Балет «Корсар» известен и понятен во всем мире. Времена романтизма в балете были на исходе, и зрителя привлекали не лирические поэмы, а приключения того типа, которыми через век Голливуд завоёвывал весь мир. Музыка к балету была заказана у маститого композитора, признанного метра Адольфа Адана – автора бессмертной «Жизели». Спектакль стал триумфом его создателей.
В России балет оказался в 1858 году, через два года после того, как хореограф Жозеф Мазилье поставил его в Парижской опере. В 1863-м за «Корсара» взялся Мариус Петипа, который совершенствовал его всю свою жизнь, сочинив главное украшение балета — «Оживленный сад».
«Оживленный сад» – вставная картина, где танцы женского кордебалета во главе с примой-балериной образуют зримое многоголосие, предвещая симфонизм хореографии «Баядерки», «Спящей красавицы» и «Раймонды». «Труднейший акт, апофеоз женского классического танца, - говорит балетный критик Ольга Розанова (Санкт-Петербург). - В целом "Корсар" - балет экзотический, и напрасно искать в нем Байрона, по поэме которого было написано либретто. Скорее, это авантюрно-приключенческий спектакль с изрядной долей юмора.
Известный балет классического наследия «Корсар» за последние полвека имел немало различных сценических интерпретаций. Это особый спектакль, к которому в разное время обращались разные хореографы. Балетмейстер-постановщик, народный артист России Юрий Клевцов постарался сохранить все достоинства этого произведения и придать ему динамику, убрав некоторых персонажей из либретто и добавив новые музыкальные и хореографические номера.
Хореограф сокращает длинноты, ставит новые сцены, вносит неуловимые, на первый взгляд, штрихи, детали, которые оказывают чудодейственное влияние на спектакль. Допустим, в новой картине «Пиратский остров» танец был достаточной динамичным, свободным в пластике. При этом балетмейстер не изменил хореографию в «Оживленном саду», сохранив основные сцены. Но также отсутствует виртуозный дуэт рабов pas d`esclave, придуманный французом еще в 1858 году, и такие герои, как еврей Ланкедем, наперсница Медоры Гюльнара. Вместо последней Юрий Клевцов придумал новую фигуру – предводительницу пиратов Викторию, которую судьба сводит с главными героями балета – корсаром Конрадом и его соратником Бирбанто.
Бушующее море, оживленная площадь Адрианополя, роскошный восточный дворец паши-Сеида – полноценно погрузиться в историю помогает сценическое оформление, разработанное художником-постановщиком, членом Российской академии художеств Дмитрием Чербаджи (ранее ставившим балет «Баядерка» на сцене Астраханского театра оперы и балета). Художник-постановщик создал эффектные декорации и образные костюмы, передающие атмосферу пиратской романтики и восточного колорита. Не зря говорят, что сочетание живописи, музыки и танца, "упакованное в цельную форму", и рождает явление высокого искусства.
В оформлении спектакля Чербаджи использует много видеопроекций, костюмы художник-постановщик старался осовременить, отталкивались от стиля стимпанк.
В балетах со столь откровенно служащей, да еще и собранной из разных источников, музыкой нечасто приходится обращать внимание на звучание оркестра. Тем приятнее, что в данном случае повод для этого есть.
Благодаря дирижеру-постановщику, заслуженному деятелю искусств Северной Осетии - Евгению Кириллову, сбалансированное и праздничное звучание оркестра возвращает представление о том уровне вкуса и профессиональной культуры, который всегда возвышал императорскую сцену времен триумфов «Корсара» над популярными развлекательными жанрами своего времени.
Автор фотографий – Полонский Евгений на сайте театра