Симфонии в балете – изобретение ХХ века. Импульсом для распространения по миру жанра танцсимфонии стала постановка Федором Лопуховым в 1923 году в Петрограде балета на музыку Четвертой симфонии Бетховена. Джордж Баланчин, участвовавший в том авангардном сочинении, подхватил идею пластической интерпретации сложной музыкальной формы, сформулировав свое кредо хореографа так: «Видеть музыку, слышать танец».
Увлеченный стихией чистого танца, он отказался от сюжета и излишнего психологизма, за его движениями не было человеческих страстей, а была только музыка, ее ритм и структура определяли развитие хореографического образа. Следуя этому пути, в 1972 году Баланчин создал первое пластическое воплощение партитуры Симфонии в трех движениях Стравинского. Но был в истории становления симфонического танца и другой путь. В 1930-е хореограф Леонид Мясин произвел на свет целую серию балетов-симфоний, в которых, минуя фабулу, чередой аллегорий и метафор представлял пластические размышления на разные темы.
Путь Раду Поклитару в поставленной для Мариинского театра «Симфонии в трех движениях» ближе к мясинскому. В его спектакле прочитывается сюжет с завязкой, перипетиями и развязкой. Придуманные хореографом образы перекликаются с замыслом Стравинского: композитор признавался, что третья часть его Симфонии стала откликом на документальные хроники военных лет со строями марширующих солдат, и у Поклитару после, казалось бы, не предвещающих агрессии первых двух частей в финале на сцену вводятся войска.
Ольга Макарова
К сожалению, мы не смогли выяснить, кто автор этих фотографий на сайте театра. Если это Ваши работы или Вы знаете автора - сообщите нам, пожалуйста!