ФИО: Вечеслова Татьяна Михайловна
Дата рождения: 25 февраля 1910 г.
Место рождения: Санкт-Петербург
Дата смерти: 11 июля 1991 г.
Место смерти: Ленинград
Звания / награды:
Заслуженная артистка РСФСР (1939 г.)
Лауреат Сталинской (Государственной) премии СССР (1947 г.)
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957 г.)
Профиль авторизован в феврале 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Ленинградский государственный хореографический техникум (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Год выпуска: 1928
Выпускавший педагог по классике: А. Я. Ваганова
Место работы: Ленинградский ГОТОБ, впоследствии театр имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления:1928 г.
Дата окончания работы: 1953 г.
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Болт» (балетмейстер Ф. Лопухов) Комсомолка – первая исполнительница
«Эсмеральда» (балетмейстер Ваганова) Эсмеральда – первая исполнительница
«Сердце гор» (балетмейстер Чабукиани) Маниже – первая исполнительница
«Лауренсия» (балетмейстер Чабукиани) Паскуала – первая исполнительница, Лауренсия
«Гаянэ» (балетмейстер Анисимова) Нунэ – первая исполнительница
«Татьяна» (балетмейстер Бурмейстер) Татьяна – первая исполнительница
«Утраченные иллюзии» (балетмейстер Захаров) Флорина – первая исполнительница
«Золушка» (балетмейстер Сергеев) Кривляка – первая исполнительница, Золушка
«Корсар» Медора, Гюльнара
«Красный мак» (балетмейстеры Ф. Лопухов, Пономарев, Леонтьев) Тао Хоа
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Захаров) Зарема
«Дон Кихот» Китри
«Баядерка» Никия, Гамзатти
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Лавровский) Джульетта
«Лебединое озеро» Одетта-Одиллия
«Щелкунчик» (балетмейстер Вайнонен) Маша
«Жизель» Жизель
«Тщетная предосторожность» (балетмейстеры Л. Иванов, Петипа) Лиза
«Медный всадник» (балетмейстер Захаров) Параша
«Пламя Парижа» (балетмейстер Вайнонен) Жанна
«Фауст». «Вальпургиева ночь» (балетмейстер Лавровский) Вакханка
«Карнавал» (балетмейстер Фокин) Коломбина
«Тарас Бульба» (балетмейстер Ф. Лопухов) Панна
«Спящая красавица» Аврора, Белая кошечка, фея Канареек
«Шопениана» (балетмейстер Фокин) Седьмой вальс, мазурка
Была ассистентом хореографов Ю. Григоровича, И. Бельского, Б. Фенстера, Л. Якобсона, В. Чабукиани
Место работы: Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1954 г.
Дата окончания работы: 1971 г.
Должность: репетитор балета
Репетировала с А. Осипенко, И. Колпаковой, О. Моисеевой, И. Зубковской, Н. Петровой, Э. Минченрок, Н. Ястребовой, Л. Войшнис, Н. Кургапкиной, Г. Комлевой, Н. Макаровой, М. Барышниковым, К. Тер-Степановой, Б, Брегвадзе, А. Макаровым, А. Грибовым, С. Кузнецовым, М. Алфимовой, А. Сизовой, К. Федичевой, С. Викуловым, И. Чернышовым и с другими.
Место работы: Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Дата поступления: 1950 г.
Дата окончания работы: 1970 г.
Должность: педагог
Место работы: Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Дата поступления: 1952 г.
Дата окончания работы: 1954 г.
Должность: художественный руководитель
«Спящая красавица» (режиссеры братья Васильевы)
«Мастера советского балета»
Творчеству Т. М. Вечесловой посвящены документальные фильмы и телевизионные проекты: «Рассказывает Татьяна Вечеслова», «День рождения Эсмеральды», «Я - балерина», «Легенды русского балета»
«Я – балерина». Ленинград, Москва, Искусство, 1964 г.
«О том, что дорого». Ленинград, Советский композитор, 1984 г.
Была редактором учебного пособия Н. Серебренникова «Поддержка в дуэтном танце». Ленинград, Искусство, 1969 г., второе издание 1979 г.
Автор около 60 статей по балетной тематике.
Дымное исчадье полнолунья,
Белый мрамор в сумраке аллей,
Роковая девочка, плясунья,
Лучшая из всех камей.
От таких и погибали люди.
За такой Чингиз послал посла,
И такая на кровавом блюде
Голову Крестителя несла.
Эти строки великая Анна Ахматова посвятила балерине Татьяне Вечесловой после посещения одного из ее спектаклей. 1928 год. Хореографический техникум в Ленинграде окончили две подруги: Галина Уланова и Татьяна Вечеслова – две диаметрально-противоположные индивидуальности – «стихи и проза, лед и пламень». Обе почти сразу завоевали лидирующее положение в труппе ГОТОБа и уже с первого сезона служения в театре стало проявляться дарование Татьяны Вечесловой.
Вечеслова – балерина звонкого таланта. Образы, ею созданные, были полнокровными и ёмкими. Артистке одинаково удавалась как зажигательные, искрящиеся весельем, так и напряженные, трагедийные роли. Эсмеральда и Гюльнара в «Корсаре», Зарема в «Бахчисарайском фонтане» и Паскуала в «Лауренсии», Маниже в «Сердце гор» и Кривляка в «Золушке» - в калейдоскопе несходных ролей кристаллизовался талант балерины, проявлялась ее способность к оригинальной интерпретации любой из исполняемых партий.
К лучшим созданиям артистки принадлежала роль Эсмеральды в одноименном балете, поставленном А. Вагановой. Эсмеральда-Вечеслова будто сошла со страниц романа Виктора Гюго. Она жила в круговороте танца, была естественна без грана фальши. Ее отличали искренность и наивность. Образ был овеян флером романтического чувства, возвышенным отношением к избраннику. В исполнении балерины Эсмеральда сразу же выделялась на фоне пестрой толпы обитателей «Двора чудес» чистотой и невинностью.
Вечеслова была танцовщицей психологического портрета. В объективе ее внимания была женская судьба, трагическая или жизнерадостная, но всегда достоверная. Образ Эсмеральды был выстроен как квинтэссенция личных переживаний и испытаний героини. В трактовке артистки причудливо переплелись темы любви, надежды, душевных порывов, измены и утраты. Вечеслова в совершенстве владела мелкой пальцевой техникой. На балу у Флер де Лис ее легендарный бег на пальцах змеился и скользил лишь слегка соприкасаясь с планшетом сцены, будто следовал за расстилающейся перед ней линией жизни, неотвратимо ведущей в бездну. Вечеслова-Эсмеральда буквально билась как птица в клетке в плену своих эмоций и потрясений, предчувствуя трагизм развязки. Эта роль прошла через всю сценическую карьеру артистки, как путеводная звезда, освещая ей путь к славе и признанию.
В 1934 году Вечеслова стала первой советской балериной, отправившейся на гастроли по США. Ее партнером стал В. Чабукиани. Артисты имели феноменальный успех.
Вернувшись, Вечеслова приступила к репетициям партии Заремы в «Бахчисарайском фонтане» Р. Захарова. Ее участие в этом спектакле считалось эталонным и вошло в историю отечественного балета как неподражаемый образец сценического претворения хореодрамы. Все чувства и переживания Заремы-Вечесловой были выражены в крайней степени. Она была страстна до умопомрачения. Для нее не существовало никаких границ в проявлении своей любви и преданности Гирею. Борясь за свою любовь, она не в состоянии справиться со своими эмоциями. Зарема-Вечеслова – женщина необузданных земных страстей и бурного темперамента, не желающая мириться с соперницей. Она не умела быть второй. Не имея сил совладать с собой, в порыве ненависти к Марии, Зарема Вечесловой закалывала свою соперницу. Без любви Гирея для нее не было смысла жить дальше.
Не менее колоритны у Вечесловой были и образы жизнерадостные, задорные, озорные. Ее хохотушка Нунэ из «Гаянэ» или забавница Паскуала из «Лауренсии» искрились весельем и беспечностью. Эти героини Вечесловой были задушевны и безыскусны. В партии Паскуалы, изобилующей мелкими движениями, Вечеслова была неподражаема. Умение применить технику классического танца для полного раскрытия образа – характерная черта дарования артистки. И вновь бег на пальцах, незабываемый бег Паскуалы-Вечесловой, но уже имевший совсем другую окраску. Будто рассыпая цветной, переливающийся бисер, неслась под дуновением ветра, Паскуала-Вечеслова радуясь светящему солнцу, счастью подруги Лауренсии, бьющими через край молодости и энергии.
«Кто не вспоминает вечесловского бега! Точно по мелководному быстрому ручью, разбрасывая брызги, бежала Паскуала Вечесловой в своей вариации. Жизнерадостная Китри высекала на бегу искры, которые совершенно зримо разлетались по сцене. И мелко, мелко перебирала ногами, обутыми в изящные черные туфельки, её Коломбина…» (Г. Кремшевская).
Какие бы партии не танцевала Татьяна Вечеслова, ее исполнение непременно отличали артистизм и музыкальность. Техника непременно была подчинена драматическому развитию роли. На сцене всегда царила правда жизни, героини были ясно различаемы, звучали отчетливо и внятно, воспринимались как участницы драмы или комедии без слов.
Покинув сцену, Вечеслова продолжила преданное и фанатичное служение Терпсихоре, передавая свой бесценный опыт артистам балета. Она репетировала с А. Осипенко, И. Колпаковой, О. Моисеевой, И. Зубковской, Н. Петровой, Э, Минченок, Н. Ястребовой, Л. Войшнис, Н. Кургапкиной, Г. Комлевой, Н. Макаровой, М. Барышниковым, Д, Марковским, К. Тер-Степановой, Б, Брегвадзе, А. Макаровым, А. Грибовым, С. Кузнецовым, М. Алфимовой, А. Сизовой, К. Федичевой, И. Чернышовым, С. Викуловым. Список можно длить и длить.
Она была ассистентом балетмейстеров Ю. Григоровича («Каменный цветок», «Легенда о любви»), И. Бельского («Берег надежды»), Б, Фенстера («Тарас Бульба»), Л. Якобсона («Спартак», «Хореографические миниатюры»), В. Чабукиани («Отелло»).
Вечеслова возглавляла Хореографическое училище, преподавала там актерское мастерство, уча своих подопечных образно и нестандартно трактовать традиционные образы, умению все пропускать через свои сердце и душу, не быть безразличными и инертными.
Татьяна Вечеслова дружила с Анной Ахматовой, Ольгой Андровской, Фаиной Раневской, Валентиной Ходасевич, общалась с Евгением Мравинским, Булатом Окуджавой, Жаном Виларом. Вечеслова была разносторонне талантливым человеком, интеллектуалом. Она писала стихи, многочисленные статьи об искусстве балета, оставила две книги воспоминаний. Творчеству Вечесловой были посвящены документальные фильмы и телевизионные проекты.
Татьяна Михайловна нашла последний приют на мемориальном Комаровском кладбище, неподалеку от Анны Андреевны Ахматовой. На надгробном камне Вечесловой высечены, сочиненные ею строки:
Мне жизнь дала такое право
уметь желать, уметь творить
Брать жизнь не нотой а октавой,
И коль любить… Так уж любить.