ФИО: Тимофеева Нина Владимировна
Дата рождения: 11 июня 1935 г.
Место рождения: Ленинград
Дата смерти: 3 ноября 2014 г.
Место смерти: Иерусалим, Израиль
Звания / награды:
Заслуженная артистка РСФСР – 1959 г.
Народная артистка РСФСР – 1963 г.
Народная артистка СССР – 1969 г.
Орден Трудового Красного Знамени – 1971 г., 1976 г.
Профиль авторизован в январе 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Год выпуска: 1953
Выпускавший педагог по классике: Н. А. Камкова
Партии, исполненные за время обучения:
«Щелкунчик» (балетмейстер Вайнонен) Маша
Место работы: Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр))
Дата поступления: 1953 г.
Дата окончания работы: 1955 г.
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Лебединое озеро» (редакция Сергеева) Одетта- Одиллия
«Щелкунчик» (балетмейстер Вайнонен) Маша
«Жизель» Мирта
«Спящая красавица» (редакция Сергеева) феи Смелости, Золота, Серебра
«Дон Кихот» вариация четвертого акта
Место работы: Государственный академический Большой театр СССР (современное название: Государственный академический Большой театр России )
Дата поступления: 1955 г.
Дата окончания работы: 1988 г.
Партии,исполненные за время работы в театре:
«Лебединое озеро» (редакция Мессерера, Радунского) Одетта-Одиллия – первая исполнительница, Три лебедя
«Ночной город» (балетмейстер Лавровский) Девушка – первая исполнительница
«Класс-концерт» (балетмейстер Мессерер) Солистка– первая исполнительница
«Асель» (балетмейстер Виноградов) Асель – первая исполнительница
«Спартак» (балетмейстер Григорович) Эгина – первая исполнительница
«Любовью за любовь» (балетмейстер Боккадоро) Беатриче – первая исполнительница
«Баядерка» «Тени» Никия – первая исполнительница
«Эти чарующие звуки…»II часть Andante симфонии №40 соль минор Моцарта– первая исполнительница
«Макбет» (балетмейстер Васильев) Леди Макбет – первая исполнительница
«Индийская поэма» (балетмейстеры Скотт, Папко) Бахор– первая исполнительница
«Жизель» (редакция Лавровского) Жизель, Мирта
«Лауренсия» (балетмейстер Чабукиани)Лауренсия
«Гаянэ» (балетмейстер Вайнонен) Гаянэ, Мариам
«Спартак» (балетмейстер Моисеев) Фригия
«Дон Кихот» Китри, Уличная танцовщица
«Шопениана» (балетмейстер Фокин) Прелюд, Мазурка
«Каменный цветок» (балетмейстер Григровоич) Хозяйка Медной горы
«Пламя Парижа» (балетмейстер Вайнонен) Диана Мирейль
«Раймонда» (редакция Лавровского) Раймонда
«Спящая красавица» (редакция Мессерера, Габовича) Аврора
«Легенда о любви» (балетмейстер Григорович) Мехменэ Бану
«Лейли и Меджнун» (балетмейстер Голейзовский) Лейли
«Лебединое озеро» (редакция Григоровича) Одетта-Одиллия
«Спящая красавица» (редакция Григоровича) Фея Сирени
«Я хочу танцевать» (балетмейстер Васильев) Солистка
«Фрагменты одной биографии» (балетмейстер Васильев) Солистка
«Калина красная» (балетмейстер Петров) Любаша
«Фауст». «Вальпургиева ночь» (балетмейстер Лавровский) Вакханка
«Хованщина» (балетмейстер Долинская) Персидка
«Жизнь за царя» «Польский бал» (балетмейстер Захаров) Вальс
Новосибирский театр оперы и балета
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Виноградов) Джульетта – первая исполнительница
Участие в конкурсах:
Название конкурса: Международный фестиваль молодежи и студентов
Дата проведения: 1953 г.
Место проведения: Бухарест
Награда: Лауреат, первая премия
Название конкурса: Международный фестиваль молодежи и студентов
Дата проведения: 1955 г.
Место проведения: Варшава
Награда: Лауреат, первая премия
Название конкурса: Международный фестиваль молодежи и студентов
Дата проведения: 1957 г.
Место проведения: Москва
Награды: Лауреат, первая премия
Поставила для телефильма-концерта «Солисты Большого балета» хореографические миниатюры: «Венецианское адажио» и Классическое па де де» на музыку А. Адана; была балетмейстером телефильма «Гран па».
В Израиле занималась балетмейстерской деятельностью.
Место учёбы:
Год выпуска: 1980
Место работы: Государственный академический Большой театр СССР (современное название: Государственный академический Большой театр России )
Должность: педагог-репетитор
Дата поступления: 1989 г.
Дата окончания работы: 1991 г.
В Израиле занималась педагогической деятельностью.
Художественные фильмы
«Пять углов»
«Гран па»
Фильмы-балеты, фильмы-спектакли
«Секрет успеха»
«Белые ночи»
«Федра»
«Московская фантазия»
«Раймонда»
«Шопениана»
«Классические дуэты»
«Спартак»
«Солисты Большого балета»
«Большой балет»
«Импровизации»
«Этот чудесный мир»
«Три карты»
«Аллегро»
«Макбет»
«Я хочу танцевать»
«Фрагменты одной биографии»
Документальные фильмы
«Как сердцу высказать себя»
«Балет 67»
«Балет от первого лица»
«Еще немного о балете»
Творчеству Н. Тимофеевой посвящены телепередачи «Мой серебряный шар», «Абсолютный слух».
Тимофеева Н. Мир балета. История. Творчество. Воспоминания. М. Терра, 1993
Многочисленные статьи о творчестве Балерины в различных авторских книгах, сборниках, периодической печати.
Нина Тимофеева обратила на себя внимание еще в хореографическом училище. В предвыпускном классе она исполнила главную партию, Маши, в балете «Щелкунчик» на сцене Кировского театра, а на второй сезон работы в театре имени Кирова, в который она была приглашена после окончания школы, Тимофеева уже танцевала Одетту-Одиллию в «Лебедином озере». В 1956 году Тимофеева перешла в Большой театр и в этом же году имела большой успех в «Лебедином озере» на гастролях Большого в Лондоне. Так началось восхождение к славе замечательной балерины.
Обладательница большого шага, высокого полетного прыжка, силовых вращений и крепких пуантов, Тимофеева была танцовщицей виртуозной. Борис Львов-Анохин писал: «Виртуозность - ее неотъемлемое свойство, душа ее хореографических интерпретаций, особенность ее художественного мышления. Чем труднее партия, чем больше в ней технически виртуозных задач, тем свободнее, увлеченнее и естественнее чувствует себя Тимофеева».
Тимофеева была танцовщицей трагического масштаба. Ее героини – натуры мятущиеся, непримиримые, противоречивые. Они зачастую конфликтовали с окружающим миром, испытывали дисгармонию чувств и эмоций. Недаром к лучшим созданиям артистки можно отнести партии Мехменэ Бану в «Легенде о любви» и Леди Макбет в «Макбете».
Репертуар Тимофеевой был обширен и многогранен. Она станцевала десятки ролей и снялась в большом количестве различных фильмов. Участие в балетах наследия у Тимофеевой отличалось осмысленным существованием на сцене. Она не перечитывала заново старые балеты вслед за предыдущими выдающимися исполнительницами, а искала свои собственные ходы в интерпретации главных ролей. Ее героини не были ни на кого похожи. Не нарушая традиции, она ломала стереотипы, следовала своим путем в прочтении известной всем классики.
На протяжении многих лет Тимофеева исполняла партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». Будучи танцовщицей героического плана, Тимофеева трактовала образ Одетты как гордой, независимой королевы. В ней не было поникшей печали. Она поверила в любовь принца, это вдохновляло ее и вселяло надежду на избавление от чар Злого гения. Танец Тимофеевой-Одиллии, темпераментный и броский, ассоциировался с инфернальным фейерверком, разноцветными зловещими искрами разлетавшимся по замку Владетельной принцессы, матери Зигфрида. Каждое движение, поза, жест живописали уверенность в абсолютной победе дьяволицы над очарованным Принцем. Казалось, что, приблизившись к ней, вы обожжетесь или вас поразит удар молнии. Это был зловещий парад коварства и обольщения.
Творческая мощь Нины Тимофеевой наиболее полно раскрылась в балетах Григоровича и других современных хореографов. Вершиной творений артистки была партия Мехменэ Бану в балете «Легенда о любви» в постановке Ю. Григоровича. Тимофеевой удалось передать малейшие нюансы чувств героини, все оттенки трагедийности образа. В монологе Мехменэ Бану у Тимофеевой прочитывались боль, горе, невозможность встречи с любимым, любовное бессилие на грани с помешательством. В сцене погони – она царица-деспот, безжалостная и мощная, в видении третьего акта Мехменэ-Тимофеевой открытая для любви женщина. В «Легенде о любви» Тимофеева поднималась до обобщенного портрета любящей женщины и трагедийности быть отвергнутой. Но в своем одиночестве она оставалась несгибаемой царицей, не поддающейся на безжалостность и бесчеловечность судьбы.
Совершенное владение техникой классического танца позволили Тимофеевой в «Лауренсии» сосредоточиться на образном прочтении роли, тем более что первым ее Фрондосо был сам постановщик, В. Чабукиани. Основные черты Лауренсии-Тимофеевой – мужество и отвага. Ее героиню отличали пламенная воля и борьба. Ликование, радость грядущего счастья и торжества любви в свадебном гран па второго акта сменялись у Тимофеевой драматическим и романтическим пафосом последнего акта балета. Её героиня шла на штурм замка Командора с воодушевлением и энтузиазмом, не сомневаясь в победе. Сердце Тимофеевой-Лауренсии горело неустрашимостью, в ней не было ни страха, ни нерешительности.
Нина Тимофеева была первой исполнительницей роли Леди Макбет в балете « Макбет», сочиненным ее мужем, композитором К.Молчановым специально для нее. Молчанов трагически скончался в день премьеры балета, и Тимофеева нашла в себе мужество довести роль до конца. Леди Макбет-Тимофеева отчаянная, честолюбивая натура, склонная к жонглированию людьми. Она эгоистична, заносчива и славолюбива. Ее героиня была завораживающе привлекательной. Для нее власть важнее любви и счастья. В достижении своих целейЛеди Макбет у Тимофеевой не знала ни сомнений, ни колебаний, ей было неведомо сострадание.Она была лишена простых человеческих чувств. К концу балета Тимофеева приводит свою героиню к трагическому финалу, превращая её в жертву собственных амбиций.
Талант Тимофеевой привлекал разных хореографов. Она работала с Л. Лавровским, К. Голейзовским, В. Вайноненом, Ю. Григоровичем, И. Моисеевым, В. Васильевым, А. Петровым, М. Лавровским, В. Чабукиани, А. Мессерером. Каждый из них раскрывал неизведанные грани ее дарования. Увидев Тимофееву среди участников балета «Гаянэ», О. Лепешинская отказалась от исполнения титульной роли в этом балете,такое впечатление произвела не нее молодая танцовщица.
Нина Тимофеева была разносторонне талантливой личностью. Она закончила ГИТИС, была постановщиком ряда номеров, служила педагогом-репетитором, снималась в кино. Ее мемуарная книга «Мир балета. История, творчество, воспоминания» вызвала интерес у профессионалов и любителей балета.
В 2004 году Тимофеева основала в Иерусалиме балетную школу, из которой впоследствии вырос Иерусалимский балет. Так осуществилась ее заветная мечта. Нина Владимировна была необыкновенной балериной. Ее вклад в балетное искусство ХХ века неоспорим.