Бурнонвиль от Кобборга Это знаковое для балетного театра название.
Во-первых, «Сильфида» — самый старинный из сохранившихся классических балетов, во- вторых, именно с балета с таким названием ведет свое летоисчисление танец на пальцах, в- третьих, неслучайно балерина — первая балерина эпохи романтизма Мария Тальони — поднялась на пальцы именно в нем, ведь Сильфида — это дева воздуха.
Премьера балета — его поставил отец примы Филиппо Тальони — состоялась в Париже в 1832 г. Через два года спектакль увидел Август Бурнонвиль, родоначальник славы Датского балета, и пожелал «разыграть» этот сюжет в своей труппе. Но не получил достаточно средств на приобретение прав на партитуру, что, впрочем, нисколько ему не помешало: был сделан заказ другому композитору, датчанину. Так и родилась — в 1836 г. — прославившаяся затем на весь мир датская «Сильфида». И благодаря трепетному отношению к ней сменявших друг друга поколений танцовщиков Королевского Датского балета сохранилась в веках.
Нынешний постановщик «Сильфиды» Бурнонвиля в Большом, датчанин Йохан Кобборг может с полным правом считаться знатоком и мастером. Хореографию Бурнонвиля он изучал с младых ногтей. В возрасте восемнадцати лет был выбран моделью для демонстрации «фирменной» датской техники, каковая демонстрация была записана на видеокассету, так и названную — «Техника Бурнонвиля». Перетанцевал почти все сохранившиеся бурнонвилевские балеты. Стал одним из лучших в мире исполнителей партии Джеймса все в той же «Сильфиде». Наконец, поставил этот балет в Королевском балете Ковент- Гарден — и получил прекрасную прессу.
В начале 2000-х годов Йохан Кобборг исполнил партию Джеймса в старой «Сильфиде» Большого и отметил тогда, как трудно танцевать нечто под музыку, с который ты привык ассоциировать совсем другие движения. Аналогичные трудности в 2008-м выпали на долю артистов Большого балета. Но маэстро Кобборг отметил, что они прекрасно справились с ними, и все время удивленно повторял, что нигде в мире не встречал столько великолепных Сильфид, сколько в Большом театре, и притом совершенно разных.
Даже в новом здании Большой имеет сцену, слишком большую по сравнению с той, что осваивал и населял своими персонажами Бурнонвиль. Вот что стало настоящим испытанием для постановщика, старавшегося передать и дух, и букву старинного балета — с его прыжками, нацеленными ввысь, а не на горизонталь, которой надо перекрыть огромное пространство сцены. Но «Сильфида» справилась и с этим, тем более что на помощь ей пришел всемирно известный театральный художник Питер Фармер.
Вкус к пантомиме утрачивался прямо на глазах у самого Бурнонвиля. И он сам заказанную им партитуру (ставшую не менее знаменитой, чем французская) лишил многих страниц, отводившихся на пантомимные сцены. Совсем недавно «выпавшие» куски музыки, с подробными бурнонвилевскими описаниями этих сцен, были найдены. И Йохан Кобборг не преминул вернуть это утраченное было богатство в свою редакцию балета.
Вложить в ноги артистов Большого (а также в остальные части тела и, что немаловажно, в сердце) стиль Бурнонвиля — задача, которую Йохан Кобборг решает не модного аутентизма ради. С тех пор, как танец встал на пальцы, танцовщики научились слишком многому, чтобы можно было с легкостью от этого отказаться, тем более в таком исполненном полетности балете. Главное — рассказать возвышенную, пронзительную романтическую историю о недостижимости идеала, о том, что мечта поэта, пусть даже поэта в пейзанском обличье, не может обернуться реальностью, не утратив, как Сильфида, своих крыльев. Недаром на протяжении всего спектакля Джеймс — в буквальном смысле — не сможет коснуться девы воздуха. А как только благодаря злым чарам это все-таки произойдет, она тут же умрет.
Кобборг — прекрасный актер. И Кобборг — личность. Старую балетную сказку ему действительно удалось перевести в ранг высокой трагедии, наделив своего героя не типичным для нее глубоким психологизмом. Рассуждения о том, что Бурнонвиль сделал Джеймса равноправным героем балета, давно уже стали общим местом. Но Кобборгу удалось внести свою лепту в процесс укрупнения этого героя — и своим танцем, и своей постановкой.
Действие I
Замок в Шотландии Утром, в день своей свадьбы с Эффи, Джеймс дремлет в кресле. Рядом с ним коленопреклоненная крылатая фигура — Сильфида. Она целует его в лоб, и он в смущении просыпается. Завороженный видом воздушной девы, он пытается ее поймать, но она ускользает от него; на минуту задерживается у камина и улетает в трубу. Взволнованный Джеймс будит своих товарищей, но никто из них не видел Сильфиду.
Появляется Гурн, соперник Джеймса, и узнает, что кто-то другой, а не Эффи, завладел мыслями Джеймса. Приготовления к свадьбе в самом разгаре. Но Джеймс едва замечает Эффи; ее расположения пытается добиться Гурн, которого она не замечает. Джеймс присоединяется к свадебным хлопотам. Эффи предается мечтам о замужестве, но Джеймс постепенно осознает, что его мысли далеки от происходящего в замке.
Незаметно в дом проникает старуха Мэдж, чтобы погреться у огня. Джеймс, ощутив ее зловещее присутствие, не может сдержать неудовольствия. Ему невыносимо видеть старуху сидящей на том же месте, где он в последний раз видел Сильфиду. Он приказывает ей уйти, но Эффи успокаивает жениха и убеждает его разрешить Мэдж погадать гостям. Мэдж предсказывает Эффи свадьбу с Гурном. Обозленный Джеймс угрожает старухе, та проклинает его. Эффи уходит переодеваться к свадьбе, оставляя Джеймса одного, в сильном смятении.
Сильфида снова является Джеймсу, объявляя свою любовь к нему. Она утверждает, что они должны принадлежать друг другу. Входит Гурн в надежде, что он застанет Джеймса за разговором с другой женщиной. Он пытается открыть Эффи глаза на эту странную ситуацию, но она не слушает его. Однако стоит начаться свадебным торжествам, Сильфида появляется вновь. Не в силах сопротивляться ее чарам, Джеймс следует за ней в лес, оставив Эффи с разбитым сердцем.
Действие II
Поляна в лесу. В глухой чаще скрытая туманом Мэдж строит планы мести. В волшебном котле сотворит она шарф, чарам которого ничто не сможет сопротивляться.
Когда туман рассеивается, появляются Джеймс и Сильфида, которая показывает ему свое царство. Она подноситему ягоды и воду, но избегает его объятий. Чтобы развеять его грусть, Сильфида зовет своих сестер. Лес наполняется девами воздуха, они танцуют для Джеймса. Но ни разу ему не удается дотронуться до Сильфиды.
Эффи и друзья Джеймса ищут его по всему лесу. Гурн находит его берет, но Мэдж убеждает его хранить молчание. Гурн делает Эффи предложение, и та принимает его с одобрения старухи Мэдж. Все покидают лес, чтобы сыграть свадьбу Эффи и Гурна.
Отчаявшийся Джеймс ищет свою Сильфиду. Мэдж убеждает его, что сотканный ею волшебный шарф поможет поймать ее. Появляется Сильфида: она и в самом деле не может сопротивляться чарам шарфа. Она позволяет Джеймсу накинуть его на плечи, и в этот миг он целует ее. Но его объятия смертельны: крылышки Сильфиды опадают на землю.
В отчаянии Джеймс видит вдали свадебную процессию, героем которой мог бы быть он сам. Мэдж заставляет его смотреть на то, что он потерял, и Джеймс понимает, что потерял все в погоне за недостижимым.
Основные действующие лица
Сильфида
Джеймс
Мэдж, колдунья
Эффи, невеста Джеймса
Гурн
Анна, мать Джеймса
Два друга
Старик музыкант
Первая сильфида
Две сильфиды
Фото Дамира Юсупова с сайта театра