ФИО: Владимиров (Николаев) Петр Николаевич
Дата рождения: 1 (13) февраля 1893 г.
Место рождения: Гатчина, Санкт-Петербургской губернии (ныне административный центр Ленинградской области)
Дата смерти: 25 ноября 1970 г.
Место смерти: Нью-Йорк, США
Профиль авторизован в октябре 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Императорское Петербургское театральное училище (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой)
Дата окончания: 1911 год
Выпускающий педагог: М. М. Фокин
Среди партий, исполненных во время обучения: pas de trois из балета «Пахита» (балетмейстер Петипа)
Место работы: Императорский Мариинский театр; с 1935 – Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1911 г.
Дата окончания работы: 1919 г.
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Эрос» (балетмейстер Фокин) Эрос – первый исполнитель
«Франческа да Римини» (балетмейстер Фокин) Паоло – первый исполнитель
«Пахита» (балетмейстер Петипа) pas de trois
«Лебединое озеро» (балетмейстеры Петипа, Л. Иванов) pas de trois, принц Зигфрид
«Египетские ночи» (балетмейстер Фокин) Раб
«Павильон Армиды» (балетмейстер Фокин) Раб
«Карнавал» (балетмейстер Фокин) Арлекин
«Жизель» Альберт
«Корсар» (редакция Петипа) Купец, Раб, Конрад
«Арлекинада» (балетмейстер Петипа) Арлекин
«Талисман» (балетмейстер Н. Легат) Бог ветра Вайю
«Баядерка» (балетмейстер Петипа) Солор
«Шопениана» (балетмейстер Фокин) Юноша
«Спящая красавица» (балетмейстер Петипа) Голубая птица
«Раймонда» (балетмейстер Петипа) Голубая птица
«Синяя борода (балетмейстер Петипа) Артур
«Князь Игорь». Половецкие пляски (балетмейстер Фокин) Половчанин
Место работы: Русский балет Дягилева (принимал участие в 1912, 1914, 1921, 1922 гг.)
Партии, исполненные за время работы в труппе:
«Жар-птица» Иван-царевич
«Клеопатра» (балетмейстер Фокин) Раб
«Спящая красавица» (редакция Сергеева с танцами Б. Нижинской) Принц Шарман
«Свадьба Авроры» Принц
В 1924 г. выступил в Нью-Йорке, как партнер Т. Карсавиной
В 1926 г. участник труппы «Мордкин Балле».
Место работы: Балет Анны Павловой
Дата поступления: 1928 г.
Дата окончания работы: 1931 г.
Партии, исполненные за время работы в труппе:
«Дионис» (балетмейстер Хлюстин) Солист
«Фея кукол» (балетмейстер Хлюстин по братьям Легат) Пьеро
«Танец часов» (балетмейстер Хлюстин) Солист
«Шопениана» (балетмейстер Хлюстин по Фокину) Юноша
«Опавшие листья» (балетмейстер Павлова)
«Раймонда» Большое классическое па (балетмейстер Новиков) Солист
Место работы: «Американская школа балета»
Дата поступления:1934 г.
Дата окончания работы: 1967 г.
Должность: Педагог
Среди учеников: В. Докудовский, Д. Лишин, Д. Тарас, У. Кристенсен, Т. Леклер, М. Толчиф, Н. Кей, У. Доллар, Ж, д’Амбуаз
Петр Владимиров обратил на себя внимание еще будучи учеником Императорского театрального училища. Рецензенты школьных спектаклей сразу выделили юношу среди других исполнителей, поразившись его воздушностью и грациозностью, полетностью прыжков, выразительностью мимики. Ему предрекали блестящую карьеру. И они не ошиблись.
Его часто сравнивали с В. Нижинским. В отличие от Нижинского Владимиров заявил о себе как танцовщик героического направления. Романтические страдания и грезы о лучшей жизни не его стезя. Персонажи артиста были активны во всех проявлениях, действовали широко, открыто, могли пойти напролом. Он находил отдохновение в виртуозности, постоянно повышая градус исполнения сложнейших элементов. Его герои выделялись упорством, с которым Владимиров, ломая традиции, прокладывал путь следующим за ним исполнителям к интерпретациям заведомо знакомой классики.
Владимирова можно было причислить к танцовщикам линии М. Мордкина, артиста мужественного, харизматичного и темпераментного, неслучайно прозванного «Гераклом балетной сцены». Владимиров отличался атлетической силой, взрывным мятежным характером. Он никак не походил на традиционного danseur noble. Танцовщик повлиял на развитие мужского танца, внося в канонические роли ноту брутальности, дерзости, отважности, что получило дальнейшее развитие у выдающихся советских исполнителей А. Ермолаева и В. Чабукиани, а еще позже у В. Васильева.
Принцы Владимирова отнюдь не элегические меланхолики, ищущие забвения в романтических отношениях. Они активные юноши, которым свойственны увлечения рыцарскими турнирами, охотой и игрой в мяч. Владимиров позволял себе вольно обращаться с хореографией своих партий, вводил новые движения, некоторые из которых впоследствии привились и органично вошли танцевальные тексты.
Владимиров обладал огромным, стремительным прыжком большой силы и энергии. Он был бесподобен в партии Голубой птицы в «Спящей красавице». Вспоминал Ю. Слонимский: «Владимиров взвивался как геликоптер, вращался в воздухе и падал, делая это бурно и блистательно. Все движение от взлета и до падения – звучало как торжествующий крик». Трудно было устоять под натиском такой птицы. Также Владимиров покорял шквалистым, смерчевым вращением, исполняемым в идеальной форме и завершающимся аккуратно поставленной точкой-позой, что неизменно вызывало бурный восторг зрительного зала.
Владимиров еще и замечательный кавалер. Его, совсем еще юного танцовщика, заприметила сама М. Кшесинская, избрав себе в партнеры. В дальнейшем Владимиров выходил на сцену с О. Преображенской, Т. Карсавиной, Л, Егоровой, чуть позже с О. Спесивцевой, уже в эмиграции он в течение трех лет последний партнер А. Павловой. Владимиров как никто другой умел подать балерину, запросто, играючи выполнял труднейшие поддержки. Танцовщик всегда был гармоничен в дуэтном танце, реагировал на движения души дамы, оставался настоящим мужчиной без малейшего намека на женственность и жеманство, не нарушая образной структуры роли.
А. Волынский считал, что «такого кавалера как Владимиров, петроградская сцена со времен Н. Легата не имела и не имеет». В «Книге ликований» Волынский развивал свою мысль о партнерстве Владимирова на примере его участия в «Жизели»: « Он [Владимиров] творил иногда настоящие чудеса…Владимиров понял то, что до него не могли уразуметь другие. Он интуитивно познал тревожную красоту длительно замирающих в воздухе поз. Подняв свою даму высоко, он держал ее на вытянутых руках несколько мгновений, в течение которых он как бы переливал в нее свой собственный творческий дух, и она, послушно ему повинуясь, вытягивалась вибрирующей струной».
Владимиров окончил Императорское театральное училище в 1911 году по классу М. Фокина. В 1912 году он уже участник Русского балета Дягилева, повторное приглашение последовало в 1914 году. По воспоминаниям С. Григорьева ему был памятен спектакль «Клеопатра» с «блестящим танцем Владимирова в роли раба-негра, прежде исполнявшимся Нижинским». В 1915 году Владимиров уже танцовщик первого разряда, ведущий большой текущий репертуар, исполняя главные партии в «Шопениане», «Синей бороде», «Лебедином озере», «Жизели», «Корсаре», «Арлекинаде», Баядерке», «Раймонде».
Будучи первоклассным классическим танцовщиком, М. Фокин заложил в своего ученика ту школу, которая позволяла Владимирову беспрепятственно исполнять любой классический репертуар. А школа, помноженная на превосходные данные и умение мимировать, разрешала артисту создавать разноплановые роли, от драматических до комедийных.
В 1914 году Владимиров блеснул в роли Бога ветра Вайю в «Талисмане». Завороженный зал, затаив дыхание, следил за ураганными полетами Вайю-Владимирова, обрушивающимися словно торнадо. Это был истинный бог воздушного пространства, повелитель всех стихий, всемогущий и всесокрушающий. Вайю-Владимиров – символ неуемной силы, могущий разогнать всех врагов. Ведь в индуисткой мифологии Вайю означает «ветер», «воздух».
В 1915 году Фокин занял Владимирова в главных ролях премьерных показов балетов «Эрос» и «Франческа да Римини».
В 1919 году Владимиров с танцовщицей Фелией Дубровской, которая впоследствии стала его женой, и ее матерью бежали в Финляндию на лыжах через Финский залив. С того момента начались скитания Владимирова по различным труппам на Западе.
В 1921 году в Лондоне он выступил в Русском балете Дягилева в «Спящей красавице» в партии Дезире в Лондоне, а в 1922 в Париже в одноактной версии «Свадьба Авроры». Его партнершами были В. Трефилова, О. Спесивцева, Л. Егорова. В 1924 году он партнерствовал Т. Карсавиной в Нью-Йорке. В 1926 году Владимиров и Дубровская члены труппы «Мордкин балле», просуществовавшей всего лишь год. Последние три года жизни Анны Павловой (1928-1931) Владимиров ее главный партнер, путешествовавший с ее труппой по всему миру от Южной Африки до Индии.
С 1934 года Владимиров жил в США. Он стал блистательным педагогом, уча в «Школе американского балета» до 1967 года. Среди его учеников Д. Докудовский, Д. Лишин, Д. Тарас, У. Кристенсен, Т. Леклер, М. Толчиф, Н. Кей, Ж. д'Амбуаз.
Владимиров скончался в 1970 году. Вскоре после его смерти вдова Владимирова Ф. Дубровская заявила: «Пьер Владимиров был Нуреевым своего времени». Сегодня трудно судить, так ли это было на самом деле. Ясно другое: Петр Николаевич Владимиров, вне сомнения, был одной из знаковых фигур в истории балета ХХ века.