ФИО: Ватанская Марина Николаевна
Дата рождения: 02.10.1967
Место рождения: Россия, г. Астрахань
Место проживания: Россия, г. Астрахань
Степень мобильности: по стране
Семейное положение: замужем
Знание иностранных языков: английский в рамках бытового общения
Образование: среднее-специальное
Название ВУЗа: Астраханское государственное педагогическое училище им Н.К. Крупской
Специальность: преподаватель общественного труда и черчения
Квалификация: преподаватель
Меня зовут Марина Ватанская. Я – фотограф. С гордостью уточняю «балетный». Попала в театр совершенно случайно. Как говорится «с улицы». Ничего не зная о балете, пришла снимать балет по рекомендации основателя танцевального коллектива «Лотос» Киндяковой Натальи Васильевны, которая видела всего один сделанный мной портрет. Пришла и осталась на 8 лет!
Работала с Уральским Константином Семёновичем, который в тот момент был главным балетмейстером созданной им молодой астраханской труппой. Росла вместе с юными артистами балета. Так же мне посчастливилось снимать в Большом театре на XIII Международном конкурсе артистов балета и хореографов и поработать на фестивале Дианы Вешневой «Context» в рамках ворк-шопа Марка Олича.
Балет для меня – это высшее искусство владения телом. Это чувственность и самопожертвование, это изящное искусств, создаваемое путём неимоверного труда. Видеть и снимать балет – это огромное счастье. В этом я черпаю силы. Обстоятельства складываются так, что сейчас я далеко от моего источника силы, но я всегда надеюсь, что появится возможность снова прикоснуться к этому великому таинству.
Профиль авторизован в феврале 2025 года
Место работы: Астраханский государственный театр оперы и балета
Период работы: с 2011 по 2017 годы
Должность: фотограф
Место работы: ГАУ АО МСЦ «Содействие»
Дата поступления: 2017
Должность: репортажный фотограф
«Красная комната» – это название рубрики в сообществе «Балетопедии» в ВКонтакте. Она рассказывает про балетных фотографов, а в первой публикации мы отвечаем на три вопроса.
Каким образом пришли к балетной съёмке?
В балет я попала совершенно случайно. Хотя есть красивая фраза «случай – это псевдоним Бога», и иногда мне кажется, что это действительно так. Дело в том, что я никогда не помышляла о том, чтобы профессионально заниматься фотографией - была обычным любителем, довольно назойливым для своего окружения. Снимала всё подряд: птичек-зайчиков, цветочки, дома, рыбалки, людей. Без фотоаппарата не ходила никуда. Иногда печатала фотографии и дарила их друзьям.
И вот однажды позвонила подруга и спросила, не хочу ли я поснимать балет. Я была ошарашена таким вопросом. Где я и где балет. А в жизни как раз случилась не самая светлая полоса. И в любом другом случае я бы, скорее всего, отказалась от такого предложения. Но тогда мне нужно было чем-то себя занять, и я согласилась. К своему стыду, о балете на тот момент я знала очень и очень мало. Кроме фильма-балета «Галатея» с ошеломительно прекрасной Екатериной Максимовой и образцом элегантности Марисом Лиепой и «Лебединого озера», который для многих советских людей стал символом траура по великим вождям социализма, я не видела ничего, хотя, как я позже узнала, в нашем городе уже была балетная труппа и шли постановки.
Так вот, на тот момент я даже не была профессиональным фотографом. Поводом для того, чтобы на меня обратили внимание, стал всего один портрет, который висел у моих друзей, сделанный на всё той же рыбалке. Уж не знаю, что так зацепило в том портрете знакомую моей подруги, но ничего не зная обо мне, она рекомендовала мою скромную персону хореографу театра. И только именно этому обстоятельству я и обязана своим появлением в театре. В общем, пришла попробовать и осталась на долгие 8 с лишним лет.
Что главное при фотосъёмке балета?
Главное при съёмке спектакля - это внутренний настрой. Я сейчас говорю о себе. То, что фотограф должен быть технически готов и основательно подкован в приёмах съёмки движения, это даже не обсуждается. То, что он должен найти самое лучшее место для съëмки - ну это как повезёт. Но поверьте, даже с самого неудобного места можно снять шикарный кадр. Марк Олич не даст соврать. Но для меня самое важное - это войти, что называется, в резонанс с артистом на сцене. Когда меня спрашивают о том, как можно поймать тот или иной прыжок - я не говорю о скорострельности некоторых моделей фотокамер, а, как говорится, одним выстрелом.
Или, скажем, как рассчитать витки фуэте, чтобы снять момент поворота - мне всегда сложно объяснить человеку, как приметить момент, когда артист начинает заходить на прыжок. То же самое с фуэте. Так вот, если я просто снимаю танец, думая о чём-то другом, я точно плохо отснимусь, но если получилось войти в этот энергетический контакт с артистом, то фактически ты танцуешь вместе с ним его партию, ощущаешь все его движения собственным телом, и тогда уже не нужно задумываться, когда нажимать на спуск фотоаппарата. Вот у меня так.
Ну и конечно, снимая балет надо постараться передать эмоцию танца, чтобы человек при взгляде фотографию почувствовал дух спектакля: либо его мощь, либо деликатность. Иными словами - пересказать задумку постановщика.
И самое важное - снимая балет, надо понимать, что это искусство владения телом, которое оттачивается годами, и уважать этот нелёгкий труд. А это значит, что необходимо следить за тем, чтобы индивидуальный художественный взгляд фотографа не уродовал артиста. Иногда так бывает, что точка съёмки катастрофически укорачивает ноги и руки артиста, но это абсолютно не смущает фотографов. Классические позы требуют правильного технического исполнения, и хорошо, если вам повезло снимать танцора с безукоризненной техникой. Хотя всё это, наверное, я говорю для фотографов, которые приходят поснимать балет для разнообразия. Балетные фотографы и так понимают, что сочетание технически точно исполненного и зафиксированного элемента в сочетании с эмоциональной и световой окраской как раз и дают то, что мы называем шедевром.
Составные части идеальной фотосъёмки?
У меня есть коллега, который, успокаивая меня после одной, как мне казалось, не слишком удачной съёмки, сказал: «Легко снимать, когда есть что снимать». И это тоже верно. Как здорово, когда на сцене артист, который даёт тебе шикарный материал для сьёмки.
Но и для него нужен удачный ракурс, хороший свет и единственно верный момент, когда бы всё совпало: изгиб спины, поворот головы, взмах руки, взгляд, улыбка и даже прядка волос. И поймать это - задача фотографа.
Хорошо, когда предварительно есть возможность побывать на нескольких репетициях или хотя бы на одном прогоне, чтобы знать порядок и примерно представлять световую схему спектакля. Тогда можно даже попробовать дать волю творчеству.
Вот ссылка на этот пост и там можно увидеть ещё 10 моих фоторабот: https://vk.com/balletopedia?w=wall-204537620_312