ФИО: Вихарев Сергей Геннадьевич
Дата рождения: 15 февраля 1962 г.
Место рождения: Ленинград
Дата смерти: 2 июня 2017 г.
Место смерти: Санкт-Петербург
Звания и награды:
Заслуженный артист РФ (2002 г.)
Премия «Балтика» (1999 г.)
«Золотая маска» (2000 г.)
Профиль авторизован в апреле 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Год выпуска: 1980
Выпускающий педагог по классике: В. Г. Семенов
Место работы: Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1980 г.
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Витязь в тигровой шкуре» (балетмейстер Виноградов) Царевич каджей – первый исполнитель
«Броненосец «Потемкин» (балетмейстер Виноградов) Вестовой – первый исполнитель
«Симфония до мажор» (балетмейстер Баланчин) 3я часть – первый исполнитель
«Неаполь» (балетмейстер Бурнонвиль, редакция фон Розен) Дженнаро, вариация в гран па – первый исполнитель
«Петрушка» (балетмейстер Виноградов) Петрушка – первый исполнитель
«Сильфида» (балетмейстер Бурнонвиль, редакция фон Розен) Джеймс
«Спящая красавица» (редакция Сергеева) Дезире
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Лавровский) Меркуцио
«Шопениана» (балетмейстер Фокин) Юноша
«Карнавал» (балетмейстер Фокин) Арлекин
«Жизель» Альберт, классическое па-де-де
«Лебединое озеро» (редакция Сергеева) Друзья Принца, неаполитанский танец
«Тщетная предосторожность» (балетмейстер Виноградов) Колен
«Пахита» гран па. Па-де-труа
«Раймонда» (редакция Сергеева) Трубадур
«Маркитантка» (балетмейстер Лакотт) па-де-сис
«Бабочка» (балетмейстер Лакотт) Солист
«Петрушка» (балетмейстер Фокин) Петрушка
«Наяда и рыбак» Сюита. (балетмейстер Гусев по Перро). Рыбак
Партии, исполненные в других театрах:
Ансамбль классического балета Новгородской филармонии
«Звездный мальчик» (балетмейстер Тимофеев) Звездный мальчик
Ленинградский театр современного балета (современное название: Санкт-Петербургский Государственный Академический театр балета Бориса Эйфмана )
«Метаморфозы»
Независимая труппа Аллы Сигаловой
«Пиковая дама» (балетмейстер Сигалова)
«Циники» (балетмейстер Сигалова)
«Желтое танго» (балетмейстер Сигалова)
«Орфей» (балетмейстер Карелин)
Участие в конкурсах:
Название конкурса: 10-й международный конкурс артистов балета
Дата проведения: 1980 г.
Место проведения: г. Варна, Болгария
Награда: отличие первой степени
Название конкурса:
Дата проведения: 1985 г.
Место проведения: Москва
Награда: лауреат, 2-я премия
Авторские постановки:
«Леда и Лебедь» (1995)
Театр «Карло Феличе» (Генуя, Италия)
Балетные сцены в опере «Джоконда» (1997)
Новосибирский театр оперы и балета
Танцы в опере «Аида» (2004)
Государственный академический Мариинский театр
Танцы в опере «Жизнь за царя» (2004)
Редакции:
Новосибирский театр оперы и балета
«Спящая красавица» (редакция Сергеева) (1996)
«Щелкунчик» (балетмейстер Вайнонен со сценами собственной постановки) (1998)
«Консерватория Бурнонвиля или причуды балетмейстера» (балетмейстер Бурнонвиль) (1998)
«Жизель» (1999)
«Шопениана» (балетмейстер Фокин) (2000)
«Князь Игорь». Половецкие пляски, (балетмейстер Фокин) (2000)
«Карнавал» (балетмейстер Фокин) (2001)
«Шехеразада» (балетмейстер Фокин) 2001
«Коппелия»(реконструкция спектакля Мариинского театра 1894) (2001)
«Дон Кихот» (2003)
Государственный академический Мариинский театр
«Спящая красавица» (реконструкция спектакля М. Петипа 1890 г.) (1999)
«Петрушка» (реконструкция спектакля М. Фокина в редакции Л. Леонтьева) (2000)
«Баядерка» (реконструкция спектакля М. Петипа 1900 г.) (2002)
«Пробуждение Флоры» (реконструкция спектакля М. Петипа, Л. Иванова 1894 г.) (2007)
«Карнавал» (реконструкция спектакля М. Фокина 1910 г.) (2008)
Национальный театр оперы и балета имени Байсеитовой (Астана, Казахстан), Балетная труппа Нихон академии балета NBA Ballet (Токио, Япония, 2007)
«Шопениана», «Половецкие пляски», «Карнавал» (балетмейстер Фокин)
Государственный Академический Большой театр
«Коппелия» (реконструкция спектакля Мариинского театра 1894 г., балетмейстер М. Петипа, редактор Э. Чекетти) (2009)
Ла Скала (Милан, Италия)
«Раймонда» (балетмейстер Петипа, новая хореографическая редакция) (2011)Екатеринбургский театр оперы и балета (Урал Опера Балет)
«Тщетная предосторожность (балетмейстеры М. Петипа, Л. Иванов, новая хореографическая редакция) (2015)
«Пахита» (совместно с В. Самодуровым)
Место работы: Донецкий государственный академический театр оперы и балета (ныне Донбасс опера)
Дата поступления: 1987 г.
Дата окончания работы: 1988 г.
Должность: педагог-репетитор
Место работы: Государственный академический Мариинский театр
Дата поступления: 2007 г.
Дата окончания работы: 2017 г.
Должность: балетмейстер-репетитор
Готовил партии с О. Новиковой, А. Арсеньевым
Место работы: Новосибирский театр оперы и балета
Дата поступления: 1996 г
Дата окончания работы: .2006г.
Должность: художественный руководитель
«Карнавал» Арлекин
Телевизионные и интернет-проекты:
Сергей Вихарев, документальный фильм
Закулисье
Зеленая гостиная
Ночь на 5 канале
Приглашение к танцу
Царская ложа, посвященная «Спящей красавице» в редакции Вихарева
О Сергее Вихареве заговорили еще когда он учился в предвыпускном классе Ленинградского хореографического училища имени А. Я. Вагановой. В ученических концертах, непременным участником которых был Вихарев, привлекали внимание незаурядные данные танцовщика. Вихарев был худощав и соразмерно сложен. Стройность ног с красиво очерченным подъемом выгодно оттеняла исполнение различного вида заносок и рон-де-жамбов, одинаково парящих как при больших, так и малых прыжках, иных мелких движений. Прыжок Вихарева высок и легок. Земное притяжение не довлело над танцовщиком. Траектория его полета плавна и безмятежна. Он не разрезал в противоборстве воздушное пространство. Вихарев владел динамичным вращением. Отточенность пируэтов, их стремительность с постоянным убыстрением темпа, а потом чуть картинная их замедленность, и неожиданная чеканная финальная поза восклицательным знаком, венчающая фразу, рождали мажорный, звонкий образ светлой юности, праздничности, радости жизни.
Ученик В. Г. Семенова, Вихарев, сумел перенять от своего педагога, свойственные тому собранность в танце, чистоту исполнения. В каких спектаклях не принимал бы участие Сергей Вихарев, его герои жили каждым сценическим мгновением, упивались свободной стихией танца. Они щедро разбрасывали дождь разноцветных конфетти, переливались в лучах солнца, загорались блестящим фейерверком. Они могли быть мечтательными романтиками и простыми земными юношами, влюбленными и ценящими каждое мгновение жизни. Танцовщик удивительно чувствовал различные танцевальные стили, чутко и тактично исполняя хореографические опусы Петипа и Бурнонвиля, Фокина и Лакотта, современных хореографов.
Безудержной радостью была пронизана у Вихарева вариация из дивертисмента третьего акта балета «Неаполь», ставшая в его исполнении маленьким шедевром. Постановка А. Бурнонвиля, сотканная из труднейших хореографических пассажей, в интерпретации танцовщика выпукло выделялась на общем фоне. Этот фрагмент в полной мере раскрыл одну из главных черт дарования артиста – его природную танцевальность, сквозившую в каждом движении, жесте, позе. Даже статичные моменты были динамичны, дышали свежим воздухом юности. Естественность и искренность в танце придавали неповторимое обаяние его пребыванию на сцене. Сверкающая филигранность прыжков, точеный бисер заносок и других мелких па воссоздавала образ радужной безоблачной молодости, в броской бравурности которой крылась мальчиковая непосредственность нашего современника. Торжествующий ликующий солнечный танец был воплощением неугомонной энергии, юношеского азарта.
Природы звучной голоса,
Несутся жизнью энергичной,
Творят радушно чудеса.
И мчатся по ступеням роста
Подскоками. Порывист ритм.
В нем жизнерадостность подростка,
Торопится который жить.
Спешит успеть. Но жизнь ленива.
И замедляет быстрый бег.
Прыжок, отрыв от негатива
И стойкой радости разбег.
Сливается с победной медью…
(Е.Кордикова)
Участие Вихарева в балетах наследия представило его танцовщиком непогрешимого аллегро. Он чувствовал себя комфортно в сольных фрагментах. Именно в них артист раскрывал образную сущность своих персонажей. Принц Дезире из «Спящей красавицы» родился у Вихарева в танцевальных эпизолах роли. В вариациях Принца у танцовщика проявился порыв души персонажа, его романтическая приподнятость. Именно в танце артист показал своего принца в развитии от пылкого желания до радости осознания грядущего счастья. Индивидуально окрашенный, танец Дезире-Вихарева был красив и грамотен. Артист не нарушал традицию мариинской сцены. Приняв эстафету исполнения партии Дезире от предыдущих поколений, он сохранял преемственность, находя в аккуратности и академизме источник вдохновения.
В самом начале творческого пути, готовясь к участию во всесоюзном и международных конкурсах, Вихарев встретился с современными хореографами. Балетмейстеры, сочинившие для Вихарева конкурсную программу, оказали значительное влияние на его последующее творчество. Миниатюры «Чемпион» (постановщик А. Полубенцев) и «Сердце Петрушки» (хореография И. Бельского) высветили полярные грани дарования артиста.
В «Чемпионе» его персонаж задиристый и своевольный юнец. Он – всеобщий любимец – капризный баловень, нетерпящий чтобы при нем хвалили кого-либо другого. Юмору «Чемпиона» контрастировал драматизм «Сердца Петрушки», миниатюры, в которой за внешней кукольностью героя Вихарева предстала ранимая человеческая душа, что получило дальнейшее развитие в трактовках образа Петрушки в балетах М. Фокина и О, Виноградова.
Талант артиста привлекал современных хореографов. Он с самого начала творческого пути принимал участие в новых постановках вне стен Кировского театра. Вихарев работал с Б. Эйфманом над балетом «Метаморфозы» в его труппе. В Новгороде станцевал главную роль в «Звездном мальчике» В. Тимофеева. В последствии родилось содружество с А. Сигаловой.
В «Золотом мальчике» Вихареву оказалось подвластным выразить пластикой тела противоречивость внутреннего мира мальчика-звезды, показать перерождение персонажа, претерпевшего трагедию одиночества и разочарования, к иной, возвышенной жизни. Вихарев был танцовщиком-виртуозом. Виртуозность для него не являлась самоцелью, а естественной формой существования, дающей право на самостоятельность высказывания, а отзывчивость к различным стилям (будь то балеты Бурнонвиля или Баланчина, Петипа или Фокина) позволяла быть отличным материалом для опусов современных хореографов.
По окончании карьеры танцовщика, Вихарев увлекся реконструкцией балетов наследия. «Спящая красавица», «Баядерка», «Раймонда», «Пробуждение Флоры», «Коппелия», «Пахита», «Тщетная предосторожность» получили новое сценическое прочтение. Работа Вихарева в этом направлении вызвала интерес и бурную полемику от восхваления до полного неприятия. Сегодня в репертуаре Мариинского театра бывают редкие показы его версии «Спящей красавицы», в Большом театре «Коппелии», в Урал балете «Пахиты».
Танцовщик занимался репетиторством, даря на протяжении 10 лет свои знания артистам Мариинского театра, среди которых была О. Новикова. Сергей Геннадьевич Вихарев трагически ушел из жизни в 2017 году. Имя его занимает достойную нишу в истории петербургского балета.