Либретто «Коппелии» было написано Артюром Сен-Леоном – будущим хореографом спектакля – и драматургом Шарлем Нюиттером. Музыку заказали французскому композитору Лео Делибу. Работа над произведением началась через некоторое время после премьеры балета «Ручей» (12 ноября 1886 г.), над которым трудились те же авторы.
Сюжетную основу сценария – историю о любви юноши к механической кукле – Сен-Леон и Нюиттер почерпнули в новелле Э.Т.А. Гофмана «Песочный человек». Трагическая, заканчивающаяся смертью героя у писателя, в балете она обернулась легкой комедией: удостоверившись, что «красавица ненастоящая», студент Франц возвращался к своей невесте Сванильде, и в конце они вместе с другими влюбленными парами городка праздновали свадьбу. Мрачная романтическая фантастика не была близка Сен-Леону, его больше занимали чисто профессиональные задачи.
В «Коппелии» он мог применить познания западнославянского фольклора. Действие первого акта разворачивалось на площади в маленьком галицийском городке. Здесь танцевали Мазурку и Чардаш, для исполнения последнего хореограф даже предлагал специально пригласить в Оперу Альфреда Бекефи. Поэтичное народное поверье инсценировалось в номере «Баллада о колосе»: Сванильда брала колосок из снопа, трясла им и прислушивалась – колос должен был ответить ей, правда ли она любима женихом.
Больше, чем какой-либо другой балет своего времени, «Коппелия» являлась спектаклем балерины. В первом акте исполнительница главной партии почти не уходила со сцены и участвовала в каждом танце, кроме чисто характерного Чардаша. В первой картине второго акта, проникнув вместе с подругами в дом механика Коппелиуса, Сванильда переодевалась в платье Коппелии – так звали куклу, которой увлекся Франц – и разыгрывала перед женихом и хозяином дома сцену оживления куклы. «Розыгрыш» разрастался в танцевальный дивертисмент, включавший в себя классический «Вальс автомата», полухарактерные «Болеро» и «Джигу». Косвенно эти номера говорили о мастерстве хореографа: Сен-Леон славился умением сочинять бесконечно разнообразные комбинации мелких па, с лучшей стороны показывать сильные стороны каждой артистки.
Еще один дивертисмент, на сей раз не сольный, а проходивший при участии многих солисток и кордебалета, ждал зрителей в третьей картине. Город устраивал торжество в честь нового колокола, которому предстояло занять место на городской башне, отмечать ударами ход часов и ежедневных дел, предупреждать скорбным набатом о надвигающихся невзгодах, возвещать веселым звоном о наступивших праздниках. Вереница аллегорических фигур, знакомых французской сцене с первой половины XVII века, действовала в этой картине. Время доставало песочные часы. Сменяя друг друга, проходили Утренние, Дневные, Вечерние и Ночные часы, Заря, Молитва, Работа, Гименей, Раздор и Война, Мир, Удовольствие и Танец. «Галоп Сумасбродств» захватывал всех, в его бешенном движении заканчивался спектакль.
Репетиции «Коппелии» начали в июле 1868 г. и растянулись на три года. Сен-Леон, помимо Парижа, служил в Петербург, а оттуда периодически наезжал еще и в Москву. Постановкой нового балета он занимался с весны до ранней осени – в месяцы, когда Императорские театры закрывались сначала на время Великого поста, а потом на летнее межсезонье, хореограф мог выехать в Париж.
Наконец, 25 мая 1870 г., состоялась премьера. По театральным обычаям того времени балет исполнялся в один вечер с оперой. Перед «Коппелией» шел «Вольный стрелок» Карла Марии фон Вебера. Трехактный оперный спектакль завершился почти в половине одиннадцатого, в 22.40 прозвучали первые ноты Интродукции нового балета. Закончился балет, как точно зафиксировано в «Режиссерском журнале» Оперы, в 12.39, в начале следующего календарного дня.
За премьерой последовала цепь трагедий. 3 сентября 1870 г. от сердечного приступа скончался Сен-Леон. 23 ноября, заболев тифом, умерла Джузеппина Боцакки – шестнадцатилетняя итальянская танцовщица, исполнявшая партию Сванильды. Поражение Франции во Франко-Прусской войне положило конец Второй Империи, а с нею и той театральной эпохе, к которой принадлежала «Коппелия».
С 4 сентября 1870 г. и до середины июля 1871 г. парижская Опера не давала спектаклей, но вскоре после того, как они возобновились, в октябре 1871 г., на сцену вернулась и постановка Сен-Леона. Ее «вторая жизнь», не в пример первой, оказалась счастливой. Единственный из французских балетов середины XIX в., «Коппелия» дошла до наших дней почти в первозданном виде, правда, не без потерь. В 1872 г. сократили третью картину – в отличие от русского балетного театра, культивировавшего спектакли большой формы, французский театр предпочитал миниатюрные одно- или двухактные балеты. «Праздник колокола» выглядел в глазах публики утяжеляющим «довеском» к основному действию.
Две же первые картины в хореографии Сен-Леона можно увидеть и сегодня. Они знакомят нас со старой французской пантомимой, с техникой классического танца эпохи романтизма и старинными приемами театрализации фольклора. В «Коппелии» отражены и ушедшие в прошлое театральные нормы: так, во второй половине XIX в. главные мужские роли в балетах часто исполняли танцовщицы. Танцовщица – Эжени Фиокр – играла на премьере Франца, поэтому в балете у главных героев нет танцевальных дуэтов, а поддержки в «Балладе о колосе» Сванильда делает, опираясь на руки другого мужского персонажа – друга Франца.
Автор – Андрей Галкин
Видеозапись спектакля можно посмотреть здесь:
https://vkvideo.ru/video371470145_456240918Известно, что, при постановке «Коппелии» в 1884 году в Петербурге, Мариус Петипа детально сохранил оригинальный сценарий балета Сен-Леона, созданного в Париже в 1870 году.
Поэтому, в качестве сюжета оригинальной постановки, здесь дан краткий пересказ сценария по версии, поставленной М. Петипа и Э. Чеккети и восстановленной Сергеем Вихаревым.
Действие немецкой сказки Э. Гофмана переносится в Галицию, в небольшой городок в эпоху Гофмана (рубеж XVIII — XIX веков). Это позволяет включить в балет венгерские и польские танцы.
Акт I
Картина первая
Площадь маленького городка. В окне одного из домов, принадлежащего профессору Коппелиусу, можно видеть его дочь Коппелию, прекрасную и загадочную: она никогда не бывает на улице и не общается ни с кем в городе. Некоторые юноши пытались подавать ей знаки, но она не отвечает на них.
Появляется главная героиня балета, местная девушка Сванильда, которая обручена с Францем, но подозревает, что её жених, как и многие молодые люди городка, неравнодушен к Коппелии.
Через некоторое время на площади появляется Франц. Сначала он направляется к дому Сванильды, но потом, думая, что его не видят, кланяется Коппелии, та отвечает на его поклон. За этим наблюдает из своего окна Коппелиус и Сванильда из своего укрытия.Сванильда выбегает и гонится за бабочкой. Франц ловит бабочку и прикалывает её к своей шляпе. Сванильда возмущена его жестокостью и порывает с ним.
На площади появляется толпа людей и бургомистр. Он объявляет о предстоящем празднике освящения нового колокола. Бургомистр спрашивает Сванильду, не устроить ли заодно и ее свадьбу с Францем?
Баллада о колосе (соломинке). Гадание на колосьях показывает, что у неё с Францем всё кончено.
Ночью площадь городка пустеет. Коппелиус выходит из дома в соседний кабачок. Его окружает толпа молодёжи, предлагая присоединиться к ним. Он вырывается и уходит, но при этом теряет ключ от дома. Толпа девушек находит ключ. Они уговаривают Сванильду проникнуть в дом Коппелиуса.
Появляется Франц, не зная, что девушки в доме, он приставляет лестницу и пытается залезть через окно. В это время возвращается Коппелиус, который видит Франца, пытающегося залезть в дом.
Акт II
Картина вторая
Мастерская Коппелиуса. В ней полно книг, инструментов, кукол-автоматов. Девушки, осматривают мастерскую и замечают Коппелию. Выясняется, что это кукла. Девушки, разыгравшись, нажимают на пружины и куклы начинают двигаться. Сванильда переодевается в платье Коппелии.
Появляется Коппелиус, который прогоняет девушек. Он осматривает куклу, которая оказывается целой.
В это время через окно влезает Франц. Он направляется к Коппелии, но его хватает старик. Франц говорит ему о своей любви к Коппелии. Тогда у Коппелиуса возникает замысел оживить куклу. Он опаивает Франца вином со снотворным.
С помощью магической книги он пытается передать жизненные силы Франца кукле. Кажется, это удается — кукла постепенно оживает, танцует вальс, испанский танец и жигу. Она двигается всё быстрее, начинает ронять инструменты, хочет проколоть Франца шпагой. С большим трудом Коппелиус усадил куклу на место. Старик хочет отдохнуть.
Просыпается Франц и вместе с Сванильдой они покидают дом.
Коппелиус понимает, что его провели и роль куклы играла Сванильда.
Картина третья
Городской праздник освящения колокола. Салюты. Радость. Франц и Сванильда помирились. Появляется Коппелиус, который требует компенсации за учиненный в мастерской разгром. Сванильда хотела отдать ему своё приданое, но деньги Коппелиусу дает бургомистр.
Начинается праздник с аллегорическими танцами по звуку колокола.
Вальс Часов. Далее звонарь возвещает наступление утра. Выходит Аврора, окруженная полевыми цветами. Снова раздается звон колокола. Это час молитвы. Аврора исчезает. Ее сменяют Часы Дня. Пряхи и жнецы принимаются за свой труд. Колокол звонит вновь: свадьба. Появляется Гименей в сопровождении маленького Амура.
Раздаются мрачные зловещие звуки. Это — война. Оружие поднято. Пламя освещает потемневшее небо. Наконец всё успокаивается. Колокол радостно звучит в честь мира.
Мир водворен, и вместе с Часами Утра, Дня, Вечера и Ночи люди затевают пляски и игры.
Финальный дивертисмент.
Действующие лица:
Коппелиус
Коппелия
Сванильда
Франц
Бургомистр
Аврора. Гименей. Амур.
Подруги Сванильды, девушки и юноши, горожане, куклы-автоматы, крестьяне
16-летняя Джузеппине Боццакки (Bozzacchi) танцевала Сванильду на премьере балета Л. Делиба – А. Сен-Леона «Коппелия» 25 мая 1870 в Париже.
К сожалению, мы не смогли выяснить, кто автор этой фотографии. Если Вы знаете автора - сообщите нам, пожалуйста!