Совместный проект Пермского государственного хореографического училища и Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского.
Главной героиней этого балета является вовсе не Коппелия, а находчивая Сванильда, которая, узнав, что ее жених Франц простаивает вечера под окнами таинственной незнакомки, решает его проучить. Девушка проникает в чужой дом, чтобы выяснить отношения с соперницей, и обнаруживает, что та всего лишь заводная кукла из коллекции мастера Коппелиуса.
Героев сказки Гофмана «Песочный человек» в музыкальный мир перенес французский композитор Лео Делиб, который еще до Чайковского шагнул далеко вперед на пути реформирования балетного театра. Делиб использовал музыкальные лейтмотивы для характеристики персонажей, его мелодии пластичны, а действие плавно перетекает из картины в картину — широкие возможности для того, чтобы продемонстрировать как танцевальные, так и драматические способности исполнителей.
В Перми «Коппелия» идет в хореографии Александра Горского 1905 года. В этом спектакле совершенствуются всё новые и новые поколения учащихся Пермского хореографического училища.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Картина первая
В маленьком городке готовятся к празднику. Цех литейщиков отлил новый большой колокол, торжественное открытие которого случится на городской площади. Старшина литейного цеха просит своего друга Коппелиуса, мастера кукол, приготовить к празднику какой-нибудь сюрприз.
Надо сказать, что Коппелиус, вечно что-то изобретающий, — предмет постоянного интереса всего города. Накануне праздника всех потрясла невероятная новость: у Коппелиуса поселилась очаровательная девушка, причем никто не знает, кто она и откуда приехала. На все вопросы любопытствующих Коппелиус отшучивается и только старшине литейщиков сообщает нечто такое, отчего они вместе долго смеются.
Незнакомка занимает умы молодежи. Юноши наперебой стараются с ней познакомиться, хотя и безуспешно, а девушки ревниво следят за ними. Впрочем, одному из молодых людей, Францу, повезло: девушка не только отвечает на его поклон, но даже посылаетему воздушный поцелуй из своего окна. Из-за этого у Франца происходит размолвка со своей любимой девушкой Сванильдой, которая в наказание отказывается с ним танцевать.
Вечереет. Молодые люди стараются проникнуть в дом Коппелиуса, но хозяин застает их на месте преступления и разгоняет, словно провинившихся школьников. В суматохе он теряет ключ от дома. Сванильда, с подругами следившая за этой сценой, находит ключ, и девушки решают пробраться в дом мастера, чтобы узнать, кто та красавица, которую он у себя прячет.
Коппелиус возвращается, находит дверь дома открытой и, тихо ступая, входитвнутрь. Он собирается поймать непрошеных гостей. В то же самое время Франц, обиженный на Сванильду, решает через окно влезть к прекрасной незнакомке. Он не знает, что в доме уже находится Сванильда с подругами и старик Коппелиус.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Картина вторая
Пробравшись в дом Коппелиуса, девушки видят массу заводных кукол. Тут китаец, испанка, рыцарь, паяц, арап и много кого еще. Они находят и красавицу: оказывается, она тоже кукла! На радостях девушки заводят все игрушки и начинают танцевать.
Входит Коппелиус. Подруги успевают убежать, но Сванильду мастер кукол задерживает. В это время в окне появляется Франц. Сванильда жалуется Коппелиусу на измену юноши. Доброму старику жаль девушку, и он предлагает ей разыграть Франца и тем самым проучить его.
Коппелиус подпаивает ветреного юношу вином, а Сванильда переодевается в платье куклы. Мастер знакомит Франца с прекрасной незнакомкой. Юношу смущают угловатые движения девушки: она ходит словно «по складам». Когда Коппелиус сообщает ему, что это кукла, Франц не может прийти в себя от изумления — настолько хорошо она сделана.
Полюбовавшись на танцы «куклы», Франц собирается уходить. Но Коппелиус удерживает его и с таинственным видом сообщает, что он может оживить свое творение. Франц не верит: с него довольно и того, что он уже один раз попал впросак. Но что это? Кукла действительно оживает. Франц лично убеждается в этом,слушая, как бьется ее сердце. В его душе вновь вспыхивает интерес к ней, он готов просить ее руки у Коппелиуса. Теперь измена Франца очевидна. Сванильда срывает с себя парик и предстает перед Францем в своем истинном виде. Юноша умоляет ее о прощении, но Сванильда неумолима. Однако Франц так искренне раскаивается, что Коппелиус решает вновь вмешаться и помирить влюбленных. Ему это удается.
Картина третья
Наступил долгожданный праздник. Площадь наполняется народом. Литейщики сегодня в центре всеобщего внимания. Старшина литейного цеха сдергивает холст, и красавец-колокол предстает глазам восхищенных горожан. Церемония окончена, начинаются танцы.
В разгар веселья Коппелиуспросит внимания. Все затихают, вспомнив об обещанном сюрпризе. По знаку мастера в круг вносят таинственную незнакомку. Коппелиус заводит ее, и она начинает танцевать. Так вот его сюрприз! Очаровательная девушка в окне оказалась заводной куклой. Но это еще не всё. Коппелиус подзывает к себе Франца и Сванильду и представляет их всем как жениха и невесту. А затем старый мастер, лукаво улыбнувшись, дарит молодой паре в залог их верной любви маленькую куклу.
Сванильда
Франц
Коппелиус, мастер кукол
Кукла
Старшина литейного цехаПодруги Сванильды, кавалеры, представители цехов, оркестр, крестьянки, цветочницы, фонарщик, трактирщики
К сожалению, мы не смогли выяснить, кто автор этих фотографий, взятых с сайта театра... Если это Ваши работы или Вы знаете автора - сообщите нам, пожалуйста!