3 января 1890 года на сцене Мариинского театра прошла премьера «Спящей красавицы» П.И. Чайковского – М.И. Петипа. Спектакль много значил для обоих. Чайковский отыграл в нем неудачу «Лебединого озера», Петипа пришел к нормам позднего (и самого плодотворного) периода своего творчества.
После многочисленных балетных мелодрам со сложными сюжетами зритель увидел балет нового типа: внешние события были сведены в нем к минимуму, действие концентрировалось вокруг больших танцевальных ансамблей.
В «Спящей красавице» таких ансамблей было четыре.
В прологе шесть фей-крестных новорожденной принцессы Авроры одаривали ее всеми мыслимыми достоинствами и добродетелями в номере, который так и назывался - Grand pas d'ensemble (Большой ансамблевой танец). Кроме солисток, в нем выступали восемь спутниц феи Сирени - главной крестной, двенадцать пажей, шесть молодых девушек, подносящих подарки, восемь гениев, подающих благовония, четыре гения с опахалами - всего 44 исполнителя, артистов труппы и воспитанников школы. В первом акте повзрослевшая принцесса знакомилась с четырьмя принцами, приехавшими свататься, в Grand pas d'action (Большом действенном па). Героиню сопровождали четыре фрейлины, четыре молодые девушки, восемь пажей, игравших на маленьких скрипочках. Помимо четырех принцев, с отдельными репликами к ней обращались родители - король Флорестан и королева, злая фея Карабос. Всего 24 исполнителя.
Начиная со второго акта, слово «grand» (большой) пропадало из названий ансамблей. И, на самом деле, составы их уменьшались. Когда во втором акте фея Сирени вызывала перед принцем Дезире видение спящей столетним сном принцессы - вместе с тенью Авроры являлось всего 16 нимф. Они и составляли группы вокруг трёх героев. В третьем, последнем, акте, на свадьбе, принц и принцесса выходили в Pas de quatre, танцевальном квартете, где, кроме них, были заняты феи Золота и Сапфиров.
Во всех актах к центральным ансамблям примыкали другие номера: Пейзанский вальс в исполнении полного взрослого и большого детского кордебалета; сюита бытовых танцев аристократов, охотившихся вместе с принцем Дезире, и крестьян, пришедших поприветствовать синьора. Свадьба героев начиналась с длиннейшего маскарадного шествия: под музыку торжественного Полонеза сцену пересекали персонажи волшебных сказок Шарль Перро (13 групп), фея Сирени и ещё три добрых волшебницы из пролога, фея Карабос - после исполнения всего, предсказанного ею, ее не забывали пригласить на новый праздник. Сюда же прибывали пять «кадрилей» (групп танцовщиков в одинаковых костюмах) - римская, персидская, индийская, американская и африканская, по четыре пары в каждой - всего 73 гостя, не считая непоименованных участников «свит», «гениев», «придворных». Часть из них только приветствовала жениха и невесту поклоном, но многие выступали затем в танцах сказочного дивертисмента.
«Спящая красавица» сполна реализовала художественную программу директора Императорских театров И.А. Всеволожского, мечтавшего воссоздать на сцене подлинную старину. Декорации балета изображали настоящие Фонтенбло и Версаль, костюмы повторяли французские одежды эпохи Ренессанса и Великого века, воспроизводили театральные эскизы того времени.
Обилие действующих лиц дало благодатную почву для работы и труппе, и школе. Партия принцессы Авроры стала лучшей в карьере итальянки Карлотты Брианца. Павел Гердт в роли принца Дезире воскрешал старинные придворные манеры, забытое благородство старого режима и самого короля-Солнца. Варвара Никитина и Энрико Чекетти состязались с главными героями в виртуозном Pas de deux принцессы Флорины и Голубой птицы. Величавый, широкий жест Феликса Кшесинского характеризовал венценосного Флорестана XIV, отца Авроры, а его собственная младшая дочь Матильда, учившаяся в старшем классе школы, попеременно исполняла несколько ролей в картине охоты и Красную шапочку в дивертисменте сказок. Пройдет всего три года, и она станет Авророй...
Немало артистов совмещали разные партии в одном представлении. Энерико Чекетти, прежде чем выпорхнуть на сцену Голубой птицей, изображал злую волшебницу Карабос, Мария Петипа, доиграв во втором акте фею Сирени, выходила в третьем Золушкой. Анна Иогансон и Клавдия Куличевская - фея Канареек и Фея, рассыпающая хлебные крошки, в прологе - в последнем акте были феями Бриллиантов и Золота. Вера Жукова точно так же перевоплощалась из феи Виолант в Красную шапочку, Мария Андерсон - из феи Флер-де-Фарин в Белую кошечку, Альфред Бекефи - из жениха принцессы Авроры в Кота-в-сапогах, Иосиф Кшесинский - из другого ее жениха в принца Фортюнэ, догоняющего Золушку с оброненной ею туфелькой. А одного из маленьких братьев Мальчика-с-пальчик играл Николай Легат - будущий принц Дезире.
Автор – Андрей Галкин
Фото с группой исполнителей. Мариинский театр.
К сожалению, мы не смогли выяснить, кто автор этой фотографии. Если Вы знаете автора - сообщите нам, пожалуйста!