Джон Ноймайер: «Мой балет – не роман Толстого, а то, что я в нем чувствую».
Этим балетом Большой продолжил сотрудничество со всемирно известным хореографом, руководителем труппы Гамбургский балет Джоном Ноймайером. У нас шел его знаменитый «Сон в летнюю ночь», у нас идет его прекрасная «Дама с камелиями» (оба балета, родившиеся в середине 70-х годов прошлого столетия, принадлежат к числу выдающихся достижений мирового балетного театра). Но третья встреча с мэтром выбивается даже из этого ряда.
На сей раз Ноймайер вывел на нашу сцену «Анну Каренину» (название говорит само за себя). И это совершенно новый спектакль, наша совместная постановка с Гамбургским балетом, который и сыграл премьеру первым – летом прошлого года. Не будет преувеличением сказать, что Анна Аркадьевна Каренина является одним из самых востребованных литературных персонажей в театре и кино. Бесконечное количество экранизаций, хореографических и пластических воплощений, драматических спектаклей, есть оперы, родной язык которых English, пишется текст и для русской оперы (причем, она будет «собрана» из уже существующей музыки Валерия Гаврилина).
У Большого своя история взаимоотношений с этой дамой. В 70-е годы прошлого века роль Карениной исполняла Майя Плисецкая в специально написанном для нее балете Родиона Щедрина. А еще раньше, в 60-е, Большой ангажировал Бриттена написать оперу (предполагалось, что роль главной героини исполнит Галина Вишневская), но этот проект не был реализован по соображениям далеким от искусства.
Нетривиальный любовный треугольник, безумный накал страстей, несколько пар, абсолютно по-разному и счастливых,и несчастных, тайная и явная недоброжелательность окружения, сыгравшего свою роль в том, что протагонистка не вышла победительницей на поле своего сражения. Судьба Карениной могла бы сложиться иначе и в то время, в которое разворачивается действие романа. И столь же трагично, переместись она в наши дни.
«Величайший социальный роман во всей мировой литературе», – так отозвался об «Анне Карениной» Томас Манн. По умолчанию – на все времена, настоящие и будущие.
Ноймайер помнит и цитирует это высказывание. Филолог по первому образованию, он любит читать, а затем – «перечитывать» свои любимые книги на сцене. Среди его балетов (а их давно перевалило за сотню) – множество «литературных», поставленных по произведениям Шекспира, Ибсена, Чехова, Томаса Манна, Пушкина…
Перечитывая роман, восхищаясь обилием выведенных в нем характеров и описанных реалий жизни различных слоев общества, но при этом понимая, что все это богатство выплеснуть на сцену невозможно, Ноймайер, по его собственному признанию, воспроизводит на сцене прежде всего те чувства, которые вызывает у него прочитанное.
Действие «Анны Карениной» смело перенесено в наши дни. Каренин идет на выборы, Вронский играет в лакросс. Поезд становится игрушкой в руках Сережи. Анна гибнет, метафорически проваливаясь в преисподнюю, что представляет собой логически оправданный конец для того душевного ада, в котором она пребывала. Жизнь светского общества идет своим чередом. Удачливый фермер Левин находит в себе силы и пожалеть об Анне, и утешить ее несчастного сына.
На премьере заглавную партию исполнила Светлана Захарова. Она танцевала Титанию в ноймайеровском «Сне» и стала выдающейся исполнительницей партии Маргариты Готье в «Даме с камелиями». Благодаря ее увлечению творчеством маэстро и родилась идея поставить «Анну Каренину» в Большом.
Туалеты для главной героини создавал модный дом A-K-R-I-S. Всех остальных персонажей одевал сам г-н Ноймайер. Он же выступил в качестве сценографа и создателя филигранной партитуры балета, собранной из музыки Чайковского, Шнитке и исполнителя в стиле кантри Кэта Стивенса (Юсуфа Ислама).
Наталья Шадрина
ДЕЙСТВИЕ I
Политик Алексей Каренин, стремящийся к переизбранию, проводит митинг в Санкт-Петербурге, а граф Алексей Вронский в Москве вместе со своим полком готовится к матчу по лакроссу.Анна Каренина вместе с сыном Сережей поддерживает мужа.
П. Чайковский. Торжественная увертюра на Датский гимн, op. 15
Вернувшись домой после митинга, Анна чувствует себя очень одинокой.
П. Чайковский. Сюита № 1, op. 43, Introduzione
Стива, брат Анны, звонит из Москвы и просит ее уладить серьезную семейную ссору. Долли, его жена, застала его с гувернанткой мисс Гулль. Анна отправляется в Москву и случайно встречает там графа Вронского – как выяснится, это будет встреча с далеко идущими последствиями. Ужасная гибель дорожного рабочего кажется ей дурным предзнаменованием. Долли и Стива ссорятся. Анна старается утешить Долли и детей.
А. Шнитке. Две маленькие пьесы для органа, op. 149, Пьеса № 1
П. Чайковский. Сюита № 1, Fuga
Аристократ-землевладелец Левин мечтает в деревне о Кити, сестре Долли.
Кэт Стивенс (Юсуф Ислам). Moonshadow (Тень луны)
В Москве Кити и ее друзья празднуют обручение Кити с графом Вронским. Анна приезжает на праздник вместе с Долли и Стивой и вновь встречает графа Вронского: игра с огнем.
П. Чайковский. Сюита № 1, Divertimento – Intermezzo
Анна играет со своим сыном Сережей.
П. Чайковский. Сюита № 1, Marche Miniature
Анна предается страстным мечтам о Вронском.
А. Шнитке. Музыка к фильму «Комиссар», op. 46, «Атака» – «Любовь»
Алексей Каренин, Анна и Сережа наблюдают за игрой в лакросс. Перед началом матча Анна говорит Вронскому о своей беременности. Вронский играет невнимательно и получает травму. Отчаяние Анны, видящей это, выдает ее связь с Вронским.
П. Чайковский. Сюита № 1, Scherzo
А. Шнитке. Сюита из музыки к фильму «Повесть о неизвестном актере», главная тема
А. Шнитке. Музыка к мультфильму «Стеклянная гармоника», op. 55, «Лица», «Взлеты», «Пирамиды»
Кити переносит нервный срыв. Левин навещает ее в санатории.
Кэт Стивенс (Юсуф Ислам). Sad Lisa (Грустная Лиза)
П. Чайковский. «Снегурочка», op. 12, № 10, Мелодрама
Стива продолжает вести себя опрометчиво – на этот раз он флиртует с балеринами Большого театра.
П. Чайковский. Сюита № 1, Gavotte
Долли решает уйти из дома, но дети убеждают ее не делать этого.
П. Чайковский. Струнный квартет № 1, op. 1, Andante cantabile
Анна рожает от Вронского дочь, которую тоже называют Анной.
А. Шнитке. Музыка к фильму «Комиссар», «Проход обреченных»
Чувствуя близость смерти, Анна пытается примирить друг с другом Вронского и своего мужа. Кити выходит замуж за Левина. Анна уходит от мужа, чтобы соединиться с графом Вронским. Ее дочь, маленькая Анна, остается у Каренина.
П. Чайковский. Симфония «Манфред», 4-я картина
ДЕЙСТВИЕ II
Анна счастлива с графом Вронским в Италии. Однако ее не покидают мысли о сыне, Сереже. Вронский и Анна вновь и вновь видят во сне дорожного рабочего, который погиб во время их первой встречи. Их отношения омрачаются.
П. Чайковский. «Воспоминание о Флоренции», op. 70, Adagio cantabile e con moto
А. Шнитке. Музыка к мультфильму «Стеклянная гармоника», «Лица», «Взлеты», «Пирамиды»
Анна возвращается в Санкт-Петербург ко дню рождения Сережи.
П. Чайковский. Струнный квартет № 1, Andante cantabile
Лидия Ивановна утешает Каренина.
П. Чайковский. Сюита № 4, op. 61, Preghiera
Левин и Кити проводят счастливое утро в деревне.
Кэт Стивенс (Юсуф Ислам). Morning Has Broken (Утро настало)
П. Чайковский. «Снегурочка», № 10, Мелодрама
Отношения между Анной и Вронским заметно ухудшаются. Светское общество не принимает Анну, она в отчаянии – и тем не менее отправляется на премьеру оперы «Евгений Онегин». Она чувствует себя оскорбленной отношением собравшейся публики, к тому же видит графа Вронского с молодой княжной Сорокиной. Лишь Долли поддерживает Анну.
А. Шнитке. (Не) сон в летнюю ночь
П. Чайковский. «Евгений Онегин», Сцена письма (отрывок)
Разуверившись в том, что Вронский ее любит, Анна совершает самоубийство.
А. Шнитке. Музыка к фильму «Восхождение», op. 126, «На санях» – «Сожаление»
Жизнь идет своим чередом – в Москве, в Санкт-Петербурге, в деревне – и в театре.
А. Шнитке. Музыка к мультфильму «Стеклянная гармоника», «Пробуждение»
Кэт Стивенс (Юсуф Ислам). One Day at a Time (Шаг за шагом)
Автор фотографий - Дамир Юсупов