Древнегреческий миф об Антигоне в его многочисленных вариантах — один из архетипов человечества. Вечны, как мир, борьба за корону, противостояние личности и толпы, несовместимость божественных законов и сиюминутных установок очередного деспота и тирана, мнящего себя равным богам. Но в любую эпоху всегда находится герой, слышащий голоса свыше. Бунтари духа — инструменты в руках Бога, безмерно раздражающие правителей и толпу. Непонятные, необъяснимые, жертвенные... В сегодняшней исторической ситуации неспроста возникает желание жестоко, по-своему, рассказать этот миф. Работать на стыке классических традиций и авангарда в области современной музыки и танца, позволяющих передать дух ритуальной и мистериальной по сути древнегреческой трагедии.
Наша «Антигона» — это история преступления, которая повторяется вечно. Эту цикличность процесса исторического развития подчеркивает и структура балета. Размещенные на возвышении музыканты, словно некая инфернальная абстрактная сила, задают героям ритм бытия.
Знаком на сцене предстает каждый предмет, будь то хлыст или похожий на чудовище животный трон. В контексте спектакля корона одновременно и знак власти, и жертвенник, вокруг которого пляшет обезумевшая толпа. Свой знак есть у Антигоны – отпрыска древнего и проклятого богами рода Эдипа. Рожденная от кровосмесительного брака матери и сына, только она наделена духовным зрением, безгрешна, много лет была глазами ослепившего себя Эдипа, перед тем как вернуться в родные, разоренные междоусобицей Фивы. Не потому ли ее знаком в балете является анк – древнеегипетский крест, означающий союз Неба и Земли, жизни и бессмертия?!
В мистериальной традиции он предстает ключом к тайным знаниям и скрытой мудрости, предзнамением «жизни предстоящей», нездешней. Они доступны только этой, на первый взгляд, столь беззащитной героини. Антигона скорее жрица, исполняющая ритуальное погребение, чтобы поскорее примкнуть к миру богов.
Связующим звеном между «миром идей» и «миром людей» предстают два сатира. Они и слуги просцениума в традициях комедии дель арте, и весьма двусмысленные, неоднозначные персонажи, манипулирующие героями. Именно они сажают на трон отупевшего от власти Креонта. При встрече с Антигоной, осмелившейся похоронить брата-предателя, у Креонта тут же срабатывает животный инстинкт убийцы. Но даже смертный приговор, вынесенный царем, не может отменить для Антигоны божественные законы.
Фото с сайта театра
К сожалению, мы не смогли выяснить, кто автор этих фотографий, взятых с сайта театра... Если это Ваши работы или Вы знаете автора - сообщите нам, пожалуйста!