На рубеже 1990-2000-х балет Мариинского театра был активно занят реконструкциями старинных спектаклей – по сохранившимся в Гарвардской библиотеке бумажным записям балетов Мариуса Петипа хореограф Сергей Вихарев восстанавливал дореволюционные шедевры. «Пробуждение Флоры» вслед за первоначальными редакциями «Спящей красавицы» и «Баядерки» стало третьим опытом пробуждения балетного антиквариата. Достали с дальних полок незатейливое либретто, основанное на античном мифе о любви ласкового ветра Зефира и покровительницы садов и растений Флоры, по сохранившимся эскизам и фотографиям были восстановлены костюмы и декорации, оркестр разучил забытую партитуру Риккардо Дриго, а танцовщики – расшифрованный по записям весьма затейливый хореографический текст.
«Пробуждение Флоры» изначально в 1894 году было поставлено Мариусом Петипа и Львом Ивановым ко дню великокняжеской свадьбы – балетом развлекали гостей, прибывших на свадьбу императорского дома, а после на сцене Мариинского театра в этом сочинении блистали едва ли не все именитые мастера императорской сцены. На мастерство артистов начала ХХI века было рассчитано возобновление 2007 года. Танцовщики другого поколения с увлечением отрабатывали возрожденные к жизни Вихаревым комбинации Петипа. А зрителей в Мариинском театре снова ждали щедро костюмированные классические танцы с пантомимными речами, крахмальными крыльями Амуров, живым козлом и прочими забавными нелепостями старинных придворных балетов.
Ольга Макарова
Сцена 1-я. Danse de Diane (Танец Дианы). Ночь. Флора и ее нимфы в глубоком сне; Диана, богиня ночи, охраняет их покой. С приближе- нием рассвета в воздухе чувствуется свежесть. Диана скрывается в об- лаках.
Сцена 2-я. Entree d’Aquilon (Выход Аквилона), La rosee (роса). Над местностью бурно проносится Аквилон; его резкий порыв пробуждает спящих и заставляет искать убежища в листве. Появление холодной росы приводит Флору в отчаяние, и она умоляет Аврору прийти к ним на помощь.
Сцена 3-я. Arrivee d’Aurore (Появление Авроры), Valse (Вальс). Аврора утешает Флору нежными ласками и объявляет, что за нею следует бог дня – Аполлон, который положит конец их мучениям.
Сцена 4-я. Entree d’Apollon, Zephyre, Cupidon et les Amours (Выход Аполлона, Зефира, Купидона и амуров), Pas d’action. При появлении лучезарного Аполлона все оживает. Восхищенный красотою богини цветов, он целует ее. По зову бога дня легкий и нежный ветерок Зефир летит в объятия своей возлюбленной – Флоры. «Ты должна быть его подругой, – говорит ей Аполлон. – Такова воля богов». Все в восторге. Купидон, амуры и нимфы радуются счастью влюбленных.
Сцена 5-я. Arrivee de Mercure, Ganymede et Hebe (Появление Меркурия, Ганимеда и Гебы). Меркурий, посланник богов, возвещает о прибытии Ганимеда. Флоре и Зефиру подносят чашу с нектаром и объявляют, что Юпитер дарует им вечную юность.
Сцена 6-я. Cortege (Вакханалия), Grand Pas. Шествие. Колесница Бахуса и Ариадны, сопровождаемая вакханками, сатирами, фавнами, сильванами.
Апофеоз. Олимп. Появляются Юпитер, Юнона, Нептун, Вулкан, Минерва, Церера, Марс, Плутон, Прозерпина, Венера.
К сожалению, мы не смогли выяснить, кто автор этих фотографий на сайте театра. Если это Ваши работы или Вы знаете автора - сообщите нам, пожалуйста!