстрашие девушки трогают Хозяйку – она отпускает Данилу. Катерина и Данила возвращаются к людям.
Либретто. Краснодарское ТО «Премьера», 2004
Действие I
Данила мечтает создать чудесный каменный цветок. Приход Катерины прерывает его мечты. Они любят друг друга и счастливы. На помолвку Катерины и Данилы приходит незванно барский приказчик Северьян. Он затевает ссору с Данилой и расстраивает помолвку.
Данила остается один. Он тщетно пытается открыть тайну камня, тайну, которой владеет только Хозяйка Медной горы. В отчаянии и с надеждой Данила устремляется на Змеиную горку во владения Хозяйки Медной горы, и она возникает перед ним – неуловимая и таинственная, то в облике ящерки, то в облике «малахитовой девки». Она манит мастера в подземные чертоги. По знаку Хозяйки камни, сверкая острыми гранями и переливаясь разными красками, являют Даниле заветный каменный цветок. Данила, восхищенный увиденным, склоняется перед Хозяйкой.
Действие II
Во владениях Хозяйки Медной горы Данила-мастер познает секреты истинного творчества. Хозяйка полюбила его, талантливого творца, и не хочет расставаться с ним, она хочет, чтобы он стал ее «горным мастером».
Катерина тоскует об исчезнувшем Даниле. Она отвергает грубые домогательства Северьяна и отправляется на поиски своего избранника. Поиски приводят Катерину на ярмарку, где она сталкивается с Северьяном.
Пьяный Северьян пытается увести Катерину с собой, но она убегает, и он бросается в погоню. Но перед ним возникает незнакомая девушка, и тотчас ноги Северьяна прирастают к земле. Он с трудом отрывает их от земли и устремляется за незнакомкой, которая манит его за собой. Лишь прибежав на Змеиную горку, Северьян понимает, что перед ним волшебная Хозяйка Медной горы. Он молит о пощаде, но Хозяйка казнит «зверя и убойцу», приказывая недрам расступиться и поглотить Северьяна.
Действующие лица:
Данила
Катерина
Хозяйка Медной горы
Прокопьич, старый мастер
Северьян, приказчик
Огневушка-Поскакушка
Друзья Данилы, подруги Катерины, рабочие, мастера, обережные, цыгане, лавочники, приказчики, купцы, самоцветы
Либретто. Красноярский ТОБ, 2012
Картина первая
Уральский мастер-камнерез Данила мечтает создать чудесный каменный цветок. В поисках заветного образа ему помогает Катерина. Они любят друг друга и счастливы.
Картина вторая
На помолвку Катерины и Данилы незвано является барский приказчик Северьян. Он затевает ссору с Данилой и расстраивает помолвку. Катерина уходит, и Данила остается наедине со своими думами. Он тщетно пытается открыть тайну камня, которую охраняет от людей Хозяйка Медной горы.
Картина третья
В отчаянии и с надеждой Данила устремляется на Змеиную горку, во владения Хозяйки Медной горы, и она волшебно возникает перед ним – неуловимая и таинственная, то в облике ящерки, то в облике «малахитовой девки». Она манит мастера в подземные чертоги.
Картина четвертая
Подземелье Хозяйки. По знаку волшебницы мертвая природа оживает — камни, сверкая острыми гранями и переливаясь разными красками, являют Даниле заветный каменный цветок. Данила, восхищенный увиденным, склоняется перед владычицей неземной красоты.
Картина пятая
Во владениях Хозяйки Медной горы Данила познает секреты истинного творчества. Хозяйка полюбила талантливого творца и не хочет расставаться с ним. Чтобы удержать гостя здесь навсегда, она решает сделать его своим «горным мастером».
Картина шестая
Катерина в избе тоскует об исчезнувшем Даниле. Она отвергает грубые домогательства Северьяна и отправляется на поиски своего избранника.
Картина седьмая
Поиски приводят Катерину на ярмарку, и она вновь сталкивается с пьяным Северьяном, гуляющим с цыганами. Он преследует девушку и пытается увести Катерину с собой. Она убегает, он бросается за ней вдогонку. Однако перед ним возникает другая, странная девушка – и тотчас ноги Северьяна прирастают к земле. Он с трудом отрывает их и все же устремляется за незнакомкой, которая манит его за собой.
Картина восьмая
Лишь прибежав на Змеиную горку, Северьян понимает, что перед ним грозная волшебница – Хозяйка Медной горы. Он молит о пощаде, но Хозяйка казнит «зверя и убойцу», приказывая недрам расступиться и поглотить Северьяна.
Сюда же на Змеиную горку приводят поиски Катерину, сердце подсказывает ей, что Данила где-то близко. Она зовет его. На зов откликается Хозяйка и возникает перед Катериной. Девушка бросается к ней и молит вернуть суженого. Безграничная человеческая любовь трогает Хозяйку, и она возвращает Данилу в его земной мир — к людям и невесте.
Мариинский театр.
К сожалению, мы не смогли выяснить, кто автор фотографий с сайтов театров Мариинского, Премьера и Красноярского ТОБ. Если это
Ваши работы или Вы знаете автора - сообщите нам, пожалуйста!