ФИО: Ястребова Нонна Борисовна
Дата рождения: 22 сентября 1923 г.
Место рождения: г. Петроград (г. Санкт-Петербург)
Дата смерти: 3 сентября 2012 г.
Место смерти: Г. Санкт-Петербург
Звания/награды:
Заслуженная артистка РСФСР (1957 г.)
Медаль «За боевые заслуги»
Медаль «За оборону Ленинграда»
Профиль авторизован в сентябре 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Ленинградское хореографическое училище (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой))
Год выпуска: 1941
Выпускающий педагог по классике: А.Я. Ваганова
Партии, исполненные за время обучения:
«Бэла» (балетмейстер Фенстер) Бэла (выпускной спектакль)
Место работы: Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр))
Дата поступления: 1941 г.
Дата окончания работы: 1964 г.
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Татьяна» (балетмейстер Бурмейстер) Наташа – первая исполнительница
«Отелло» (балетмейстер Чабукиани) Эмилия – первая исполнительница
«Родные поля» (балетмейстер Андреев) Вера – первая исполнительница
«Золушка» (балетмейстер Сергеев) фея Осени – первая исполнительница, Золушка, Злюка
«Клоп» (балетмейстер Якобсон) Эльзевира – первая исполнительница
«Жизель» Мирта
«Красный мак» (балетмейстер Захаров) ТаоХоа
«Гаянэ» (балетмейстер Анисимова) Гаянэ
«Спартак» (балетмейстер Якобсон) Эгина
«Щелкунчик» (балетмейстер Вайнонен) Маша
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Захаров) Зарема
«Медный всадник» (балетмейстер Захаров) Параша
«Спящая красавица» (балетмейстер Петипа) фея Флер дек Фарин, фея Виолант, Бриллиантов
«Спящая красавица» (редакция Сергеева) Аврора
«Дон Кихот» Китри, Цветочница, Повелительница дриад
«Раймонда» (редакция Сергеева) Подруга
«Баядерка» (редакция Пономарева, Чабукиани) Гамзатти, вторая вариация в «Тенях»
«Эсмеральда» (балетмейстер Ваганова) Диана
«Лебединое озеро» (редакция Сергеева) Па-де-труа
«Конек-горбунок» Царица вод
«Пламя Парижа» (балетмейстер Вайнонен) Жанна
«Хореографические миниатюры» (балетмейстер Якобсон) «Венский вальс», «Конькобежцы», «Вечная весна»
«Шопениана» (балетмейстер Фокин) 11-й вальс
Участие в конкурсах:
Название конкурса: Всемирный фестиваль молодежи и студентов
Место проведения: г. Прага
Дата проведения: 1947 г.
Награда: лауреат
Название конкурса: Всемирный фестиваль молодежи и студентов
Место проведения: г. Берлин
Дата проведения: 1951 г.
Награда: лауреат
Художественный фильм «Солистка балета» (Ольга Верейская)
Нонна Ястребова была танцовщицей, несущей радость. Во все трактуемые ею партии, даже в драматические партии, она вносила позитивную ноту. Танец ее, крепкий технически (ученица А. Я. Вагановой), рождал ощущение праздничности, веселья, задора. Безошибочное, стабильное, грамотное исполнение позволяли артистке не задумываться о техническом воплощении ролей, предоставляя возможность полного погружения в стихию танца, заражая окружающих ее артистов и зрителей зарядом бодрости и оптимизма.
Ястребова окончила Ленинградское хореографическое училище в 1941 году. На ее выпуск Б. Фенстер поставил балет «Бэла» по мотивам «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова. На 22 июня 1941 года выпала генеральная репетиция. Пару дней спустя состоялась премьера. Образ Бэлы, красивой, гордой, ранимой девушки, казалось, лежал вне дарования молодой танцовщицы. Но этот балет, который не стал большим шедевром, раскрыл повышенную эмоциональность начинающей танцовщицы, затронул лирические ноты в ее даровании. Ястребова создала чувственный образ искренней, ранимой, незащищенной души, такой, какой описал ее Лермонтов.
Артистка была зачислена в труппу Кировского (ныне Мариинского) театра. Перед ней должна была открыться дорога классической танцовщицы. Ведь ее педагог, А. Я. Ваганова, называла Ястребову очень талантливой. Но началась война. Ястребова не отправилась в эвакуацию в Молотов вместе с театром. Сменив атласные пуанты на кирзовые сапоги, артистка много выступала перед бойцами действующей армии, выезжала с концертными бригадами на фронт. Она была награждена медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Ленинграда».
После окончания войны Нонна Ястребова вернулась в театр имени Кирова. Молодость брала свое. Она быстро восстанавливалась. Безупречная вагановская школа сослужила хорошую службу. Танцовщица не потеряла свою отточенную виртуозную технику, быстро осваивала репертуар. Поначалу Ястребова исполняла традиционные партии второго плана: Подругу в «Раймонде», вариацию в «Тенях» в «Баядерке», па-де-труа в «Лебедином озере», Цветочницу и Повелительницу дриад в «Дон Кихоте», была занята в премьере «Золушки» в роли феи Осени. Постепенно репертуар расширялся, обогащаясь ведущими партиями.Одна за другой были исполнены Гаянэ в одноименном балете, Аврора в «Спящей красавице», Китри в «Дон Кихоте».
В «Гаянэ» перед Ястребовой стояла непростая задача: найти свою трактовку образа, не повторяя выдающихся предшественниц в этой партии Н. Дудинскую и А. Шелест. Танцовщица справилась с честью, создав свой индивидуальный жизненный образ армянской девушки на стыке лирики и темпераментной пылкости. Ястребова строила свою роль на контрастах реальной жизни. Ей в одинаковой мере удались как страстные, взволнованные, так и сдержанные горестные эпизоды. Но в целом в роли больше превалировали мажорные тона. В «Гаянэ» проявился драматический талант артистки, умение вникнуть в замысел и по-своему его интерпретировать.
Образ Наташи в балете В. Бурмейстера «Татьяна» оказался близок молодой танцовщице. Ястребова была очень непосредственна в роли современной девушки. Она наделяла свою героиню бесхитростной игривостью, наивным кокетством. Во всех ее движениях светились юношеские резвость и озорство. Незадолго до премьеры «Татьяны» на экраны страны вышел фильм «Солистка балета», в котором Ястребова снялась в роли молодой балерины Ольги Верейской, сыграла непосредственно и очень правдиво, что, без сомнения, помогло танцовщице при работе над партией Наташи в балете «Татьяна».
Нонна Ястребова успешно выступала как в классических балетах, так и в хореодрамах. Нежная, приветливая Аврора-Ястребова была подобна распускающемуся цветку, тянущемуся к солнцу. Это была сказочная принцесса с неподдельным ощущением упоения жизнью реального человека. Ястребова-Аврора испытывала безудержную радость, настоящие неподдельные эмоции.
В партии Китри, одной из лучших ролей артистки, Ястребова прославляла жизнь во всем ее многообразии. Китри Ястребовой была современной девчонкой, энергичной, остроумной, волевой. Ее невозможно было обвести вокруг пальца, она умела постоять за себя. Танец Ястребовой-Китри был подобен пенистому игристому вину, выпускающему разноцветные пузырьки-брызги, красивому праздничному фейерверку.
Романтикой поэзии был у Ястребовой овеян образ Параши из «Медного всадника» Р. Захарова. Ее героиня – робкая мечтательница, лелеявшая грезу о тихом счастье с любимым, ожиданием которого она и жила.
Будучи зрелым мастером Нонна Ястребова поразила неожиданной ролью Эльзевиры Ренесанс в балете Л. Якобсона «Клоп». Танцовщица оказалась не чужда гротеску и шаржированию. За изящной привлекательностью, внешним обаянием Эльзевиры-Ястребовой скрывалась вульгарная хищница, простиравшая свои щупальца на все, что ей хотелось взять. Ядром роли у Ястребовой стало ироническое пересмешничество. Артистка нигде не переступила грань преувеличения, отлично понимала меру, чтобы роль не превратилась в тривиальную карикатуру, цветистый манерный манекен. Она была убедительна и потрясающе выразительна в этой роли.
Окончив сценическую карьеру, Ястребова посвятила себя педагогике, работала за рубежом, много лет руководила детским хореографическим коллективом Ленинградского городского дворца пионеров имени Жданова (ныне Дворец творчества юных).
Японская балерина Мияко Йошида как-то заметила: «Балет – поэзия ног, изящество, легкость, красота, победа над силой притяжения. Это танец – крик души и тела, слившихся в экстазе. Не уметь танцевать нельзя, потому, что душа есть у каждого. Танец – это когда слова излишни». Оптимистичное искусство Нонны Борисовны Ястребовой тому лучшее подтверждение.