Идея о создании балета "Золушка" для Галины Улановой возникла в Кировском театре в 1940 г. Либретто было написано Николаем Дмитриевичем Волковым в январе 1941 г. и заключен договор театра с композитором С.С. Прокофьевым. Постановку балета должен был осуществить Вахтанг Чабукиани. На гл. партии были назначены Г. Уланова и В. Чабукиани. Зимой 1941 либретист, композитор и балетмейстер уже успели обдумать первые два акта.
Началась Отечественная война. Прокофьев и Чабукиани оказались в Тбилиси, Кировский театр -- в Молотове, Уланова с мужем Ю.А. Завадским и театром им. Моссовета, где он был главным режиссером, -- в Алма-Ате.
В связи с серьезной болезнью Чабукиани балетмейстером был назначен Константин Сергеев, который приступил к работе в Молотове вместе со своей женой балериной Феей Балабиной в качестве его ассистента. Частично они развили и сценарий.
31 авг 1943 дирекцией Кировского театра была утверждена постановочная бригада: Сергеев К.М. -- постановщик, Уланова Г.С. -- сорежиссер, Балабина Ф.И. -- ассистент, Фельд П.Э. -- дирижер, Эрдман Б.Р. -- оформитель. Премьеру "Золушки" назначили на март 1944.
В июне 1943 в Молотов был приглашен Сергей Прокофьев для работы над балетом, куда приехал и Н.Д. Волков. К этому времени Прокофьев написал более половины балета.
В декабре 1943 Прокофьев вернулся в Москву, где уже находились Эрдман и Уланова с мужем.
В феврале 1944 г. Улановой все еще не было в Молотове и репетиции было решено начать с Н. Дудинской.
В начале июня Сергеев привез из Москвы муз. материал 3-го акта. А далее в июне 1944 Кировский театр вернулся в Ленинград. По разным причинам дирекция тормозила работу над спектаклем до лета 1945 г.
Вскоре стало известно, что в Москве ставит "Золушку" Большой театр. Сергеев пишет: "...в Москве стремятся к ... грандиозности, блеску и пышности. Мы хотим интимности и тепла". После тяжелой Войны людям хотелось праздника, солютов. Это и было учтено при постановке в Большом.
Так и получилось, что несмотря на то, что первоначально С. Прокофьев работал над балетом, предполагая его постановку в Кировском театре, впервые спектакль был исполнен труппой Большого театра в Москве в постановке Ростислава Владимировича Захарова 21 ноября 1945, а в Кировском театре -- только спустя 4,5 месяца -- 8 апреля 1946 г. в постановке Константина Михайловича Сергеева.
Возможно, Прокофьев хотел в главной партии видеть Галину Уланову, а она уже танцевала в Большом.
Чуть позже Вера Красовская так оценивала результат: «В противоположность Захарову, чья „Золушка" была решена как обстановочная феерия с минимальным количеством танцев, Сергеев отдал танцу ведущую роль в спектакле ... Сергееву удалось многое. В сочетании намеренно угловатых, резких партерных движений, акцентированных прыжков и заостренной, „колючей" пальцевой техники он сочинил партии недобрых сестер Золушки: гневной и властной Злюки в исполнении Аллы Шелест и смешной капризницы Кривляки, как ее показывала Татьяна Вечеслова. С их танцем контрастировал прозрачно-хрустальный танец самой Золушки — Натальи Дудинской. Особенно интересной получилась партия Принца у Константина Сергеева. Ирония окрашивала этот образ в музыке, ирония выглядывала и во внешнем облике рыжекудрого принца...».
В ленинградской «Золушке» танцевали все: портнихи, парикмахеры, танцмейстер, сапожники. Особый успех у зрителя имели дети — гномики, в танце изображающие ход часов.
Перед московской премьерой по распоряжению Комитета по делам искусств в оркестровку были внесены изменения вопреки запрету С. Прокофева. В Ленинграде партитура композитора была сыграна полностью и в авторской инструментовке.
Спектакль Сергеева с успехом возобновлялся в 1956 и 1964 годах, фрагменты из него до сих пор входят в учебный репертуар Академии Русского балета. В 1985 году по спектаклю был создан телефильм.
При возобновлении «Золушки» в Кировском театре в 1964 г. было решено сделать новое оформление балета (сценографию и костюмы), которое осуществила опытная театральная художница, Лауреат Сталинской премии второй степени Татьяна Георгиевна Бруни.
*) В тексте использованы материалы из архива Сергея Сергеевича Прокофьева в РНБ; из статьи И.Б. Вагановой в Вестнике АРБ 2008 1(19); и из статьи А. Дегена, И. Ступникова