"28 мая, 3 и 4 июня в Большом зале Астраханского государственного театра Оперы и Балета состоится МИРОВАЯ премьера «АНДРЕЙ РУБЛЁВ». Мировая премьера – это грандиозное культурное событие, оно означает, что произведение это ещё нигде и никем в мире не исполнялось. Стать первыми в мире - это высокая честь! И вот специально для Астраханского театра написан балет в двух действиях, главной темой которого становятся духовные искания и творческий путь Андрея Рублёва - величайшего русского художника-иконописца, инока и святого. Идейная направленность творчества Андрея Рублёва неразрывна с эпохой возрождения культуры на Руси. Свои гениальные иконописные работы он создавал в переломные моменты становления Русского государства в начале пути обретения русским народом своей национальной самоидентификации.
Жизненный путь Андрея Рублёва всегда интересовал исследователей его биографии. Историки культуры тщательно изучают его творчество. Художники, кинематографисты, писатели, поэты старались каждый по своему расшифровать загадку личности величайшего мастера московской школы иконописи. Автор идеи и либретто балета «Андрей Рублёв» хореограф-постановщик Константин Уральский первым в мире решился отобразить творческий путь художника, продирающегося сквозь условности бытия к небесным вершинам творения языком танца - древнейшим образным языком планеты.
Это во многом непростое, и в определённой степени революционное решение. Мир хореографической образности диктует свои законы отображения действительности, основанные не на буквальном соответствии жизненного и художественного материала, а на степени верности метафорическому, поэтическому отражению жизни. Потому и путь от первоначального замысла балета до осуществления его постановки не был стремительным, а продолжался более 10 лет.
Музыку к балету написал Валерий Кикта – талантливый композитор, профессор Московской консерватории, автор многих музыкальных произведений о величии Руси, среди которых - симфоническая летопись и балет «Владимир-Креститель». «Андрей Рублёв» стал двенадцатым по счёту балетом композитора. Главная музыкальная тема спектакля – красивый хоровой монолог. Это уже второй для астраханского театра совместный опыт работы балета и хора. Хоровое пение в сочетании с балетной хореографией создаёт особую лиричность спектакля и отражает ту духовность, которой наполнен образ самого Андрея Рублёва и которая является краеугольным камнем всей русской культуры! Через вокально-оркестровую партитуру проходит тема угнетённой средневековой Руси - суровой и аскетичной. Один из хоровых номеров имеет называние «Омрачённый распев». В противовес ему просветлённо и жизнеутверждающе звучат вокализы: исполняемый женскими голосами «Светлый распев», олицетворяющий пробуждение русской земли, её природы и фресковая, окрашенная исполнителями хора в небесные тона тема Андрея Рублёва – человека, отмеченного Божьим Даром. Большое эмоциональное воздействие должно оказать на зрителей звучание голосов а’ капелла: раздающееся после ухода ордынских воинов пение-плачь женщин по сынам и мужьям, строгое хоровое пение монахов по погибшим, которое вполне можно причислить к жанру духовной музыки.
Автор сценографического решения спектакля - художник-постановщик Никита Ткачук, приглашённый из Чикаго (США). На его счету более 150 оформленных спектаклей в России и Америке. Для балета «Андрей Рублёв» им придуманы необычные декорации. По сцене побежит ручей – и не имитация, а настоящая живая вода. На дне таких ручьёв художники находили разноцветные камешки и растирали их в порошок для изготовления красок. Ручей - будто отражение стремительно меняющейся жизни русского народа. Вода ручья будет принимать на себя свет небес и отбрасывать блики на декорацию - белые стены старинного храма, на которой некогда были фрески. Используемый видеоконтент превратит белые плоскости в живые, бегущие по небу облака, в таинственную игру света и тени.
Рублёв жил в эпоху, когда измученную татаро-монгольским игом страну раздирали братоубийственные распри, царил произвол, и жестокость была нормой жизни. Гениальный художник писал свои иконы с таким светом и любовью, что его возвышенная живопись внушала людям стремление к осуществлению иной жизни, дарила веру в возможность мира, согласия и любви. Это было время зарождения русской культуры, воплощающей красоту человека и его нравственную силу.
Астраханский театр оперы и балета дарит всем зрителям МИРОВУЮ ПРЕМЬЕРУ «АНДРЕЙ РУБЛЁВ», как продолжение бесконечного разговора о РУССКОЙ ДУШЕ."