28 июня 1841 года на сцене Парижской Королевской Академии музыки состоялась премьера балета «Жизель» французского композитора Адольфа-Шарля Адама (1803-1856; в русской транскрипции его фамилия изменена — Адан) — автора 60 оперных и балетных партитур. Этот «перл поэзии, музыки и хореографии» явился шедевром романтического искусства, запечатлевшим его излюбленные драматургические мотивы — двуплановость действия, противоречие между духовным и реальным, призрачный мир видений, призраков, теней.
В основу балета положена поэтическая легенда о виллисах — невестах, умерших до свадьбы. В полночь они выходят из своих могил и танцуют, словно стремясь продлить девичьи игры, которые так жестоко прервала смерть. Горе путнику, встретившемуся им. Одержимые мститительным чувством, виллисы вовлекут его в свой хоровод и до изнеможения закружат в танцах, пока он не упадет замертво...
Переработав легенду, Т. Готье и Ж. Сен-Жорж создали либретто в известной мере образцовое, отвечающее художественным идеалам романтического искусства и, в то же время, подчиняющееся специфическим законам хореографии. Его лаконизм, сконцентрированность, ясность сюжетных ситуаций способствуют выявлению основной идеи произведения, в котором любовь обладает немеркнущей силой.
Один из авторов хореографического текста — Ж. Перро сочинял его для своей жены и ученицы Карлотты Гризи — первой исполнительницы партии Жизели, известной романтической балерины. Пластическая партитура балета, законченная и совершенная во всех мельчайших деталях, отличается органичным соединением танца и пантомимы, действенным и психологическим рисунком дуэтов, воздушным характером движений. Велико значение кордебалета, танец которого «симфонически» связан с танцем героини.
Премьера «Жизели» в России состоялась в 1842 году. В хореографической литературе сразу же появилось определение «русская Жизель», отражающее своеобразие одухотворенного прочтения русскими балеринами сложной ведущей партии балета. Каждая из прославленных танцовщиц — Е. Андреянова, А. Павлова, О. Спесивцева, М. Семенова, Г. Уланова и другие — раскрывала в нем нечто свое, дотоле неведомое.
Недаром английский балетный критик Арнолд Хаскелл писал о том, что «увидеть балерину в роли Жизели — это значит узнать все ее возможности».
В 1944 году, в ознаменование столетия со дня первой московской постановки "Жизели", Л. Лавровский создал новую редакцию балета. Сохранив в неприкосновенности хореографический текст, он тщательно отредактировал мизансцены спектакля, уточнил и усовершенствовал рисунок отдельных танцев.
Более полутора веков этот балет ставится во всех ведущих театрах мира, а партия Жизели входит в репертуар каждой значительной балерины. Хрупкий, беззащитный и, в то же время, наделенный великой силой любви, «вечно юный» образ не оставляет равнодушными человеческие сердца.
Действие первое
Залитая солнцем маленькая деревушка в Германии. Здесь, среди прекрасных виноградников, живет Жизель со своей матерью. Молодая девушка любит Альберта и верит в его ответное чувство. Влюбленный в Жизель лесничий Ганс подозревает, что Альберт — не простой крестьянин, а переодетый дворянин. Он пытается предупредить ее об обмане, но девушка не верит ему.
В деревушке после охоты останавливаются отдохнуть знатные господа с пышной свитой. Крестьяне радушно и приветливо встречают приезжих. Альберт пытается скрыть свое знакомство с ними, ведь здесь его невеста Батильда. Возмущенный лесничий разоблачает Альберта. Жизель потрясена коварством возлюбленного. Разрушен чистый и ясный мир ее надежд и мечтаний. Она сходит с ума и умирает.
Действие второе
Ночью, среди могил тихого деревенского кладбища, появляются призрачные виллисы, «одетые в подвенечные платья, увенчанные цветами... неодолимо прекрасные пляшут виллисы при лунном свете, пляшут тем страстнее и быстрее, чем больше чувствуют, что данный им для пляски час истекает, и они снова должны сойти в холодные, как лед, могилы...» (Г. Гейне).
На кладбище появляется Ганс. Со смертью Жизели жизнь для него потеряла всякий смысл. Виллисы замечают лесничего. По приказу своей повелительницы они, закружив Ганса в хороводе, сталкивают его в озеро. После смерти Жизели Альберт страдает, понимая, как сильно любил он эту прекрасную девушку. Глубокой ночью юноша приходит на ее могилу. Виллисы тотчас окружают Альберта, но появившаяся Жизель защищает его. Чистая и самоотверженная любовь девушки охраняет и спасает Альберта.
Фото с сайта театра.
К сожалению, мы не смогли выяснить, кто автор этой фотографии, взятой с сайта театра... Если это Ваша работа или Вы знаете автора - сообщите нам, пожалуйста!