«Клеопатра» В. Качесова в постановке основателя театра «Кремлёвский балет», народного артиста России Андрея Петрова – это яркий, драматичный и во многом неожиданный для зрителя спектакль. Он наверняка не оставит равнодушными ни тех, кто интересуется событиями древнего мира, ни, разумеется, почитателей великолепной Клеопатры – одной из самых харизматичных и загадочных персон в мировой истории.
Последняя царица эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев широкой публике известна, прежде всего, историей своей любви – сначала в ее жизни был громкий роман с Гаем Юлием Цезарем, а после – с римским полководцем Марком Антонием. Между тем, далеко не все знают, что Клеопатра была не только эффектной, обольстительной женщиной, сводившей с ума лучших мужчин своего времени, но и незаурядной правительницей, заботившейся о процветания своей страны. И вот как раз на этот аспект её личности, в первую очередь, обращает внимание хореограф-постановщик.
Андрей Петров так говорил о своём видении Клеопатры: «Обычно Клеопатру представляют этакой женщиной вамп, но на самом деле всё не так просто. Она была видным государственным деятелем, мудрым политиком, при котором Египет на протяжении 20 лет оставался независимым государством. И романы с Цезарем и Марком Антонием – а это были совершенно разные отношения – помогали Клеопатре укреплять позиции своей страны. И эта линия меня очень заинтересовала».
Действие балета поочередно разворачивается то в Александрии, в знаменитом Дворце Птолемеев, то в Риме, куда Цезарь-триумфатор привозит Клеопатру и наследника Цезариона и где сам он падёт от рук заговорщиков.
Вниманию зрителей предлагаются масштабные картины сражений, парадных шествий, пиров. А ещё - мистические эпизоды обращения Клеопатры к богам – покровителям Египта, которых она просит указать ей путь и приоткрыть завесу над будущим. И, разумеется, красивейшие, полные страсти и психологически точно выверенные любовные дуэты египетской царицы с Цезарем и Марком Антонием – это действительно эмоционально две совершенно разные истории, и потому для каждой хореограф-постановщик находит свои, особые, пластические выразительные средства, позволяющие убедительно передать нюансы взаимоотношений, складывающихся между партнёрами.
Финал истории о Клеопатре, как известно трагичен, но и здесь в новом спектакле наш ждёт не банальный и по-настоящему философский финал, напоминающий о том, какие ценности в мире действительно являются непреходящими, и заставляющий задуматься о том, что на самом деле является поражением, а что триумфом человеческого духа.
ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ
Картина 1
Пролог
Сфинкс – символ Востока. Но кто он? Состоящий из различных частей хищных животных, этот монумент олицетворяет собой силу и загадку одновременно... Лучи света пронизывают Сфинкса, и неожиданно мы видим женщину. Это Клеопатра, царица Египта.
Первый эпизод «Трон».
На двойном троне сидят цари Египта. Это - Птолемей XIII и Клеопатра. Клеопатра и ее маленький брат не ладят между собой. Малолетний правитель соглашается на заговор против Клеопатры. Нити этого заговора держит в своих руках Верховный жрец Ур Пофин. Вместе с ним в заговоре участвуют военачальник Ахилла и придворные. Ур Пофин пытается отравить Клеопатру, но она предвидит покушение. Выпивший отравленное вино раб погибает, Клеопатра же бежит из города.
Картина 2
Второй эпизод «Причал у крепости»
Юлий Цезарь во главе римских войск теснит мятежного Помпея, поддерживаемого египетскими войсками. Птолемей предаёт обречённого Помпея, и вскоре египтяне преподносят Цезарю его голову. Цезарь шокирован, ему претит услужливая жестокость Птолемея, Ур Пофина и Ахиллы. Желая загладить промах, Царь Египта приглашает Цезаря остаться во дворце.
Картина 3
Третий эпизод «Дворец Птолемея XIII»
Цезарь в спальне Дворца. Его охраняют римские воины. Два египтянина пытаются прорваться сквозь стражу с большим ковром в руках. Цезарь разрешает вручить ему подарок народа. Из ковра выходит Клеопатра. Цезарь очарован ею. Клеопатра предупреждает Цезаря о заговоре, который готовят против него Ур Пофин и Ахилла.
Четвертый эпизод «Заговор и бой у крепости»
Египтяне окружают дворец и штурмуют его, но римские воины подготовились к нападению. Восстание подавлено, Птолемей сбежал, Ур Пофин и Ахилла убиты. Цезарь возводит на трон Египта Клеопатру.
Пятый эпизод «Любовь»
Клеопатра в спальне Цезаря. Он не на шутку влюблён в неё. Он восхищается ею, заворожён её красотой, её нежным и певучим танцем. Не в силах оторваться от возлюбленной, Цезарь оттягивает возвращение в Рим.
Картина 4
Шестой эпизод «Храм Исиды»
Клеопатра совершает в храме Исиды обряды, посвящённые египетским богам. Она просит упрочить её связь с Цезарем и дать Египту свободу править на Востоке. В клубах дыма священных курильниц к Клеопатре приходит озарение...
Картина 5
Седьмой эпизод «Рождение наследника»
Словно юноша Цезарь ждёт рождения ребёнка Клеопатры. Его охватывают волнение и восторг, когда из покоев Клеопатры приносят сына. Цезарион – это наследник не только трона Египта, но и будущий властитель Рима.
ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ
Картина 1
Первый эпизод «Триумф»
Триумф Цезаря по случаю победы в Египетской войне. Народ и сенаторы приветствуют Цезаря и его войско. Следом несут богатые дары с Востока. На повозке стоит золотая пирамида, на её вершине – Клеопатра с Цезарионом. Клеопатра приносит Египет к ногам властителя Рима. Цезарь открывает статую Клеопатры в центре Рима.
Картина 2
Второй эпизод «Заговор в Риме»
В ночь после триумфа несколько сенаторов замышляют убийство Цезаря. Они возмущены установкой статуи Клеопатры и сближением Цезаря с прекрасной египтянкой. Брут и Кассий под предлогом демократии призывают к убийству...
Утро. Цезарь идёт в Сенат. На ступенях заговорщики окружают его и закалывают кинжалами. Но даже будучи поверженным, Цезарь внушает своим врагам трепет. В ужасе от содеянного они разбегаются. Октавиан и Антоний клянутся отомстить убийцам. Клеопатра, узнав о гибели Цезаря, бежит с сыном в Египет.
Картина 3
Третий эпизод «Траур»
В покоях Клеопатры траур. Шуты пытаются развлекать Царицу танцами и музыкой. Клеопатра не знает, что ждёт её после смерти Цезаря. Все планы рухнули, она подавлена...
Картина 4
Четвёртый эпизод «Гадание»
В храме Исиды Клеопатра, пользуясь священными, мистическими обрядами, пытается узнать будущее. Оно туманно, но неожиданно будто лучи света прорезают дым курильниц - появляется прекрасный незнакомец...
Обряд прерывает гонец, принёсший послание от римлян.
Картина 5
Пятый эпизод «Встреча»
Римские легионы стоят на набережной Тарса. Антоний, командующий римской армией, ждёт встречи с царицей. Клеопатра подплывает к пирсу на роскошном корабле. Процессия и свита поражают Антония чувственным изяществом. Встреча с Клеопатрой разбудила в римском полководце скрытые страсти, глубоко и неистово взволновала его. Не в силах противостоять безумному влечению, Антоний позволил себе взойти на корабль и отплыть с Клеопатрой в Александрию, оставив войско в полном недоумении...
Картина 6
Шестой эпизод «Пир»
Любовники проводят время в пирах и развлечениях. Клеопатра, точно опытная куртизанка, будит в Антонии самые грубые инстинкты, потворствует его солдатским вкусам. Вместе с тем она не упускает случая укрепить с его помощью свою власть. Неожиданно приходит сообщение от Октавиана – он предписывает Антонию немедленно вернуться в Рим.
Картина 7
Седьмой эпизод «Рим»
Октавиан стал наследником Цезаря. Сенат обвиняет Антония в пренебрежении интересами Рима. Октавиан защищает его, но взамен требует, чтобы тот женился на его сестре Октавии. Красавица Октавия пытается завоевать любовь Антония. Несмотря на данное им согласие на брак с Октавией, Антоний душой и сердцем с Клеопатрой.
Картина 8
Восьмой эпизод «Вторая свадьба»
Клеопатра грустит в своих покоях. Сначала Рим отнял у неё Цезаря, теперь отнимает Антония. Как она ненавидит Рим! Внезапно раздаётся шум, бегут слуги, воины. В зал вбегает Антоний. Наконец-то они вместе! Торжественная брачная церемония венчает Антония и Клеопатру. Египтяне ликуют!
Картина 9
Девятый эпизод «Сенат»
Октавиан возмущён, сенат жаждет крови. Римский сенат соглашается с призывом Октавиана объявить войну Египту, Клеопатре и Антонию. Октавия убита горем, её любовь никому не нужна.
Картина 10
Десятый эпизод «После пира»
Антоний погряз в пирах. Клеопатра, желая удержать его, потворствует этому. Известие о войне с Римом повергает Антония в трепет. Но он должен выполнить свой воинский долг.
Одиннадцатый эпизод «Морское сражение»
Идёт морское сражение. Клеопатра и её свита с берега следят за кораблями на море. С ужасом царица видит поражение Антония... Выбравшийся на берег Антоний тяжело ранен, но всё же добирается до дворца.
Двенадцатый эпизод «Смерть Антония и Клеопатры»
Сподвижники Антония и слуги Клеопатры убегают, не желая разделить участь пленных. Римские войска во главе с Октавианом приближаются. Нервы у Антония и Клеопатры не выдерживают. Всплески любовной нежности чередуются у них с порывами отчаяния. В один из таких моментов Антоний пронзает себя мечом. Он смертельно ранен. Клеопатра пытается спасти его, но Антоний умирает. Царица кладёт тело супруга на ложе, осыпает поцелуями...
Клеопатра сама командует приготовлениями к своей смерти. Приносят ящик со змеями. Змея обвивает Клеопатру и жалит её. Яд проникает в кровь...
Картина 11
Тринадцатый эпизод «Римляне штурмуют дворец»
Римские войска врываются в покои дворца. Египтяне повержены, трупы устилают пол дворцового зала. Октавиан в предвкушении великой победы, он резко отодвигает полог, закрывающий трон Клеопатры. Изумленному взору римского правителя предстает двойной трон царей Египта, на котором восседают мёртвые Антоний и Клеопатра – в полном облачении царей Египта. Октавиан потерпел неудачу: он завоевал Египетское царство, но не смог покорить его гордую властительницу – великолепную Клеопатру.
Автор фотографий – Лола Екатерина