ФИО: Тарасова Эльвира Геннадьевна
Дата рождения: 5 августа 1969 г.
Место рождения: Ленинград
Звания / награды:
Заслуженная артистка РФ
Лауреат премии «Душа танца»
Профиль авторизован в январе 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Год выпуска: 1988
Выпускавший педагог по классике: И. Б. Зубковская
Место работы: Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1988 г.
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Коппелия» (балетмейстер Виноградов) Коппелия – первая исполнительница
«Жизель» Жизель, Мирта
«Щелкунчик» (балетмейстер Вайнонен) Маша, Куколка, Па-де-труа
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Захаров) Мария
«Дон Кихот» Китри, Повелительница дриад
«Корсар» Медора, Гюльнара
«Сильфида» (балетмейстер Бурнонвиль) Сильфида
«Баядерка2 (редакция Чабукиани, Пономарева) Никия, Гамзатти
«Лебединое озеро» (редакция Сергеева) Друзья Принца
«Серенада» (балетмейстер Баланчин) Солистка
«Драгоценности» (балетмейстер Баланчин) «Рубины»
«Симфония до мажор» (балетмейстер Баланчин третья часть»
«Шопениана» (балетмейстер Фокин) 11-й вальс, ноктюрн, мазурка
«Спящая красавица» (редакция Сергеева) феи Смелости, Золота, Бриллиантов, Белая кошечка
«Раймонда» (редакция Сергеева) Клеманс
«Ленинградская симфония» (балетмейстер Бельский) Девушка
«Манон» (балетмейстер Макмиллан) Подруга Леско
«Фауст». «Вальпургиева ночь». (балетмейстер Лавровский) Вакханка
«Па-де-катр» (балетмейстер Долин). Солистка
«Видение розы» (балетмейстер Фокин) Девушка
«Фея кукол» (балетмейстер Сергеев по мотивам братьев Н. и С. Легатов) Фея кукол
Среди концертных номеров:
«Эсмеральда» (балетмейстер Ваганова) па-де-де Дианы и Актеона
«Дуэт цвета осени» (балетмейстер Панфилов)
«Призрачный бал» (балетмейстер Брянцев) дуэт
«Романс» (балетмейстер Брянцев)
Педагог репетитор Мариинского театра с 2010 г.
Балетмейстер-репетитор Мариинского театра с 2021 г.
Ученики: А. Матвиенко, Е. Образцова, А. Колегова, М. Хорева
Работает с М. Нагахисой, Е. Кондауровой, Н. Батоевой, К. Шапран, Т. Ткаченко, Ш. Гусейновой, А. Бариновой.
После окончания Ленинградского хореографического училища по классу И. Б. Зубковской Эльвира Тарасова была принята в труппу Кировского театра. В репертуаре артистки чередой стали появляться традиционные феи, подруги, вариации в различных балетах наследия. Даже в коротком выходе на несколько минут Тарасова сразу привлекала к себе внимание законченной завершенностью каждого па, природной музыкальностью, совершенством формы. Танцовщица тонко чувствовала стилистику балетмейстеров прошлого. Ей было привольно среди классических фиоритур, выводимых с каллиграфической чистотой.
Танец Тарасовой отличался изысканностью. Легкий прыжок, технически точные вращения, природная координация, замечательная согласованность движений позволяли танцовщице с легкостью справляться со сложными хореографическими текстами. К тому же она была артистична. Первой главной ролью Тарасовой стала партия Китри в балете «Дон Кихот». Китри Тарасовой привлекала своим обаянием. Все удалось молодой балерине в равной мере: зажигательный первый акт, по академически строгий «сон» второго акта, жизнерадостные танцы в кабачке третьего акта и знаменитое свадебное гран па последнего действия, в котором танец ее ликовал и искрился множеством оттенков.
Из рук своего репетитора Г. Т. Комлевой Тарасова получила эффектную, но сложную вариацию Китри в «сне», которую называли вариацией Н. М. Дудинской. Эту вариацию предположительно Дудинской показала Ваганова, которая в свою очередь видела ее в исполнении М. Кшесинской. Кшесинская любила эту вариацию и исполняла ее в разных балетах.
Партия Китри продемонстрировала все возможности Тарасовой. Она не позволяла, свойственные многим танцовщицам ее поколения, отклонения от канонической версии, танцевала то, что поставлено. В этом была и заслуга ее репетитора Г. Т. Комлевой.
Хороша была Тарасова и в балете «Корсар», в котором она исполняла обе центральные женские партии: Медоры и Гюльнары. Гюльнара-Тарасова была кокетлива и шаловлива. Танец превращался в игру от каскада виртуознейших па в па-д-эскляв до вариаций в сцене «Оживленного сада» последнего акта, лился непринужденно, непосредственно, свободно.
Медора-Тарасова была прежде всего романтична. Она – натура сильная, страстная. Знаменитое трио с Конрадом и Али звучало как гимн счастью. Медора Тарасовой беззаветно влюблена в Конрада, но ей льстило и преклонение раба Али. В сцене «Оживленного сада» танец сплетался как кружево тончайшей работы. Каждое движение, каждая поза, каждый жест были наполнены взволнованностью и упоением поэзии чувства к своему герою. В Медоре Тарасовой соединились лучшие черты ее дарования: вдохновенный эмоциональный танец при строжайшей академической форме его воплощения.
Тарасова как танцовщица одинаково свободно ощущала себя в балетах наследия, советской классике, неоклассике Баланчина. Воздушная Сильфида и преданная Жизель, мстительная Гамзатти и нежная Мария, драматичная Девушка из «Ленинградской симфонии» и поэтичная Каллиопа в «Аполлоне» - талант Тарасовой в полной мере раскрылся в разнообразии стилей и направлений.
В «Драгоценностях» Тарасова участвовала в части «Рубины». Танцовщица чутко уловила нерв хореографии Баланчина. Ей оказалась близка эстетика балетмейстера. Один их американских балетных критиков образно охарактеризовал творчество Баланчина. «Хореография Баланчина – это классический балет, вывернутый наизнанку». С завидной легкостью Тарасова справлялась с труднейшими хореографическими пассажами «Рубинов». Танец ее переливался игрой граней натурального драгоценного камня, камня энергии и дерзания.
В «Симфонии до мажор», в третей части Allegro vivace, ликующий танец, построенный на прыжках и поддержках, у Тарасовой был утонченным и элегантным. Он звучал как зримое одухотворенное воплощение музыки юного композитора. Танец нес радость и прославление жизни.
Тарасова была приглашенной звездой Датского королевского балета, Шведского королевского балета, Национального театра оперы и балета Бухареста, Национального театра оперы и балета Боснии и Герцеговины в Сараево, Национального театра оперы и балета Азербайджана в Баку, неоднократно принимала участие в спектаклях Большого театра.
Танцовщица была востребованной партнершей. Она выходила на сцену с Ф. Рузиматовым, К. Заклинским, И. Зеленским, В. Самодуровым, А Баталовым среди прочих. В «Дон Кихоте» выступила наравне с П. Шауфусом, в «Симфонии до мажор» с Н. Цискаридзе.
С 2010 года Эльвира Тарасова служит репетитором балета Мариинского театра, с 2021 года она – балетмейстер-репетитор. Тарасова регулярно дает мастер-классы для Международного балетного проекта Dance Open.
Эльвира Геннадьевна Тарасова была признанным мастером. Но в репертуаре артистки остался ряд незаполненных лакун. Она не станцевала Аврору, Джульетту, Сюимбике, Ширин… А могла бы. Ей не довелось соприкоснуться с хореографией Якобсона, Роббинса, Ноймайера, Григоровича. Может ее ученицам повезет больше.