Французский поэт Теофиль Готье увидел юную балерину Карлотту Гризи и был очарован. Она стала его богиней. Это вдохновило Готье на работу — вместе с опытным сценаристом Сен-Жоржем — над сценарием нового балета по старинной легенде, записанной Генрихом Гейне, о вилисах — погибших от несчастной любви девушках. «Сен-Жорж навел порядок в поэтичном, но расплывчатом замысле Готье» /В. Красовская. Западно-европейский балетный театр. Очерки истории. Романтизм.
Музыку сочинил Адольф Адан по поручению руководства Парижской оперы. Партитура была написана меньше, чем за два месяца, как установил по датировкам Адана дирижер Ричард Бонайн.
Для своей жены 22-летней Карлотты Гризи Жюль Перро, по существу, создал партию Жизели, придумал хореографию танцев и пантомимные сцены. Мариус Петипа говорил Павлу Гердту, что мизансцены вилис принадлежат Перро.
Остальную хореографию поставил Жан Коралли, Главный балетмейстер Парижской оперы в это время.
Два очарованных Карлоттой создателя балета — Готье и Перро. И балет рассказывает нам о величии любви.
Сочинение музыки балета «Жизель» явилось пиком творчества Адольфа Адана. «Ни до нее, ни потом композитору не встретился источник вдохновения, подобный сценарию этого балета, не довелось войти в такой же союз мастеров, какой возник в работе над этой постановкой». /В. Красовская. Романтизм
Премьера балета состоялась 28 июня 1841 года в Парижской опере.
4 июля критик Леон Эскюдье в статье издаваемой им газеты «Франс мюзикаль» написал: «Удовольствие, вызванное музыкой первого акта, незначительно в сравнении с тем, что композитор приберег для второго. Невозможно анализировать каждый его номер, но необходимо упомянуть новый эффект оркестровки в аккомпанементе выхода королевы вилис: на arpeggio арфы четыре засурдиненные скрипки играют в самом высоком регистре четырехголосную мелодию, производящую поистине магический эффект. Право, кажется, что попал в волшебный мир... Несколько следующих танцевальных напевов все время варьируют ритм, ни на минуту не мешая фантастической окраске доминировать во всех этих неземных напевах... Последнему раs Жизели аккомпанирует виола... Нежными и меланхолическими возможностями этого инструмента редко пользовались с большей мелодичностью. Фраза, на которую Жизель исчезает в цветочной клумбе, исполняемая солирующей флейтой на гармоническом фоне арф, полна очарования и грусти». /В. Красовская. Романтизм
«В легенде о вилисах много романтической красоты. В спектакле на первый план они /создатели балета/ выдвинули поэтичность, вследствие чего «могильный» акт потерял то мертвое, страшное, что, казалось бы, должно было в нем преобладать». Воздушные белые платья вилис нам не напоминают умерших. «Создатели балета, великие мастера хореографии, нашли такие движения для вилис, благодаря которым второй акт балета стал поэтичным... Подтекст танцев вилис — радость существования. Вот почему зритель уходит из театра умиротворенным. Действие переводится в поэтически-хореографический сказ, вызывает в зрителях мечтательное настроение. Появление Альберта и его дуэт с Жизелью дают почувствовать, что ожидаемой трагедии не произойдет. Величие мастеров-хореографов сказывается здесь в симфоничности дуэта. Танец — по существу, с… /призраком Жизели/ — рассказывает о любви живых. Второй акт по чистоте замысла, по строению, форме и подбору движений не имеет себе равных». /Ф. Лопухов. Хореографические откровенности/
Отношение публики к персонажам балета в разные времена менялось.
Первоначально, по замыслу авторов, Ганс был положительным героем, давно и преданно любящим Жизель. Да и Альберт не считался злодеем. Короткие романы знати с крестьянскими девушками были делом обычным и не должны была заканчиваться ни печально, ни трагично. А вот разрыв помолвки Альберта с его невестой общество подвергло бы острокизму и было бы большим позором для невесты. Альберта неудержимо влекло к Жизели, поэтому он находился в непростой ситуации. Почему же в сюжете погибает от рук вилис положительный Ганс, а обманщик Альберт — нет?
«Мысль такая. Мораль в разные эпохи меняется, но всегда любовь — решает согласно законам романтического жанра». /А. Деген, И. Ступников/
Однако какова бы не была мораль в разные эпохи, роковой обман — всегда есть обман, который способен погубить тонкую, доверчивую душу, не способную перенести измену.
Поэтому Альберт, конечно, виновен в гибели Жизель. Потому возможны, например, следующие трактовки 2 акта. 1) балет «Жизель» — балет о прощении. 2) Жизели помогают спасти Альберта высшие силы: в области креста вилисы бессильны; адажио Жизели и Альберта завершается их обращением к небу. 3) любовь Жизели так сильна, что она сильнее смерти, сильнее чувства мщения, которое даже не возникает у неё.
Как и всякое великое произведение искусства балет «Жизель» только ставит вопросы, отвечать на которые предназначено зрителю.
Уже несколько веков балет «Жизель» признан величайшим балетом и пока еще не досягаемой вершиной романтизма.
Место действия — горное селение Тюрингии в феодальную эпоху.
Первый акт
Знатного молодого человека Альберта, обрученного с девушкой своего круга Батильдой, неодолимо влечет к крестьянской девушке Жизель. Он предстает перед ней в облике простого парня, готового на ней жениться. Когда лесничий Илларион (Ганс на русской сцене), давно и преданного пюбящий Жизель, раскрывает обман Альберта, Жизель не в состоянии перенести измену и погибает.
Второй акт
Лесная опушка с могилой Жизели. В полночь здесь появляется Мирта — повелительница вилис, девушек, которые погибли от несчастной любви и превратились в призрачных существ. Встречая ночью в лесу молодых людей, они мстят им, заставляя танцевать до смерти. Это участь постигает и Иллариона, пришедшего в горе на могилу Жизели.
Следом на поляне появляется Альберт, который тоже не может смириться с потерей. Но погибнуть ему от мести вилис не дает Жизель, ставшая вилисой. Всем своим существом она поддерживает и защищает Альберта до рассвета, когда заканчивается власть вилис и они возвращаются в могилы.
Жизель навсегда прощается с Альбертом. Альберт безутешен.
Действующие лица:
Жизель, крестьянская девушка
Граф Альберт
Илларион, лесничий (на русской сцене — Ганс)
Берта, мать Жизели
Батильда, невеста Альберта
Герцог Курляндский, отец Батильды
Вильфрид, оруженосец Альберта
Мирта, повелительница вилис
Две солистки, вилисы
Невеста и Жених, крестьяне Крестьяне, крестьянки, придворные, охотники, слуги, вилисы
Карлотта Гризи в гл. партии балета «Жизель», 1842 г.
К сожалению, мы не смогли выяснить, кто автор этой иллюстрации. Если Вы знаете автора -
сообщите нам, пожалуйста!