Юрий Смекалов, артист балета Мариинского театра и хореограф, о своем «серьезном» спектакле для детей и взрослых.
Ставить спектакль для детей труднее, чем для взрослых. Однако это не сугубо детский балет. Конечно, Чуковский в первую очередь обращался к детской аудитории. Конечно, наш спектакль о маленьком мальчике. Но этот мальчик переживает трудные времена. Ему — и это самый настоящий взрослый сюжет — предстоит сделать выбор. И выбор этот не прост. Перечитайте сказку, местами она напоминает триллер.
Волшебник — герой, который управляет всем происходящим, — носит черты самого Чуковского. И действие разворачивается в стилизованную эпоху 20-30-х годов: на это есть намеки в костюмах и реквизите. Но все это просто от желания высветить мощную, интересную личность Чуковского, который широкой публике известен прежде всего как автор «от двух до пяти». Все ли даже и вспомнят, как родился его псевдоним? Мы, кстати, хотим напомнить, выложив на сцене гигантскими детскими кубиками его настоящее имя.
Что касается самой сказки, умываться или не умываться, на самом деле, очень серьезный вопрос. Человек пытается найти себя! Отрицая чистоту и порядок, Замарашка (так зовут нашего героя), отрицает социум. Он приверженец беспорядка, и ему нравятся грязнули. Но, в итоге, с ним происходит метаморфоза — благодаря тем персонажам, которых я ввел в эту сказку, практически написав новое произведение по ее мотивам.
Должен быть дуэт — это естественно для балета. Девочка — Чистюля, немножко эфемерный образ, полугреза, полуреальность. Поэтому балет тоже получился... полуромантический такой. Однако будучи не совсем реальной девочкой в начале спектакля, в конце она становится реальной абсолютно. Замарашка меняет свое сознание — и Чистюля, пришедшая к нему откуда-то извне, чтобы помочь сделать выбор в пользу чистоты, обретает настоящую плоть и кровь. А мораль отсюда такова: если ты отрицаешь внутреннюю и внешнюю чистоту, никакой дружбы ни с кем не получится, люди будут отворачиваться от тебя.
Такая попытка научить разумному, доброму, вечному... Но чтобы пронять современных детей, нужно это вечное облечь в современную форму. Замарашка вступает в действие эдаким любителем фристайла (только приспособленного все-таки к балетной сцене). В уличном танце всегда отражается танцевальная мода сегодняшнего дня. В нем нет жестких канонов и установленных методик.
А классика вечна (так же, как и разумна и добра!). Поэтому порыв к чистоте и сама чистота выражены языком классического танца. От субкультуры Замарашка постепенно движется к культуре, осваивая вечный и прекрасный язык классического танца. Мир классики (точнее неоклассики, конечно) изначально представлен Чистюлей и Волшебником. Но поскольку спектакль густо населен разными персонажами, пришлось искать разные пластические ходы. Например, у Замарашки, как и в сказке Чуковского, есть друг — Котобёнок (производное от Кота и ребёнка). И недаром он настоящий друг: у его пластики много общего с пластикой Замарашки, но есть и свои индивидуальные черты — как у представителя животного мира!
Для обозначения новых персонажей придуманы «новые» слова: у нас действуют Генерамылиус, Дождекаплики, Солдачисты... Потому что хотя балет и ставится всерьез, однако все же с позиций семи-восьмилетнего ребенка. Придумывая все эти слова, я старался следовать самому Чуковскому, который культивировал в своих произведениях логику ребенка. Для него это была основа основ — высказывания детей, свидетельствующие о формировании их психологического отношения к миру. Отсюда у нас и получилось: не милиционер, к примеру, а улиционер. Кто такой милиционер, непонятно, а улиционер — это потому, что он по улицам ходит. Дети ведь любят соединять разные слова, образуя новые. Ну и наконец, это ведь хорошо — в какой-то степени всю жизнь оставаться ребенком. Это мы тоже учитывали, когда создавали свой балет.
Стихи такие замечательные, что захотелось взять хотя бы часть с собой, в спектакль, и лишний раз напомнить их детям. У нас есть две вокальные партии — баритона и баса. Баритон — голос Волшебника. Бас — это Мойдодыр. Есть еще и детский хор. И, конечно, детский балет: в спектакле заняты тридцать четыре воспитанника Московской академии хореографии.
Волшебник (Чуковский)
Замарашка
Чистюля
Трубочист
Котобёнок
Главная мочалка
Свечка
Генерамылиус
Папа
Мама
Зубная паста
Зубная щетка
Веник
Совок
Грамматика
Арифметика
Свита Трубочиста
Расчёска
Девушки-волосы, Чашки, Чулки
Полотенце
Самовар
Крокодядя
Дождекаплики
Действие I
Картина 1
Таврический сад
Мальчик по прозвищу Замарашка прогуливается с родителями по Таврическому саду. Маленький хулиган все время лезет в грязные лужи. Пытаясь быть независимым, он ускользает от заботливых рук Мамы, которая хочет его отряхнуть.
Появляются прохожие, среди которых Волшебник и девочка Чистюля. Все в восхищении от прекрасной девочки, а с мальчиком-грязнулей никто не хочет разговаривать. Только Крокодядя относится к нему с пониманием, поэтому Замарашка видит в нем своего друга. Делая вид, что на девочку не обращает внимания, сорванец бравирует своей чумазостью. Родители расстроены, но Волшебник успокаивает их.
Появляется Трубочист со своей свитой, но их замечает только Замарашка. Мальчик обеспокоен и прячется за спиной Крокодяди.
Увлекшись фотографированием, Мама и Папа уходят в другую сторону. Друг Замарашки Крокодядя подводит его к родителям. Совсем рядом оказываются Волшебник и Чистюля. Дети знакомятся, но подружиться им не удается, они разбегаются в разные стороны.
Картина 2
Комната Замарашки
Глубокая ночь. В комнате Замарашки просыпается, потягиваясь, Котобёнок. Но вдруг начинает происходить нечто странное... Через окно в комнату проникает Волшебник. Со словами «Чукоккала, Чукоккала» он притрагивается волшебной светящейся тростью ко всему, что попадается у него на пути, и вещи начинают оживать. Волшебник скрывается за дверьми родительской спальни.
Замарашка медленно просыпается. Он старательно натягивает сползающее одеяло, но оно улетает от него, и вообще почему-то предметы выскальзывают из его рук. Из-за неуклюжести мальчика Свечка попадает в печку. Домашняя утварь и игрушки в негодовании. Плотно окружив Замарашку, они надвигаются на него с угрожающим видом. Мальчик делает вид, что его это совсем не пугает. Он разгоняет всех папиной газетой и остается совсем один.
Двери распахиваются, на пороге спальни появляется Мойдодыр. И тот же час армия Великого Умывальника заполняет всё пространство. Командует парадом Главная Мочалка. Замарашка пытается скрыться от армии Мойдодыра. Одурачив Мочалку, он мечется по комнате, и наконец-то ему удается сбежать. Все бросаются в погоню за мальчиком.
Действие II
Картина 3
Таврический сад. Мир трубочиста
Замарашка не узнает свой любимый Таврический сад. Он пытается найти своего друга Крокодядю, чтобы тот спас его от назойливой Мочалки. То тут, то там между труб мелькает знакомый плащ, Замарашка мечется, но все это только мираж. Свита Трубочиста и его прислужники Грязнули пытаются запутать и заманить Замарашку в свой мир сажи и копоти. Внезапно Главная Мочалка набрасывается на Мальчика, однако ловкие Грязнули мигом избавляются от нее. Появляется Трубочист, он со своей свитой морочит голову Замарашке. И вот когда участь сорванца уже почти решена, появляется девочка Чистюля. На девочке белоснежное платье, а вокруг нее летает множество разноцветных мыльных пузырьков — это пугает Трубочиста и его приспешников. Чистюля дарит Замарашке волшебную раковину с мыльными пузырьками, словно давая ему шанс изменить себя и свою жизнь — надо только вернуться домой. Мальчик прячет ее, ему хорошо и здесь. Трубочист только этого и ждал. Грязнули хватают Чистюлю. Но вдруг слышатся раскаты грома, начинается сильный дождь, и яркая радуга заставляет Грязнуль отступить. Девочка вместе с Дождекапликами покидает сад Трубочиста.
Мальчик остается один, он задумывается над тем, что ничем не отличается от обитателей грязного уголка. Замарашке становится стыдно перед красивой девочкой за то, что он чуть не погубил ее. Он решает вернуться домой.
Картина 4
Возвращение домой
В комнате Замарашки, танцуя, свита Мойдодыра готовиться встретить мальчика. Великий Умывальник внимательно за всем наблюдает. Идет парад ванных принадлежностей.На пороге появляется маленький хозяин комнаты, а за ним ‑ измученная Мочалка, которая от бессилия тут же падает. Замарашка раскаивается и просит прощения у Мойдодыра. Мальчик готов вымыться и вместе с Мочалкой и Генерамылиусом ныряет в ванну. После купания его подхватывает Полотенце и уносит в шкаф переодеваться.
Появляются Волшебник и Чистюля.
Мальчик выходит из шкафа преобразившимся, он протягивает Чистюле руку, она в ответ протягивает свою, и их ладони встречаются.
Эпилог
Автор фотографий - Дамир Юсупов