Инициатором постановки «Спящей красавицы» и судьбоносной встречи Петра Чайковского и Мариуса Петипа стал директор императорских театров Иван Всеволожский. Он написал либретто, придумал костюмы и стал соавтором чуда, рожденного гением двух великих мастеров в 1890 году. Блестящий знаток и любитель эпохи Людовика XIV, Всеволожский в спектакле словно приоткрывал окно в любимую эпоху, создавая ощущение полнокровной, почти маскарадной феерии: в одной картине, как и на версальских балах, могли встречаться костюмы ультрамаринового, сиреневого, кроваво-красного и изумрудно-зеленого цветов.
Пафос почтения к французскому золотому веку (не только Аврора, но весь мир просыпался при короле-солнце) лежал в основе замысла «Спящей красавицы» и определял атмосферу балета-феерии. Но, увы, в ХХ веке спектакль переодели, приспособили к вкусам других эпох.
После долгих десятилетий забвения образ спектакля эпохи Петипа вернулся на сцену Мариинского театра в 1999 году. По эскизам Всеволожского и премьерных художников-декораторов возобновили сценографию 1890 года, а хореограф Сергей Вихарев, опираясь на сделанные в начале ХХ века записи балета, восстановил структуру творения Мариуса Петипа – с пышностью зрелища, чинной дозированностью танца и пантомимы и атмосферой торжества. И зрители ХХI века имеют возможность увидеть на сцене, в действии роскошный Gesamtkunstwerk, когда-то вдохновивший Александра Бенуа на свершения «Русских сезонов».
Ольга Макарова.
В 1941 году «Спящую красавицу» в Перми (тогда Молотове) впервые увидели в исполнении эвакуированной труппы Мариинского (Ленинградского) театра. В 2003 году балет был перенесен на пермскую сцену прима-балериной Мариинки 1960-х — 1980-х годов Габриэлой Комлевой в редакции Константина Сергеева 1952 г.
Габриэла Трофимовна Комлева сделала перенос ред. К. Сергеева «Спящей красавицы» на другую сцену (в Самарский АТОБ) без каких-либо изменений.
(ред. К. Сергеева)
Пролог
Король и Королева празднуют рождение дочери – принцессы Авроры. Под нежные звуки арф и скрипок появляется со своей свитой фея Сирени. Слетаются добрые феи – Нежности, Резвости, Щедрости, Смелости и Беззаботности. Каждая из них принесла новорожденной свой дар.
Испуганные слуги возвещают о приближении страшной гостьи – злой феи Карабос. Старая безобразная Карабос въезжает в карете, запряженной уродами и мышами. Она разгневана тем, что ее забыли пригласить на бал. Карабос вызывает видение юной Авроры и предсказывает ей смерть от укола вязальной спицей. Фея Сирени отстраняет Карабос от колыбели Авроры и обещает принцессе свое покровительство. В поединке добра и зла зло отступает. Беснуясь и грозя, Карабос покидает зал. Чтобы избежать несчастья, предсказанного злой волшебницей, король издает указ, запрещающий под страхом смертной казни пользоваться спицами в его королевстве.
Действие I
Принцессе Авроре минуло шестнадцать лет. Во дворце гости. Авроре представляют женихов. Она со всеми мила, танцует с каждым из них, но никому не отдает предпочтения. К принцессе подходит старушка с букетом роз. Аврора берет букет и кружится в вальсе. Внезапно, уколов палец, принцесса теряет силы и падает. В цветах была спрятана острая спица. Все охвачены горем. В этот миг с плеч старухи спадает плащ. Это торжествующая фея Карабос. Обнажив шпаги, женихи бросаются к ней, но волшебница исчезает. Появляется фея Сирени – покровительница Авроры. Она не может развеять злые чары Карабос, но в ее силах ослабить зло. «Аврора не умерла: это не смерть, а сон», – говорит добрая фея и взмахом волшебного жезла погружает в сон вслед за Авророй все королевство. Парк зарастает кустами сирени. В их густой чаще скрывается замок.
Действие II
Картина первая.
Прошло сто лет. В лесу охотится принц Дезире со своими друзьями и приближенными. Когда он остается один, перед ним появляется фея Сирени. Она вызывает образ Авроры. Очарованный принц устремляется к ней, но, кружась в сонме нереид, Аврора удаляется и исчезает. Принц страстно желает вновь видеть ее. Вместе с феей Сирени Дезире плывет в ладье к очарованному замку. Их окружает безмолвный лес, сквозь густые заросли которого проступают его башни.
Картина вторая.
В заросшем парке бодрствуют лишь злая фея Карабос и ее слуги. Они преграждают путь всякому, кто намерен проникнуть в спящее царство. Внезапно до них доносятся звуки, предвещающие появление феи Сирени. Перед ее властью Карабос бессильна. Между тем Дезире уже достиг стен королевского замка. В поисках принцессы нетерпеливо проходит он среди спящих придворных. Вот он у ложа погруженной в сон Авроры. Страстным поцелуем Дезире пробуждает спящую красавицу. Вместе с ней просыпается все королевство. Горячее чувство первой любви охватывает Аврору и Дезире. Покоренный красотой и обаянием Авроры, принц просит у короля и королевы руки их дочери.
Действие III
Во дворце празднуется пышная свадьба Авроры и Дезире. Среди многочисленных гостей – персонажи сказок. Вот Синяя борода и его жены, вот принцесса Флорина и Голубая птица. Вот Кот в сапогах и Белая кошечка, Волк и Красная шапочка, Мальчик-с-пальчик с братьями и тут же – преследующий их Людоед. Бежит Золушка и теряет свою туфельку. Ее поднимает принц Фортюне. Аврору и Дезире пришли поздравить феи Бриллиантов, Сапфиров, Золота и Серебра. В праздничном дуэте выступают счастливые новобрачные – Аврора и Дезире. Апофеоз Наступает всеобщее ликование. Бьют фонтаны. Из искрящегося каскада возникает фея Сирени – олицетворение всепобеждающего и торжествующего добра.
Государственный академический Мариинский театр
Фото с сайтов театров.
К сожалению, мы не смогли выяснить, кто автор этих фотографий. Если это Ваши работы или Вы знаете автора - сообщите нам, пожалуйста!