«Раймонда» последний знаменитый балет Мариуса Петипа. В год премьеры балета (1898) Маэстро исполнялось ровно 80 лет.
Премьера готовилась к бенефису итальянской виртуозки Пьерины Леньяни. Грациозная, эмоциональная Пьерина обладала музыкальностью, особой кантиленной пластикой, красотой линий. И Мариус Петипа создал для неё сложнейшую технику, сочетающую все эти качества. Леньяни стала для него идеалом балерины, которую он искал многие годы.
Заказчиком балета и художником по костюмам был Директор императорских театров, покровитель и соратник Мариуса Петипа Иван Всеволожский.
Сюжет по средневековой легенде предложила писательница Лидия Пашкова, с которой Петипа уже сотрудничал во время создания им балета «Золушка». В основе сюжета «Раймонды» -- противопоставление двух миров: мира варварского и мира рыцарского благородства.
Сочинение музыки Всеволожский поручил молодому, начинающему композитору Илье Глазунову, для которого «Раймонда» -- первый опыт в балете.
Художники создали богатые, консервативно-историко-бытовые декорации.
Красочный сюжет, красивая, мелодичная музыка, хореография опытного мастера – здесь всё было для спектакля, впечатляющего воображение. Требовалось достойное всему этому исполнение сложнейшей партии Раймонды, создание образа прекрасной, романтичной, аристократки из высшей знати -- образа с грацией и изяществом, с чувством меры, с благородной красотой линий и движений.
Ну и, конечно, центром сюжета явился любовный «треугольник» – полный драматизма, романтизма и яркого темперамента!
В спектакле участвовует огромное количество персонажей. Классические и характерные танцы предствляют хореографическое изобилие, которое под силу немногим театрам.
И, что особо примечательно, впервые для себя в этой постановке мужской танец Мариус Петипа сделал виртуозным (партии трубадуров, соревнования в виртуозности в венгерском танце).
Кроме мазурки и испанского танца панадерос Петипа сочинил для «Раймонды» сарацинский и мавританский характерные танцы.
Однако главные партии Жана де Бриена и Абдерахмана оставались без танцев, абсолютно мимическими. У Петипа в центре всего была только балерина.
На премьере 07.01.1898 в Мариинском театре гл. партии танцевали Пьерина Леньяни (Раймонда), Сергей Легат (Жан де Бриен), 54-летний Павел Гердт (Абдерахман).
Премьера «Раймонды» имела грандиозный успех.
Пьерина Леньяни в партии Раймонды, акт I, танец с вуалью. 1898 г.
Pierina Legnani in Raymonda, act I, 1898 – Danse du voile.
К сожалению, мы не смогли выяснить, кто автор этой иллюстрации. Если Вы знаете автора -- сообщите нам, пожалуйста!