Юрий Григорович о своем балете:
«Мир балета считает Прокофьева своим автором. И моя постановка «Ивана Грозного», несмотря на кажущиеся противоречия между центральным героем и самой природой балета, рождалась совершенно органично. Не было никаких сомнений в том, что эта музыка может вызвать к жизни сценический танец. Мой замысел основывался именно на музыке, а не на чем-то ином, например, сюжетах русской истории, биографиях персонажей, их психологических характеристиках, народном «фоне» и многом подобном, что мне приписывали или даже навязывали многочисленные комментаторы балета. Нет, и еще раз нет — только музыка Прокофьева, с нее начинался замысел сорок лет назад, ею же он исчерпывается и сегодня.
Премьера в Москве в Большом состоялась в феврале 1975 г. Танцевали Юрий Владимиров (Иван IV), Наталья Бессмертнова (Анастасия), Борис Акимов (Князь Курбский), дирижировал Альгис Жюрайтис. Резонанс был большой. Тем же летом труппа гастролировала в США, где «Иван Грозный» произвел сенсацию и собрал бесчисленные отклики наблюдателей и прессы. В следующем году балет был поставлен в Парижской опере, где встретил такой же громкий прием, и вскоре был показан во время летнего сезона на специально сооруженной сценической площадке в Лувре.
В репертуаре Большого спектакль просуществовал по 1990 г. включительно, всего было дано 99 представлений, примерно столько же (немногим меньше) — в период гастролей во Франции, Чехословакии, Германии, Англии, других странах.
Я с удовольствием взялся и в третий раз за «Ивана Грозного», поставив его в 2001 г. для труппы Кремлевский балет. В 2003-м меня вновь пригласили в Парижскую оперу, и я возобновил этот балет уже с новым поколением французских артистов. А затем была еще постановка и в Краснодаре.
Обратившись вновь к этой музыке и к этому сюжету, я по-прежнему не стремлюсь никак актуализировать коллизии той эпохи. Мы, конечно, не властны над возникающими ассоциациями и перекличками века XVI и XXI. Но я не стремлюсь никогда давать оценки подобным глобальным явлениям в своих спектаклях... Балет вообще не для того существует!»
Иван IV, царь
Анастасия, его жена
Князь Курбский
Звонари
Скоморохи
Бояре
Боярыни
Лики смерти
Вестники победы
Опричники
Действие I
Звонари возвещают о восшествии на престол молодого царя Ивана IV.
Бояре недовольны его избранием, каждый из них считает себя не менее родовитым.
На смотринах невест Иван должен из молодых боярышень выбрать себе жену, будущую царицу. Его выбор останавливается на Анастасии.
Князь Курбский в отчаянии — в сердце его живет любовь к Анастасии. Теперь он потерял ее навсегда.
Тревожно звучит набат. Звонари сообщают о нашествии иноземцев. В битве Иван возглавляет русские полки. Рядом с ним и Курбский.
Смерть косит ряды сражающихся — но вестницы победы сулят близкое поражение иноземцам. Русские полки теснят врагов. Победа!
Анастасия ждет Ивана, тревожится за его судьбу.
С победой возвращаются русские воины. Радостна их встреча с любимыми. Иван и Анастасия вновь вместе. Ликует народ, празднует Русь свою победу над врагом.
Но вдруг страшная весть пронеслась по Руси — царь занемог. В смятении Анастасия. Бояре подняли головы, каждый претендует на трон. Но — грозен царь, нежданно излечившийся от недуга, не будет теперь от него пощады изменникам-боярам.
Действие II
Иван и Анастасия счастливы.
Бояре замышляют заговор, в который вовлекают Курбского. В их руках кубок с ядом, и первой жертвой становится Анастасия. В ужасе смотрит Курбский на смертельную агонию царицы. В страхе разбегаются бояре.
Звонари возвещают о смерти царицы, об измене боярской. В народе смута, готовая перейти в бунт.
Иван оплакивает Анастасию. В воображении его возникает призрак любимой.
Курбскому, страшащемуся мести Ивана, остается одно — бежать. Бояре ожидают мести царя.
В монашеских одеяниях появляются новые люди, которыми решил окружить себя Иван Грозный. Это опричники. Им доверяет царь извести крамолу на Руси, покончить с самовластием боярским. Схвачены бояре. Чинят расправу над ними опричники. Иван Грозный самолично вершит суд над ними.
Тяжелы раздумья Ивана. Человека, потерявшего любимую. Царя, окруженного врагами.
Преследуемый видениями, Иван терзается мыслью, что в своей борьбе утратил человечность и обрек себя на одиночество.
Исступленно ищет Иван Грозный выхода из сплетенного историей клубка противоречий.
Автор фотографий - Дамир Юсупов