Идея поставить этот балет Шостаковича принадлежит Алексею Ратманскому. Он был очарован музыкой и, по его собственному признанию, слышал и видел, как отражены в ней все перипетии либретто. Музыка «Светлого ручья» не пропадала втуне, что-то звучало с концертной эстрады, что-то послужило музыкальной основой для других балетов. Но Ратманский решил дать вторую жизнь именно «Светлому ручью» и даже не посягнул на «устаревшее» либретто. Сюжет, пусть незатейливый, счел вполне симпатичным и взялся за него не для того, чтобы дать волю своей иронии. («Ироничность — вообще не определяющее свойство моей натуры», — говорит он. ) Хотя и отметил, что некоторое остранение, некоторую издевку в какой-то мере обеспечил сам композитор.
Главным в музыке «Ручья» для Ратманского была как раз ее абсолютная предназначенность для танца, как будто это Минкус, только гениальный. На музыку Минкуса ставились развернутые классические балеты. И Ратманский, придумывая свой «Ручей», следовал канону, отдав дань даже традиционной балетной пантомиме. Если это и постмодернизм, то с легким дыханием, точнее, с легкой поступью.
В этом балете хореограф, как всегда, играет в свою любимую игру — стилевую. Все счастливо, не противореча одно другому, под знаменем железной логики и изящного чувства юмора, соединилось в «Светлом ручье» — от старинной пантомимы до советской акробатической удали балета и физкультпарада. И новейшее средство передвижения — велосипед — вписалось как нельзя лучше, передав свой лукавый привет старинным транспортным средствам — слону из «Баядерки» или коню из «Дон Кихота». Безусловно, отдельным удовольствием и упражнением в чувстве юмора стала для хореографа постановка виртуозного мужского танца для балерины и женского — для танцовщика.
Но вот уж кто от души погрузился в пародийно-китчевую стихию, так это художник-постановщик Борис Мессерер, чьи отец и тетя Асаф и Суламифь Мессерер танцевали, конечно, в 30-е годы в декорациях совсем иного рода. «Восстановленные» бодрые лозунги и плакаты советской эпохи недвусмысленно «улыбаются» нынешним рекламным слоганам и заставкам. Бутафорские паровозики-самолетики слишком игрушечны, чтобы демонстрировать впечатляющие достижения народного хозяйства (за подсказку как будто взяты наблюдения автора печально знаменитой «правдинской» статьи «Балетная фальшь», уничтожившей этот балет). Зато достижения народного искусства — скульптуры, «взятые напрокат» с ВДНХ, или «обнаженная» с веслом — возвышаются над жизнерадостной ситцевой Кубанью настоящими исполинами.
Постановка обеспечила работой едва ли не всех молодых солистов труппы, позволила повернуться к публике новыми гранями таланта премьерам (так, выяснилось, что многие танцовщики Большого театра обладают незаурядным комедийным дарованием и вполне конкурентоспособны в качестве сильфид), понравилась и зрителю, и критике, и принесла новое назначение своему создателю. Как в свое время Федор Лопухов, Алексей Ратманский после премьеры получил предложение стать художественным руководителем Большого балета.
Наталья Шадрина
Зина, затейница
Петр, агроном
Классическая танцовщица
Классический танцовщик
Гармонист
Пожилой дачник
Молодящаяся дачница
Гаврилыч, инспектор по качеству
Галя, школьница
Доярка
Тракторист
Горец
Кубанец
Подруги Зины
Горцы
Кубанцы
Действие I
Картина 1
Маленький, потерявшийся в степях полустанок на одной из железнодорожных веток Северного Кавказа. Ранняя осень. Окрестные колхозы кончили уборку хлебов и осенний сев.
К окончанию полевых работ, на праздник урожая в район должна прибыть из столичного театра артистическая бригада. Из ближайшего колхоза «Светлый ручей» пришли на полустанок встречать гостей. Тут и колхозный активист — старый годами, но живой, веселый, всеобщий любимец Гаврилыч, тут и молодая девушка Галя с ребятами, приготовившая для гостей пестрый букет. Тут и молодой агроном, студент-практикант Петр и его жена Зина, местная затейница. Последними подоспевают дачники-обыватели: пожилой мужчина и молодящаяся дама — муж и жена. Оба они, изнывая от скуки, пришли поглазеть на приезжих артистов. Зина, задумчивая и мечтательная, в ожидании гостей, занята книжкой. Ее муж, Петр, веселый и жизнерадостный, старается всячески развлечь Зину, вовлекая в это и других. Наконец, все, кроме Зины, идут на платформу.
Оживленной толпой возвращаются встречающие вместе с приехавшими артистами. В артистической бригаде — гармонист, классическая танцовщица и ее партнер. Затейница Зина окликает танцовщицу. Та останавливается. Они остаются вдвоем. Какая неожиданная встреча! Ведь они давно и хорошо знают друг друга. Когда-то они вместе учились в балетной школе. С тех пор Зина вышла замуж за агронома, уехала с ним работать в колхоз. Никто и не знает теперь, что она была когда-то танцовщицей. Обе подруги с любопытством разглядывают друг друга.
«Забыла ли ты свои танцы?» — спрашивает балерина. Нет, работая в деревне, Зина не забыла своего искусства, и это сейчас она докажет. Подруги весело начинают вспоминать уроки танцев, соперничая друг с другом. Но вот за ними возвращаются старый Гаврилыч и муж Зины.
Зина знакомит своего мужа с танцовщицей. Петр в восторге от приехавшей артистки. Она кажется ему такой замечательной, особенной, блестящей. Он начинает ухаживать за танцовщицей. У Зины возникает первое ревнивое чувство.
Картина 2
День клонится к вечеру. Причудлив узор убранных колхозных полей. Среди золотистых пшеничных скирд расположился табор одной из полеводческих бригад колхоза «Светлый ручей».
Бригада до последнего колоска убрала свой участок. Завтра — общественный колхозный праздник окончания летней страды, праздник урожая, поэтому всем весело. Но вот появляется артистическая бригада. Гаврилыч представляет их полеводческой бригаде колхоза. Бригада колхозников и бригада артистов приветствуют друг друга. Начинается импровизированное торжество. Артисты привезли подарки для раздачи лучшим ударникам колхоза. Вот граммофон, им награждают самого Гаврилыча. Вот нарядное шелковое платье, его отдают лучшей доярке.
Веселыми поздравлениями приветствуют награжденных. Естественно и невольно веселье выливается в танцы. Первыми заводчиками танцев выступают седые, бородатые «инспектора по качеству» со своим Гаврилычем.
Появляются опоздавшие дачники. Их заставляют плясать. На посмеху всем дачникам танцуют старинный шаконь. За ними танцуют девушки, участницы, созданного затейницей Зиной, самодеятельного кружка. Но общее внимание уже отвлечено в другую сторону. Надо, чтобы доярка потанцевала в подаренном ей новом нарядном платье. Доярка танцует в паре с разбитным трактористом. Все более разгорается веселье. Старый «инспектор по качеству» пускает в ход подаренный граммофон; он просит, что бы и приезжие артисты сплясали что-нибудь в свой черед.
Артистам неловко танцевать в обычных платьях, но им не хочется отказывать колхозникам, так дружески их принявшим. Не хочется нарушать теплого товарищеского веселья. Они выступают посреди пшеничных скирд в импровизированном танце. Их танец производит различное впечатление. Обыватели-дачники любуются самими артистами (муж — классической танцовщицей, а жена — танцовщиком). Зина ревнует мужа.
Молодой агроном Петр, все более увлекается балериной. Жена его, скромная деревенская Зина, кажется ему такой заурядной и мало привлекательной, по сравнению с заезжей балериной. Попросили сплясать и гармониста с девушкой Галей. Но вот выступают с лихой пляской молодые полеводы — кубанцы и кавказцы. Их оживленный, боевой пляс захватывает всех. Веселье достигает своей вершины.
Наконец, всех приглашают пойти закусить. Во время общего ухода старый дачник успел шепнуть приезжей танцовщице о том, что он хотел бы ее увидеть. Тоже сделала и его жена с партнером танцовщицы. Зина окончательно расстроена. Она даже плачет. Молодежь со старым Гаврилычем утешает Зину. Но вот возвращается танцовщица. Она старается уверить Зину, что не имеет никакого желания отвечать на ухаживания ее мужа. Танцовщица предлагает Зине открыть молодежи ее прежнюю профессию.
Зина соглашается, и опять они обе танцуют. Удивлению нет предела. Танцовщице приходит мысль пошутить над Петром и другими и прийти на свидание, но переряженными. Танцовщица предлагает переодеться в костюм партнера и идти на свидание к молодящейся дачнице. Танцовщик переодевается в женский костюм и пойдет на свидание к старому дачнику. Зина же пойдет на свидание к своему мужу в театральном костюме танцовщицы.
Действие II
Картина 3
Теплая южная ночь. Поляна, окруженная кустами и деревьями. Здесь собралась молодежь. Приходят опоздавшие дачники. Их дружелюбно принимают. Гармонисту приглянулась девушка Галя. Она так весело с ним днем танцевала. Гармонист шепнул Гале, что он еще вернется, и чтобы она его ждала. Девушка опешила. Старый дачник, его жена и Петр напоминают своим «симпатиям» о свидании. Молодежь окончательно решается проучить их. Спешно идет переодевание: танцовщицы в костюм партнера, танцовщика в женский костюм и Зины в театральный костюм танцовщицы. Шутки ради тракторист оделся в шкуру собаки. Все готовы. Но вот Галя говорит, что и она приглашена на свидание гармонистом. Неожиданная добавка могла бы помешать, но выручает тракторист. Он предлагает Гале пойти на свидание к гармонисту, а он, переодетый в «собаку», не будет подпускать близко к Гале гармониста. Это принимается. Галя стоит в ожидании, Колька-«собака» — рядом. Появляется гармонист. Он в недоумении. Собака кажется ему лишней. Она оказывается злой и кидается на гармониста. В конечном счете, гармонист видит, что одурачен, и, нисколько не обижаясь, примыкает к остальным заговорщикам.
С велосипедом подходит к месту свидания старый дачник. Он желает быть красивым и иметь храбрый вид. Он с ружьем, патронташем и подзорной трубой. Он навесил на себя все то, что по его предположению, украшает его. Предстоящее свидание волнует почтенного старца. Сюда же приходит и его жена. Она даже надела классические туфли, чтобы поразить партнера. Пора действовать. Вдруг он видит среди деревьев свою прекрасную танцовщицу, свою сильфиду. Это явился партнер балерины в женском наряде. Старик не замечает перемены. Но это все же не нравится его подглядывающей жене, которую в свою очередь, пугает тракторист в костюме собаки, да еще и на велосипеде. Появившаяся в костюме своего партнера балерина издевается над ней. В конце концов, оба убегают. Появляется молодой агроном. Он поджидает далекую столичную танцовщицу, но встречает свою собственную, переодетую балериной, жену. Он не узнает свою скромную, будничную Зину в прекрасной танцовщице. Зина шутит с ним, дразнит его и скрывается в кустах. Лирика снова сменяется буффонадой. Выбегает маститый дачник и переодетый балериной танцовщик. Буффонада нарастает. «Романтические страсти» достигают высшего напряжения. Танцовщица, переодетая в мужской костюм, выходит из-за кустов, изображает собой оскорбленного влюбленного и требует соблазнителя к ответу. Шутовская дуэль. Первой стреляет переодетая танцовщица. Досадная осечка. Пистолет получает старый дачник. Хоть он и боится, но все же прицеливается. Вместо выстрела заговорщик ударяет в ведро, звук которого принимается старым дачником за свой выстрел, как бы невзначай попавший в партнера танцовщицы. Романтический дачник в ужасе убегает. Но стоило ему только исчезнуть, как «убитая» поднимается на ноги и весело танцует при общем смехе «заговорщиков».
Розыгрыш приближается к концу. Вновь появившиеся дачники понимают, что их высмеяли. Общие пляски, разыгравшейся молодежи заканчивают эту ночь шуток.
Картина 4
Настало утро следующего дня, дня праздника урожая. Празднично украшенная поляна (столы с закуской). Народ заполняет все места. Сейчас приезжие артисты должны начать свое выступление.
Агроном с особенно напряженным вниманием ждет начала выступления. Он ждет выступления танцовщицы, которую (как ему кажется) он видел в лесу в эту ночь.
Но вот к величайшему его изумлению танцует не одна, а две одинаковых танцовщицы. Лица у всех скрыты под масками. Танец окончен. Агроном не выдерживает. Он бросается к артисткам.
Танцовщицы снимают маски. Тайна разъясняется. Смущенный агроном, понявший, как его провели, робко просит прощения у своей жены. Их, наконец, мирят. Агроном видит, что его скромная жена оказывается прекрасной работницей и замечательной, блестящей танцовщицей. Пляска захватывает всех участников праздника. Колхозная молодежь и старики вместе с приезжими артистами празднуют день урожая.
Автор фотографий - Дамир Юсупов