Московский академический Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко представил новый вечер балетов под названием «Стравинский. Куклы. Танцы». Премьера одноактных балетов Игоря Стравинского «Петрушка» и «Жар-птица» состоялась 18, 19 и 20 апреля 2025.
Премьерные показы вечера балетов «Стравинский. Куклы. Танцы» прошли в рамках Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес».
Вечер балетов «Стравинский. Куклы. Танцы» создан при содействии MuzArts.
Нотный материл предоставлен Boosey & Hawkes Music Publishers Limited и Schott Music GmbH & Co.KG.
Балеты «Петрушка» и «Жар-птица», созданные специально для легендарных «Русских сезонов» Сергея Дягилева в начале XX века, на сцене МАМТ предстали в новой интерпретации режиссера Алексея Франдетти, хореографов Константина Семенова («Петрушка») и Кирилла Радева («Жар-птица»). Дирижером-постановщиком выступил Тимур Зангиев. Автор сценографии – Виктор Никоненко. Художники по костюмам – Анастасия Пугашкина и Екатерина Гутковская.
Кроме того, «Стравинский. Куклы. Танцы» стал первым опытом сотрудничества МАМТ и Театра кукол имени С.В. Образцова: сценическими партнерами артистов балета на сцене Музыкального театра стали куклы, созданные художником Виктором Никоненко. Они, как и танцовщики, воплотили образы сказочных героев.
Игорь Стравинский полагал, что балет – «единственная форма искусства, которая ставит в краеугольный камень задачи красоты и ничего более». Алексей Франдетти же в своей режиссерской и драматургической концепции затронул извечную проблему противостояния человека обществу.
Сказочные балеты «Петрушка» и «Жар-птица» , впервые представленные миру с разницей в один год («Жар-птица» 1910, «Петрушка» 1911), на сцене МАМТ разделил получасовой антракт, однако за один вечер зрители совершили путешествие во времени и пространстве, увидели контрастные по стилистике и драматургии спектакли.
В «Петрушке» постановщики остались близки оригинальному либретто Александра Бенуа и самого композитора — все персонажи и место действия балета сохранены. Однако благодаря сценическим и художественным решениям, а также синтезу стилей и техник, присущему хореографии Константина Семенова, сюжет спектакля обрел ряд новых смыслов.
Балет «Жар-птица» перенес зрителя в современность — в знакомые каждому человеку обстоятельства, с героями и антигероями нашего времени, характерными для них мыслями и переживаниями. Для этой постановки Алексей Франдетти написал новое либретто, а хореограф Кирилл Радев придумал индивидуальный для каждого персонажа пластический язык.
Кроме того, в сценографии «Жар-птицы» можно было наблюдать этапы становления дома BRUSOV от VOS’HOD, образ которого стал эффектной декорацией и нестандартным визуальным кодом балета. Эта коллаборация — результат сотрудничества МАМТ и компании VOS’HOD (девелопер коллекционной недвижимости), который уже второй год выступает официальным партнером театра.
Автор фотографий – Филькин Александр на сайте театра.