Балет «Коппелия» был создан в Париже балетмейстером А. Сен-Леоном спустя год после его 11 летнего пребывания в России в должности главного императорского балетмейстера и был последним созданным им балетом. Спустя четыре месяца после премьеры Сен-Леон умер в кафе близ театра от сердечного приступа.
Этот веселый комический балет имеет долгую, счастливую сценическую жизнь и занимает элитное место в избранном кругу классических балетов, которые постоянно присутствуют в репертуаре балетных трупп.
Он сразу же был своевременен. В годы его создания в обществе вспыхнул и был в моде интерес к искусственным людям и механическим игрушкам. А музыка Делиба обеспечила любовь к нему на многие времена.
За основу были положены новеллы Гофмана, но без их мрачной мистики. Поэтому балет получился веселым, жизнерадостным, комическим.
Интересно, что при различных последующих постановках и до нашего времени, как заметили А. Деген, И. Ступников, основные вехи сюжета «Коппелии» оставались, как правило, неизменными, что редко случается в балетном театре.
Известно, что, при постановке «Коппелии» в 1884 году в Петербурге, Мариус Петипа детально сохранил оригинальный сценарий балета Сен-Леона, созданного в Париже в 1870 году.
Поэтому, в качестве сюжета оригинальной постановки, здесь дан краткий пересказ сценария по версии, поставленной М. Петипа и Э. Чеккети и восстановленной Сергеем Вихаревым.
Действие немецкой сказки Э. Гофмана переносится в Галицию, в небольшой городок в эпоху Гофмана (рубеж XVIII — XIX веков). Это позволяет включить в балет венгерские и польские танцы.
Акт I
Картина первая
Площадь маленького городка. В окне одного из домов, принадлежащего профессору Коппелиусу, можно видеть его дочь Коппелию, прекрасную и загадочную: она никогда не бывает на улице и не общается ни с кем в городе. Некоторые юноши пытались подавать ей знаки, но она не отвечает на них.
Появляется главная героиня балета, местная девушка Сванильда, которая обручена с Францем, но подозревает, что её жених, как и многие молодые люди городка, неравнодушен к Коппелии.
Через некоторое время на площади появляется Франц. Сначала он направляется к дому Сванильды, но потом, думая, что его не видят, кланяется Коппелии, та отвечает на его поклон. За этим наблюдает из своего окна Коппелиус и Сванильда из своего укрытия.Сванильда выбегает и гонится за бабочкой. Франц ловит бабочку и прикалывает её к своей шляпе. Сванильда возмущена его жестокостью и порывает с ним.
На площади появляется толпа людей и бургомистр. Он объявляет о предстоящем празднике освящения нового колокола. Бургомистр спрашивает Сванильду, не устроить ли заодно и ее свадьбу с Францем?
Баллада о колосе (соломинке). Гадание на колосьях показывает, что у неё с Францем всё кончено.
Ночью площадь городка пустеет. Коппелиус выходит из дома в соседний кабачок. Его окружает толпа молодёжи, предлагая присоединиться к ним. Он вырывается и уходит, но при этом теряет ключ от дома. Толпа девушек находит ключ. Они уговаривают Сванильду проникнуть в дом Коппелиуса.
Появляется Франц, не зная, что девушки в доме, он приставляет лестницу и пытается залезть через окно. В это время возвращается Коппелиус, который видит Франца, пытающегося залезть в дом.
Акт II
Картина вторая
Мастерская Коппелиуса. В ней полно книг, инструментов, кукол-автоматов. Девушки, осматривают мастерскую и замечают Коппелию. Выясняется, что это кукла. Девушки, разыгравшись, нажимают на пружины и куклы начинают двигаться. Сванильда переодевается в платье Коппелии.
Появляется Коппелиус, который прогоняет девушек. Он осматривает куклу, которая оказывается целой.
В это время через окно влезает Франц. Он направляется к Коппелии, но его хватает старик. Франц говорит ему о своей любви к Коппелии. Тогда у Коппелиуса возникает замысел оживить куклу. Он опаивает Франца вином со снотворным.
С помощью магической книги он пытается передать жизненные силы Франца кукле. Кажется, это удается — кукла постепенно оживает, танцует вальс, испанский танец и жигу. Она двигается всё быстрее, начинает ронять инструменты, хочет проколоть Франца шпагой. С большим трудом Коппелиус усадил куклу на место. Старик хочет отдохнуть.
Просыпается Франц и вместе с Сванильдой они покидают дом.
Коппелиус понимает, что его провели и роль куклы играла Сванильда.
Картина третья
Городской праздник освящения колокола. Салюты. Радость. Франц и Сванильда помирились. Появляется Коппелиус, который требует компенсации за учиненный в мастерской разгром. Сванильда хотела отдать ему своё приданое, но деньги Коппелиусу дает бургомистр.
Начинается праздник с аллегорическими танцами по звуку колокола.
Вальс Часов. Далее звонарь возвещает наступление утра. Выходит Аврора, окруженная полевыми цветами. Снова раздается звон колокола. Это час молитвы. Аврора исчезает. Ее сменяют Часы Дня. Пряхи и жнецы принимаются за свой труд. Колокол звонит вновь: свадьба. Появляется Гименей в сопровождении маленького Амура.
Раздаются мрачные зловещие звуки. Это — война. Оружие поднято. Пламя освещает потемневшее небо. Наконец всё успокаивается. Колокол радостно звучит в честь мира.
Мир водворен, и вместе с Часами Утра, Дня, Вечера и Ночи люди затевают пляски и игры.
Финальный дивертисмент.
Действующие лица:
Коппелиус
Коппелия
Сванильда
Франц
Бургомистр
Аврора. Гименей. Амур.
Подруги Сванильды, девушки и юноши, горожане, куклы-автоматы, крестьяне
16-летняя Джузеппине Боццакки (Bozzacchi) танцевала Сванильду на премьере балета Л. Делиба – А. Сен-Леона «Коппелия» 25 мая 1870 в Париже.
К сожалению, мы не смогли выяснить, кто автор этой фотографии. Если Вы знаете автора - сообщите нам, пожалуйста!