

ФИО: Вазем Екатерина (Матильда) Оттовна
Дата рождения: 13 (25) января 1848 г
Место рождения: г. Москва.
Дата смерти: 14 декабря 1937 г.
Место смерти: г. Ленинград
Награды/звания: бриллиантовая брошь за успехи (1866 г.)
Профиль авторизован в декабре 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Императорское Петербургское театральное училище (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой))
Дата поступления: 1857 г.
Год выпуска: 1867 г.
Педагоги: Л. И. Иванов, А. Н. Богданов, Э. Гюге
Среди номеров, исполненных за время обучения:
«Теолинда» (балетмейстер Сен-Леон) па-де-де
В 1867-1884 гг. танцовщица петербургской балетной труппы
Среди исполненных партий:
«Корсар» (редакция Петипа) Pas de Eventails – первая исполнительница, Медора
«Две звезды» (балетмейстер Петипа) Звезда – первая исполнительница
«Бабочка» (балетмейстер Петипа) Фарфалла – первая исполнительница
«Бандиты» (балетмейстер Петипа) Анжела – первая исполнительница
«Баядерка» (балетмейстер Петипа) Никия – первая исполнительница
«Дочь снегов» (балетмейстер Петипа) Дочь Снегов – первая исполнительница
«Дева Дуная» (балетмейстер Петипа по Тальони) Флер де Шан – первая исполнительница
«Зорайя, мавританка в Испании» (балетмейстер Петипа) Зорайя – первая исполнительница
«Пахита» (балетмейстер Петипа) Пахита – первая исполнительница
«Наяда и рыбак» (балетмейстер Перро) Наяда
«Жовита или мексиканские разбойники» (балетмейстер Сен-Леон) па-де-де
«Золотая рыбка» (балетмейстер Сен-Леон) Галя
«Маркитантка» (балетмейстер Сен-Леон) Кати
«Трильби» (балетмейстер Петипа) Беттли
«Катарина, дочь разбойника» (балетмейстер Перро) Катарина
«Камарго» (балетмейстер Петипа) Камарго
«Дочь фараона» (балетмейстер Петипа) Аспиччия
«Царь Кандавл» (балетмейстер Петипа) Низия
«Дон Кихот» (балетмейстер Петипа) Китри
«Сатанилла или Любовь и Ад» па-де-де «Венецианский карнавал» (балетмейстер Петипа)
«Сон в летнюю ночь» (балетмейстер Петипа) Титания
«Сирота Теолинда или Дух долины» (балетмейстер Сен-Леон) Теолинда
«Метеора или Долина звезд» (балетмейстер Сен-Леон) Метеора
«Роксана, красавица Черногории» (балетмейстер Петипа) Роксана
Танцы в операх
«Роберт Дьявол» (балетмейстер Тальони) Елена
Исполнила главную роль немой Фенеллы в опере Обера «Фенелла или Немая из Портичи» (балетмейстер Петипа)
Партии, исполненные в Московском Большом театре:
«Ночь и день» (балетмейстер Петипа) Королева Дня первая исполнительница
«Конек-горбунок» (балетмейстер Сен-Леон) Царь-девица
«Жизель» Жизель
«Дочь Снегов» (балетмейстер Петипа) Дочь Снегов
Творчеству Вазем посвящен один из телепроектов цикла «Легенды русского балета».
Место работы: Императорское Петербургское театральное училище (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой))
Дата поступления: 1886 г.
Дата окончания работы: 1896 г.
Должность: педагог классического танца
Среди учениц: А. Павлова, О. Преображенская, М. Кшесинская, А. Ваганова, В. Трефилова, Л. Егорова, М. Скорсюк
После событий 1917 года вернулась к преподаванию.
Среди посещавших классы Е. Вазем: Е. Люком, Г. Большакова, Т. Трояновская, М. Кожухова, Е. Бибер, Б. Шавров, О. Спесивцева, М. Михайлов, Е. Гердт, Э. Вилль, К. Сергеев.
Вазем Е. Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра 1867-1884. Л.-М. Искусство, 1937
2-е издание. СПб, М.,Краснодар, Лань, Планета музыки, 2009.
Более чем получасовой овацией закончилась 23 января 1877 года премьера балета «Баядерка» в Большом (Каменном) театре Санкт-Петербурга. В заглавной роли баядерки Никии выступила прима-балерина петербургского балета Екатерина Вазем.
Вазем окончила Императорское Петербургское театральное училище в 1867 году и была зачислена в императорскую балетную труппу. Являясь ученицей Л. И. Иванова, А. Н. Богданова и Э. Гюге, Вазем ценила своих педагогов. В «Записках балерины Большого театра» она дала высокую оценку тем, кто выпестовал ее талант. «Богданов являлся отличным учителем. Прекрасно распоряжаясь танцующей массой учениц, он замечал достоинства и недостатки всех и умел внимательно за всем следить. Он сразу заметил меня, поставил в первую линию и этим как бы поощрил меня: действительно я стала учиться весьма старательно…. У Богданова я училась сравнительно недолго и перешла в старший класс к французу Гюге, превосходному учителю танцев, которому главным образом я обязана всей своей последующей артистической карьерой. Гюге сразу оценил мои способности и исправил их развитие должным образом. Мне тогда было лет четырнадцать».
С приходом в театр началась блистательная карьера Вазем как танцовщицы-виртуозки. Она сразу же заявила о себе в первый сезон, дебютировав в балете Перро «Наяда и рыбак». Рецензент отмечал безукоризненное владение техническим арсеналом классического танца, отметил исполненные с легкостью труднейшие хореографические пассажи, выполненные с чистотой и аккуратностью. Особенно танцовщице удавались terre-à-terre движения и редкие в то время двойные туры.
Манера у Вазем была сдержанной, танец отточенным и аккуратным. На петербургской сцене Вазем составляла конкуренцию танцовщицам-итальянкам. Она обладала стальным носком, ей удавались любые виды пируэтов, скачки на пальцах, различные заноски. Виртуозное владение техникой было сравнимо с техническим чудом оперного бельканто, колоратурными фиоритурами, идеально ровно исполненными во всем диапазоне па, которые были выбраны для той или иной роли. Недаром критики называли Вазем балетной Аделиной Патти.
Совершенная техника не использовалась Вазем ради просто демонстрации своих возможностей. Артистка создавала сценические образы в танце. Она жила танцем. Не обладая большим мимическим дарованием, танцовщица зачастую казалась безразличной, отстраненной на сцене. Вазем преображалась в чисто танцевальных сценах, была в них недосягаемой. А партии, изобилующие красочными, живописными, сложными движениями «пропевались» Вазем подобно изысканным вокализам.
На протяжении своей карьеры Вазем станцевала или как сама балерина писала в своих воспоминаниях «держала» 28 балетов. Ее основными хореографами были Жюль Перро, Артюр Сен-Леон и Мариус Петипа. Петипа нашел в Вазем идеал воплощения своих замыслов балетмейстера. Сама танцовщица отдавала дань творениям Мастера, в свою очередь уважала его дарование. Правда, в своих мемуарах она дала более высокую оценку Сен-Леону, которого высоко ценила за постановку разнообразных по характеру вариаций, называя его мастером своего дела. Хотя Петипа достаточно много поставил для Вазем, («Бабочку», «Бандитов», «Баядерку», «Дочь Снегов», «Две звезды») он подвергся ее критике в «Записках балерины Большого театра».
Вазем была любимой партнершей П. Гердта, кавалера ее многих выступлений. Ровно через двадцать лет после начала своей артистической карьеры, Вазем покинула сцену. Это было в 1884 году. А через два года танцовщица стала преподавательницей средних классов Императорского Петербургского театрального училища. Среди ее учениц были А. Павлова, О. Преображенская, М. Кшесинская, А. Ваганова, В. Трефилова, Л. Егорова, М. Скорсюк.
Вспоминала А. Я. Ваганова: «Необыкновенно строгая, требовательная, она сразу ошеломляла учащихся, привыкших к апатичности и полному равнодушию в классе Л. И. Иванова». Впрочем, через десять лет, в 1896 году, Вазем была уволена из училища. Она стала давать частные уроки и лишь после событий 1917 года, в 1920-е вновь вернулась к преподаванию.
В течение пяти лет у нее в классе занимался М. М. Михайлов. Он писал: «Класс Вазем ... был в своем роде единственным и неповторимым. От всех остальных в первую очередь отличался необыкновенной целеустремленностью … Урок Вазем … по своей нагрузке был одним из самых трудных, какие я только знаю. Некоторые движения мы в шутку называли «каторжными» ... По натуре Екатерина Оттовна была человек очень добрый, что нисколько не мешало ей быть на уроках строгой и требовательной».
В это время ее класс посещали Е. Люком, Г. Большакова, Т. Трояновская, М. Кожухова, Е. Бибер, Б. Шавров, О. Спесивцева, Е. Гердт, Э. Вилль. Через класс Вазем прошел К. Сергеев. Ее любили и уважали.
В 1937 году вышли из печати воспоминания Е. Вазем «Записки балерины Большого театра», которые она надиктовала своему сыну, балетному критику Н. Носилову (Насилову). Екатерина Оттовна Вазем ушла из жизни 14 декабря 1937 года в ленинградском Доме ветеранов сцены. Перед кончиной она успела подержать в руках экземпляр своих мемуаров.
«Во главе труппы остается г-жа Вазем – без сомнения, первая танцовщица в настоящее время в Европе».
С. Скальковский. Возобновление балета «Трильби». Новое время 13 (25) октября 1876 г.
«Главную роль баядерки Никии исполняла г-жа Вазем и, по обыкновению, ни на мгновение не отступала от тех строгих хореографических правил, на которых основана эта трудная роль – невероятная быстрота и легкость ее пируэтов, кабриолей, jetės battus, туров на пуантах и так далее – были поистине изумительны».
Р. С. Т. Театр «СПБ. Ведомости, 21 октября 1880 г.
«Нашей балетной сцене в недалеком будущем (в сентябре) предстоит тяжелая, почти незаменимая утрата. Первая балерина, русский родной талант, Е. О. Вазем, покидает навсегда сцену, которой она была украшением и гордостью в продолжение 20 лет».
Старый балетоман (С. Худеков). Е. О. Вазем. Театральный мирок 4 февраля 1884 г.
«Она проявила редкую отчетливость в танцах, неутомимость, уверенность и твердость носка. Двойные пируэты, тогда еще вызывавшие опасения за жизнь танцовщицы, для Вазем были нипочем.»
А. Плещеев. Наш балет.
«Вазем приступала самым крутым образом к обучению, к выработке в ногах силы, мягкости, при посредстве технически разработанных приседаний, plié, обработке корпуса и частично рук. Каким бы большим не был класс, Вазем все видела, никто не ускользал от ее взгляда. Здесь мы впервые встретились с настоящим серьезным учением...»
А. Ваганова. Отрывки воспоминаний. В сборникеАгриппина Яковлевна Ваганова статьи, воспоминания, материалы.