«Золотой век» в постановке Григоровича — это фантастический балет с потрясающей музыкой, которая оказала влияние на три поколения композиторов. Григорович исключительно тонко и бережновосстановил это произведение, создав немыслимый хореографический рисунок. Вся труппа — звезды. Как в фильмах Эйзенштейна и Пудовкина — что ни образ, то явление колоссальной силы».
Леонард Бернстайн
Вена, 1986 г.
Балет под названием «Золотой век» впервые был поставлен в 1930 г. на сцене ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова. Автором либретто выступил А. Ивановский, постановщиками — молодые хореографы В. Вайнонен, Л. Якобсон и В. Чесноков. Постановка успеха не имела, и спектакль быстро сошел со сцены.
Юрий Григорович, всегда восхищавшийся музыкой «Золотого века», многие годы вынашивал идею постановки этого балета. Но его смущало слабое либретто. В конце концов, было решено написать новое. Вкачестве соавтора нового сценария балетмейстер привлек драматурга Исаака Гликмана. А партитуру, за годы, прошедшие со времени первой постановки, частично утраченную, скрупулезно восстановила группамузыкантов под руководством С. Сапожникова. Новая музыкальная редакция, ставшая основой постановки, была сделана композитором В. Баснером.
Премьера состоялась в 1982 г. «Золотой век», впервые «попавший» на сцену Большого театра, оставался на ней вплоть до 1995 г., прошел около шеститидесяти раз и с большим успехом показывался за рубежом— в Германии, Австрии, Англии, Ирландии, Франции, Голландии, США, Греции, Италии, Австралии и других странах.
В 2006 г. была представлена новая сценическая редакция балета.
«Постановка Григоровича — явление исключительное, принесшее балету откровения в показе современности, что по сей день проблема из проблем для всего музыкального театра. Результат темблистательнее, что и в этом труднейшем материале хореограф смело избирает самое сложное. Героика подвига балету доступнее, выбор Григоровича — будни. Бои отгремели. В „Золотом веке“ — времена нэпа,когда на свет божий выползли притаившиеся, было остатки старого мира, орудуя теперь хитро, изощренно. Избрав будни, Григорович обыденность их взрывает остросюжетным, захватывающе напряженнымразвитием действия. Впервые на балетной сцене он представляет жанр детективный — с погонями, тайнами, нападениями.
... И все это — в хореографии, которая, можно сказать, и сама остросюжетна, за каждым поворотом тут разные виды танца: классика и свободная пластика, неоклассика и гротеск, элементы народных танцев испортивных движений... Танец бурлит, охватывая все пространство огромной сцены. Тут вихрь самой жизни — стремительный, пестрый, увлекательный. Тут — отзвуки спортивных празднеств, жанровые „уличные“зарисовки, представление артистов агиттеатра... В этом феерическом потоке, как тихие оазисы, овеянные поэзией, на красивейших высоких поддержках основанные, лирические дуэты Риты и Бориса».
Сания Давлекамова, 1982
Рита, молодая девушка, выступающая под именем мадемуазель Марго в эстрадной программе ресторана «Золотой век»
Борис, молодой рыбак, участник представлений агиттеатра рабочей молодежи
Яшка, главарь банды; он же мсье Жак — партнер Риты
Люська, сообщница и подружка Яшки
Конферансье эстрадной программы ресторана «Золотой век»
Друзья Бориса, участники представлений агиттеатра
Генерал (участник представления)
Два подгулявших нэпмана
Биллиардный маркер ресторана «Золотой век»
Две модные пары
Матрос
Газетчик
Беспризорник
Папиросница
Бандиты и их подружки
Нэпманы, завсегдатаи ресторана «Золотой век»
«Герлс»
Действие балета происходит в 1920-е годы в приморском городе на юге советской России. Это период в жизни страны, когда была объявлена новая экономическая политика — НЭП, разрешающая мелкую частную торговлю, и, как следствие, повсюду пышным цветом расцвели темные дельцы и уголовщина. Ресторан «Золотой век» — их излюбленное место. «Прожигателей жизни» — разношерстную публику, собирающуюся в этом ресторане, — развлекают молодая танцовщица Рита, выступающая под именем мадемуазель Марго, и ее партнер Жак, на самом деле главарь банды Яшка. Ему помогают промышлять его подельники и подружка Люська.
Во время городского праздника и массовых гуляний молодой рыбак Борис, участник сатирического агиттеатра рабочей молодежи, знакомится с Ритой. У них возникает симпатия друг к другу. Но неожиданно Рита поспешно скрывается в толпе. Борис устремляется вслед за исчезнувшей девушкой. Поиски приводят его в ресторан «Золотой век». С удивлением узнает он в танцующей мадемуазель Марго свою таинственную незнакомку. Между Борисом и Яшкой начинается борьба за душу и любовь Риты. Она тянется к своим сверстникам, тронутая их искренностью и глубиной чувств. Друзья Бориса, молодые рыбаки, вступают в схватку с бандитами. Яшка пытается бежать, но его настигают. Рита свободна. Навсегда покинув ресторан, она уходит к любимому Борису, чтобы начать новую жизнь.
Действие I
Картина 1
Народное празднество. В толпе гуляющих — Рита. Начинается представление агиттеатра рабочей молодежи. Его актеры — молодые рыбаки, среди которых Борис. Рита и Борис знакомятся, но девушка неожиданно исчезает. Борис бросается за ней.
Картина 2
Поиски Риты приводят Бориса в «нэпманский» ресторан «Золотой век». Идет эстрадное представление, в центре которого звезды варьете Марго и месье Жак. К своему удивлению Борис узнает в мадемуазель Марго девушку, которую искал. Радость их встречи не ускользает от внимания Жака.
Картина 3
Шайка бандитов, возглавляемая Жаком — Яшкой, сговаривается о предстоящем «деле». Люська заманивает двух пьяных нэпманов, которых бандиты избивают и грабят.
Картина 4
Вернувшись в ресторан в облике артиста, месье Жак видит танцующих Риту и Бориса. Он затевает ссору с парнем. Рита смело бросается между ними.
Картина 5
Борис и Рита остаются одни. Он признается ей в своем чувстве, и она отвечает ему взаимностью.
Действие II
Картина 6
Не привыкший терпеть поражение, месье Жак пытается покорить Риту, но она отвергает его домогательства и убегает.
Картина 7
В бандитском притоне «гуляет» шайка. Яшка подбивает их на новую авантюру. Он в ярости от отказа Риты и жаждет мести.
Картина 8
На берегу моря трудятся молодые рыбаки. К ним в поисках Бориса приходит Рита. Влюбленные остаются наедине. Внезапно появляются бандиты и окружают героев.Сообщники Яшки набрасываются на Бориса, который вступает в неравную схватку с ними. Рита бежит за помощью. Подоспевшие друзья вместе с Борисом пускаются в погоню за бандитами.
Картина 9
В зале ресторана развлекаются завсегдатаи. Мысли Риты с Борисом. Ей невыносима тягостная атмосфера ресторана, но она вынуждена исполнять свой номер.
Картина 10
Рита решает навсегда уйти из «Золотого века». Но месье Жак преграждает ей путь, требуя ее любви. Свидетельницей этой сцены становится Люська. Ослепленная ревностью, она с ножом бросается на Яшку, но сама падает от его руки.
Картина 11
Захватив Риту в заложники, Яшка пытается бежать. Его настигает Борис и освобождает девушку. Они счастливы и отныне неразлучны. Их радость разделяют друзья-рыбаки.
Автор фотографий - Дамир Юсупов