ФИО: Войшнис Любовь Ивановна
Дата рождения: 5 декабря 1923 г.
Место рождения: Кемерово
Дата смерти: 17 июня 1972 г.
Место смерти: Ленинград
Звания / награды: заслуженная артистка РСФСР
Профиль авторизован в ноябре 2024 года
Автор профиля: ВладимирПавлоцкий
Место учебы: Ленинградское хореографическое училище. А. Я. Вагановой (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Год выпуска: 1942
Выпускавший педагог по классике: А. Я. Ваганова
Место работы: Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1942 г.
Дата окончания работы: 1963 г.
Статус в театре: солистка высшей группы
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Тарас Бульба» (балетмейстер Фенстер) Оксана первая исполнительница
«Хореографические миниатюры» (балетмейстер Якобсон) «Встреча», «Конькобежцы» первая исполнительница; «Размышление», «Мать»
«Красный мак» (балетмейстер Захаров) ТаоХоа
«Красный цветок» (балетмейстер Андреев) ТаоХоа
«Шурале» (балетмейстер Якобсон) Сюимбике
«Гаянэ» (балетмейстер Анисимова) Гаянэ
«Спартак» (балетмейстер Якобсон) Эгина
«Щелкунчик» (балетмейстер Вайнонен) Маша
«Золушка» (балетмейстер Сергеев) Злюка
«Эсмеральда» (редакция Вагановой) Диана
«Спящая красавица» Аврора, Принцесса Флорина, Флер де Фарин, фея Виолант, Бриллиантов, Золота
«Дон Кихот» Китри, Уличная танцовщица, вариация IV акта
«Медный всадник» (балетмейстер Захаров) Параша, Коломбина
«Конек-горбунок» Царь-девица
«Раймонда» (редакция Сергеева) Подруга Раймонды
«Жизель» Мирта, классический дуэт
«Пламя Парижа» (балетмейстер Вайнонен) Жанна
«Баядерка» (редакция Чабукиани, Пономарева) Гамзатти, первая вариация в акте «Тени»
«Лебединое озеро» (редакция Сергеева) Друзья принца
«Вальс» Штрауса (балетмейстер Якобсон) «Две испанки» (балетмейстер Якобсон)Снималась в телевизионном фильме «Хореографические миниатюры» (1960 г.)
Место работы: Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1964 г.
Дата окончания работы: 1972 г.
Должность: педагог класса усовершенствования
В 1965-1966 гг. преподавала в Ленинградском хореографическом училище им. А. Я. Вагановой (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
В 1963-1964 гг. преподаватель классического танца Каирского Высшего балетного института.
Имя ведущей солистки балетной труппы Кировского театра Любови Ивановны Войшнис сегодня практически забыто. Но в 1950е оно звездочкой сияло на несравненном балетном небосклоне театра той поры. По словам В. М. Красовской танец Войшнис «блистательно воплотил совершенство вагановской школы». Войшнис поражала грамотностью танцевальной фразы. Казалось, что ей одной известны все секреты мастерства, что лишь она одна знает как и зачем надо танцевать. Легкий воздушный прыжок, великолепное вращение, крепкие пуанты – все работало на образ.
Дивная балерина, она танцевальными средствами достигала подлинного артистизма. Техника классического танца была для нее не самоцелью, а средством в решении характеров героинь. Войшнис ощущала себя свободной в танцевальных эпизодах. Ей удавалисьроли, раскрывающие психологически сложные персонажи в танце. Недаром к лучшим созданиям балерины относились партии Дианы, Авроры, Сюимбике.
Любовь Ивановна была безупречной исполнительницей классических вариаций. Вспоминала Г. Комлева: "Я не видела в своей жизни лучшей Гамзатти. У этой балерины танец был полнозвучен и щедр, краски отчетливы, оттенки разнообразны. Она последней исполняла вариацию Гамзатти так, как было поставлено, - иначе, чем принято теперь.Оригинал был сложнее и, на мой взгляд, эффектнее… У Войшнис вариация выглядела блистательно парадной и, кроме того, драматургически оправданной, ибо развивалась по нарастающей».
Творческим шедевром Войшнис была вариация IV акта из балета «Дон Кихот». Это был парад дерзновенного танца. Очерченные четким пунктиром идеальной формы турыalaseconde, точеные заноски и венчающий вариацию энергичный прыжок изящным почерком восхваляли подлинную красоту. Строгая каллиграфия танца, истинный стиль старого петербургского балета вызывали неизменный восторг зрительного зала, бесконечно вызывающего исполнительницу на поклон (иногда до 11 раз).
В каких ролях не выступала бы Войшнис, на первом плане всегда был танец, она бросалась в него с головой, как в бездну. Для нее не существовало никаких препятствий. Ей были известны все секреты мастерства и академического стиля. Казалось, что танцовщице уготована судьба балерины классического направления. Но в 1958 году Л. В. Якобсон в спектакле «Хореографические миниатюры» занимает Войшнис в двух противоположных, полярных номерах: «Конькобежцах», номере, основанном на лексике классического танца, и «Встрече» по рассказу Мопассана, в котором Войшнис досталась роль Девушки легкого поведения. Якобсон увидел в артистке нерастраченные эмоции, умение переживать. Танцовщица выплеснула на сцену целую гамму сложнейших противоречивых чувств: любви и страдания, душевной боли и радости встречи, жажды прощения и надежды на возможное счастье. Без традиционной балетной пачки, в туфлях на каблуках артистка доказывала, что она танцовщица современная, способная передать то, что может ощущать любая земная женщина: любовь, страсть, муку, желание.
Удивительна была пластика рисунка роли. Якобсон понял, что Войшнис обладает умением не только быть идеальной танцовщицей, но и артисткой, способной показать жизнь такой, какова она есть. Жаль, что эта сторона дарования Войшнис не получила развития в дальнейшем и на нее не было поставлено больше ни одного спектакля.
Любовь Ивановна была замечательным педагогом. На протяжении ряда лет она вела класс усовершенствования в Кировском театре. Передавая ученицам секреты мастерства, она вновь и вновь отдавала дань ленинградской-петербургской школе балета, воплощением которой она и была сама.