ФИО: Тер-Степанова Ксения Михайловна
Дата рождения: 28 декабря 1937 г.
Место рождения: Ленинград
Дата смерти: 5 июня 1997 г.
Место смерти: Санкт-Петербург
Звания / награды: Заслуженная артистка РСФСР
Профиль авторизован в октябре 2024 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой
Год выпуска: 1954
Выпускавший педагог по классике: Н. В. Балтачеева
Место работы: Государственный академический Мариинский театр
Дата поступления:1954 г.
Дата окончания работы: 1981 г.
Статус в театре: солистка первой группы
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Баядерка» (редакция Чабукиани, Пономарева) Гамзатти, индусский танец, вариация в картине «Тени»
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Захаров) Мария
«Шурале» (балетмейстер Якобсон) Сюимбике
«Щелкунчик» (балетмейстер Вайнонен) Маша
«Шопениана» (балетмейстер Фокин) седьмой вальс, мазурка
«Золушка» (балетмейстер Сергеев) Кривляка, Зима
«Жизель» Жизель, Зюльма, крестьянское па-де-де
«Медный всадник» (балетмейстер Захаров) Параша, Царица бала
«Спящая красавица» (редакция Сергеева) Аврора, Флорина, феи Резвости, Щедрости, Бриллиантов, Золота, Серебра
«Лебединое озеро» (редакция Сергеева) Друзья принца
«Лауренсия» (балетмейстер Чабукиани) Хасинта
«Дон Кихот» Китри, Повелительница дриад, вариация четвертого акта
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Лавровский) Сверстница Джульетты
«Хореографические миниатюры» (балетмейстер Якобсон) «Мечта», «Птица и охотник»
«Спартак» (балетмейстер Якобсон) Менада
«Корсар» (редакция Сергеева) Невольница
«Балетный дивертисмент» (балетмейстер Алексидзе) Солистка
«Раймонда» (редакция Сергеева) вариация в картине «Сон»
«Па-де-катр» (балетмейстер Долин)
«Фауст». «Вальпургиева ночь» (балетмейстер Лавровский) Вакханка
Михайловский театр
«Сильфида» (балетмейстер Бурнонвиль) Сильфида
Возобновляла балеты классического наследия в театрах Перми – «Шопениана»; Бишкека – «Жизель», «Баядерка»; Ташкента – «Пахита»; Красноярска – «Сильфида»; Воронежа – «Спящая красавица», «Сильфида», «Жизель»; Воронежского хореографического училища – «Шопениана»; в других городах нашей страны и за рубежом.
В 1963-1968 гг. педагог классического танца в старших классах Ленинградского хореографического училища имени Вагановой
В 1985-1988 гг. педагог-репетитор Государственной оперы в Берлине.
В одной из своих статей А. Л. Волынский писал: «Нельзя представить себе более чистую технику танца, с таким апломбом, как у А.Я. Вагановой, с такими бестрепетными турами при абсолютном равновесии тела, с такими неподвижно бронзовыми остановками, возвещающими остановки смычка и мелодии оркестра». Эти слова по праву можно отнести к танцевальному дару Ксении Тер-Степановой. Воспитанная в балетной семье, Тер-Степанова была уникальной солисткой, признанным мастером классического танца, блистательной виртуозной исполнительницей вариаций в балетах классического наследия. Л. Д. Блок считала, что вариация «захватывает глубже и безудержнее всех других видов танца, как только она протанцована правильно».
Во второй половине ХХ века К. Тер-Степанова наглядно доказала правдивость высказывания. Чистый, отточенный танец, безупречная форма исполнения, пластическая выразительность создавали определенную связь музыки и танца, значимое единство между музыкой и движением. Танцовщице одинаково хорошо удавались terre a terre и прыжковые вариации. Вариация в четвертом акте балета «Дон Кихот» признанный шедевр Тер-Степановой. Короткая, но достаточно сложная виртуозная вариация у танцовщицы звучит бравурным поздравлением главным персонажам. Технически совершенное исполнение, тщательная отделка каждого движения, виртуозные вращения, рождали образ долгожданного праздника, который будет длиться вечно. Радостью и весельем был пронизан танец Тер-Степановой в крестьянском па-де-де в первом акте «Жизели», как будто героиня хочет поделиться со всеми своим первым наивным чувством, искренним и доверчивым.
Тер-Степанова считалась признанной королевой вариаций, но она сумела доказать, что имеет право на исполнение центральных ролей. Одной из крупных удач танцовщицы была партия Жизели. Особенно ей удавался второй акт. Виллису Тер-Степановой выделала ясность линий, законченность хореографической фразы, отличающейся уверенностью и безупречностью академической формы. Полеты Тер-Степановой-Жизели при всей их легкости телесны. Став виллисой по воле рока, она все еще сохраняет теплоту и задушевность, свойственные ей при жизни. В этом, и с убедительной силой, противостоит Жизель Тер-Степановой безжалостной властительнице инфернальных владений Мирте, поэтому она и спасает своего любимого от верной гибели.
Тер-Степановой замечательно удавались лирические героини, даже в «Дон Кихоте» ее Китри выглядела мечтательницей. А пушкинские персонажи, Мария и Параша, были родными сестрами Татьяны Лариной, натурами цельными, преданными, готовыми к самопожертвованию.
Ксения Михайловна Тер-Степанова осталась в памяти незаурядной классической танцовщицей, фанатично преданной своему искусству. Абсолютное владение академическим стилем танца, искренность и задушевность, нравственная чистота позволили создать ей незабываемые образы. Она была настоящей жрицей танца. Такой она и запомнилась.