Балет «Раймонда», романтический сюжет которого навеян средневековыми легендами о девушке, ожидающей из рыцарского похода возлюбленного – один из самых зрелищных и сложных в исполнении спектаклей, справиться с которым под силу лишь выдающимся танцовщикам.
Это произведение – первый опыт обращения к балетному жанру молодого композитора Александра Глазунова. Для «отца русского балета» Мариуса Петипа «Раймонда» стала последней большой работой. Еще, будучи танцовщиком, Петипа с большим интересом изучал танцы прошлых эпох, успешно применяя их впоследствии в своем творчестве, талантливо вводя в структуру многоактных балетов. Ярким примером такого опыта является «Раймонда», где мастер движениями классического танца создает средневековую атмосферу, мастерски вживляя в балетное полотно испано-арабские и венгерские мотивы.
Глазунова по праву можно назвать преемником великого Чайковского, до которого балетная музыка была ничем иным, как ритмической основой танцев. Симфонизация танца, безусловно, усилила его драматургические и выразительные возможности. Именно музыка Глазунова позволила Петипа создать ряд несравненных балетных сюит, каждая из которых, находясь в структуре балетного произведения, имеет свою художественную ценность, индивидуальную сценическую жизнь.
В спектакле повествуется о молодой девушке, получившей в один день два предложения руки и сердца — от сына венгерского рыцаря Жана де Бриена и сарацинского шейха Абдерахмана. Она делает выбор в пользу де Бриена, который отправляется в дальний поход.
Ночью Раймонде снится сон – она в сказочном саду и с нею возлюбленный. Неожиданно образ Жана де Бриена исчезает, а вместо него появляется шейх. Проснувшись, она понимает, что ночной кошмар стал реальностью... Абдерахман пытается похитить девушку, но вовремя появляется рыцарь, который в сражении убивает его.
Впервые премьера «Раймонды» состоялась в 1897 году на сцене Мариинского театра. Этот спектакль – главный триумф Мриуса Петипа, создавшего около сотни балетов. Для Красноярского государственного театра оперы и балета имени Д. А. Хворостовского «Раймонда» – третий спектакль в постановке народного артиста СССР Юрия Григоровича.
Балетмейстер ставил спектакль неоднократно, в том числе на сцене Большого театра, значительно укоротив сюжет, за счет сокращения нежелательной пантомимы. В его редакции балет двухактный, но вместе с тем, Григорович привнес в спектакль новые дуэты, появления главных героев в массовых танцевальных сценах, придав целостность изначально сюитному построению балета.
Фото с сайта театра.
К сожалению, мы не смогли выяснить, кто автор этих фотографий, взятых с сайта театра... Если это Ваши работы или Вы знаете автора - сообщите нам, пожалуйста!