25 ноября 1884 г. петербургский зритель увидел «Коппелию» Лео Делиба. Балет, впервые поставленный Артюром Сен-Леоном в парижской Опере в 1870 г., уже обошел многие европейские сцены, в 1882 г. Йозеф Гансен перенес его в московский Большой театр, но в Петербурге началась новая глава его сценической истории. Мариус Петипа, как и всегда, когда он обращался к уже существующим спектаклям, не копировал оригинальную хореографию, а сочинил свою.
Партия главной героини – Сванильды – стала одной из немногих балеринских ролей в репертуаре Варвары Никитиной, русской танцовщицы, чьи лучшие годы совпали со временем, когда Дирекция Императорских театров предпочитала приглашать в труппу итальянских балерин.
Балетный критик Александр Плещеев вспоминал: «В ответственной роли Сванильды, изображающей, между прочим, постепенно оживляющуюся куклу, г-жа Никитина имела возможность выказать самостоятельность своего симпатичного таланта. Она создала очень милый, поэтичный и шаловливый образ Сванильды. Сцена оживления куклы была проведена г-жей Никитиной весьма оригинально: походка или, вернее, прыжки, движения, повороты – действительно напоминали куклу, которую приводит в движение играющий ребенок. Много простоты и чисто ребяческой наивности вложила она в эту роль и возбуждала в течение второго действия смех. В танцах г-жа Никитина подкупала грациею, легкостью и оживлением. Много раз я видел потом эту талантливую артистку в “Коппелии” и всегда она производила самое приятное впечатление» [2, с. 267].
Первая исполнительница петербургской «Коппелии», Никитина оказалась и последней балериной, станцевавшей спектакль Петипа. 9 сентября и 4 октября 1892 г. балет прошел с нею последние два раза, 7 февраля 1893 г. в сборном спектакле показали второе действие, лучше всего удававшееся артистке. Через год, 26 января 1894 г., балет вернулся на сцену в новой постановке Энрико Чекетти, с новой Сванильдой – Пьериной Леньяни.
Многие участники премьеры 1884 г. сохранили за собой прежние партии и в этой версии. Вновь в роли галицийского паренька Франца, жениха Сванильды, выступал Павел Гердт. В мазурке и чардаше первого акта еще долгие годы солировала Мария Петипа. А Тимофей Стуколкин, старейший актер-мимист, играл мастера Коппелиуса в прямом смысле слова до конца жизни. 18 сентября 1894 г., в антракте между вторым и третьим актом, он умер в своей гримерной. «Да, прямо в костюме и гриме, разрыв сердца» [1, с. 63], – услышала Тамара Карсавина в разговоре родителей в тот вечер. «<…> Служа до последней минуты хореографическому искусству, которое он любил и которому не изменял», – добавил позднее Плещеев [2, с. 388]
Автор – Андрей Галкин
Литература:
Карсавина Т.П. Театральная улица / Пер. Г. Гуляницкой, под ред. И.В. Ступникова. Л.: Искусство, 1971. 247 с.
Плещеев А.А. Наш балет (1673–1899). Балет в России до начала XIX столетия и балет в С.-Петербурге до 1899 года. СПб.: Издания Ф.А. Переяславцева и А.А. Плещеева, 1899. 467 с.
Илл.: Варвара Никитина.
К сожалению, мы не смогли выяснить, кто автор этой илл.
Если Вы знаете автора - сообщите нам, пожалуйста!