"«Баядерка» давно признана шедевром, исполняется повсеместно, а потому не кажется чем-то сверхъественным. На деле это весьма экстравагантный артефакт колониальной эпохи. Действие балета, который впервые показали в Петербурге в 1877 году, происходит в Индии: знатные воины охотятся на тигра; у священного огня совершают ритуал храмовые танцовщицы — баядерки; во главе многолюдного праздничного шествия идет слон; во сне героя с вершин Гималаев вереницей спускаются тени, и все это происходит в течение четырех часов. В то время Россия собиралась отнимать у Британии индийские колонии, и спектакль был очень актуален.
С тех пор исчезли империи и колонии, а с ними политическая подоплека «Баядерки», — и сам балет пережил множество метаморфоз: в частности, потерялся финальный акт, где на героев обрушивалась кара богов (в 1984 году в Свердловске его пробовал восстановить Петр Гусев). Осталась нехитрая мелодрама с интригами и несчастной любовью, но главное — сохранилась основная танцевально-конструктивная идея Мариуса Петипа: сверкающему всеми красками экзотическому дивертисменту противопоставлен строгий классический ансамбль в белом — знаменитая картина «Царство теней». Что же до индийского антуража, он и сегодня приходится зрителю по душе, хотя все прекрасно знают, что тигр на сцене плюшевый, а слон ездит на колесиках.
Сегодня спектакль в Урал Опере заканчивается именно «Царством теней», финал остается открытым: герой остается с тенью возлюбленной, погибшей баядерки Никии. Сценография спектакля приближена к стилистике 1900 года, когда Петипа сделал финальную редакцию «Баядерки». Этот балет завершал собой классическую эпоху в русском балетном театре и целый период развития театрального дела: перед нами осколок традиции, которая постепенно ушла с наступлением ХХ века"