«Ромео и Джульетта» Вячеслава Самодурова стал визитной карточкой театра и труппы. Этот спектакль не спутаешь ни с одной из многочисленных постановок балета Прокофьева: его легко узнать по костюмам (casual с фрагментами полотен Возрождения) и сценографии — опасно накрененная конструкция красного цвета напоминает о шекспировском театре «Глобус». И еще — по хореографическому языку: классические па сплавлены с неклассическим танцевальным жаргоном и поданы во взвинченном темпе, брутальность и жесткость пластики скрывают за собой хрупкость и уязвимость персонажей.
Фабула трагедии Шекспира остается неизменной, а спектакль начинается как репетиция балета «Ромео и Джульетта». Его персонажи действуют не в конкретных стране и эпохе: действие происходит всегда и везде. Или сегодня и под вашими окнами: неслучайно в героях балета зрители узнали современных «парней и девушек с Уралмаша» — так писали о них в социальных сетях.
Мотив борьбы двух кланов исчезает: не так уж важно, к каким семьям принадлежат участники уличных сражений. Вперед выходит другая тема — неизменности привычек и неумолимости ритуалов. На сцене совершается трагедия и юные любовники погибают, — но затем все спокойно расходятся по домам, а завтра начнется новая репетиция, и история будет разыграна с начала.
Труппа собирается для репетиции спектакля «Ромео и Джульетта». Городская площадь. Ромео Монтекки безуспешно ухаживает за Розалиндой, становясь объектом шуток своих друзей Меркуцио и Бенволио. На площади появляется Тибальд Капулетти. Затеянная им перепалка приводит к уличной драке и невинным жертвам. Герцог под страхом смерти запрещает впредь обнажать оружие на улицах города.
Бальная зала в доме Капулетти. Сеньор и сеньора Капулетти знакомят свою дочь Джульетту с будущим супругом — Парисом. Гости прибывают на бал. Ромео проникает в дом Капулетти в надежде увидеться с Розалиндой, с ним приходят Меркуцио и Бенволио.
В толпе гостей Ромео сталкивается с Джульеттой, и они увлекаются друг другом. Тибальд прерывает их общение, узнав в Ромео давнего врага, и незваные гости вынуждены покинуть бал. Той же ночью Ромео и Джульетта тайно встречаются и признаются друг другу в любви. Наутро во время городского праздника Джульетта и Ромео обмениваются записками и договариваются о встрече в церкви. По окончании праздничной службы они прячутся в храме, чтобы остаться наедине. Их обнаруживают кормилица Джульетты и патер Лоренцо.
Веселье на городской площади прерывает Тибальд: он ищет Ромео, чтобы наказать за вторжение в дом Капулетти. Меркуцио вызывает Тибальда на дуэль и гибнет от его удара. Ромео решается отомстить за смерть друга и в поединке убивает Тибальда. Сеньора Капулетти, не выдержав горя, умирает.
Утром в спальне Джульетты Ромео прощается с возлюбленной: он изгнан из города и с рассветом должен исчезнуть. Пришедший Парис делает Джульетте предложение, но получает отказ. Разгневанный Капулетти приглашает Лоренцо в надежде, что патер образумит строптивую дочь. Лоренцо, знающий тайну влюбленных, приносит снадобье: выпив его, Джульетта погрузится в сон, похожий на смерть, и затем с помощью Лоренцо воссоединится с Ромео. Джульетта изображает покорность и дает согласие на брак с Парисом.
Оставшись в одиночестве, она выпивает снадобье. Отец, жених и подруги, пришедшие поздравить Джульетту, видят ее мертвой. Тело Джульетты переносят в фамильный склеп. На похороны приходит Ромео, узнавший о смерти любимой и тайно вернувшийся в город. В отчаянии он убивает Париса и сам принимает яд. Очнувшись после сна, Джульетта видит безжизненное тело Ромео и закалывает себя кинжалом возлюбленного. Репетиция закончена. Труппа покидает театр.
Автор фотографий – Ольга Керелюк на сайте театра.