Балет «Золушка» на музыку Сергея Прокофьева по замыслу и в постановке Р. Захарова – «это балет-сказка, балет-феерия со множеством волшебных превращений, панорам и праздничных фейерверков, где всё говорило о жизнеутверждающей силе любви, о справедливости, которая всегда побеждает, о добре, которое всегда торжествует, о коварстве, которое всегда наказывается».
Сценарий будущего балета написал театровед и литератор Н. Д. Волков по мотивам популярной сказки Шарля Перро «Золушка».
«Спектакль... задуман мной в форме классического балета с вариациями, адажио, па д’аксьон и пр. Самую Золушку я вижу не только как сказочный персонаж, но и как живого человека, чувствующего, переживающего и волнующего нас», — рассказывал Прокофьев.
Ростислав Захаров, 110-летию со дня рождения которого посвящено возобновление первой постановки, называл её «песней о весне человеческой жизни, о юности, о счастье, о мечте». Михаил Мессерер во время работы над возобновлением следовал настроению, заданному автором балета.
Современная версия классического спектакля 1945 года Р. Захарова, восстановлена в стилистике, близкой зрителю цифровой эпохи. Визитной карточкой постановки стало удачное сочетание доброй балетной старины и современных сценических технологий. Визуальные компьютерные эффекты мирно сосуществуют с традиционными костюмами и реквизитом.
Акт первый
Богато убранная комната в доме отца Золушки. Мачеха Золушки и две ее дочери заняты приготовлениями к предстоящему балу. Они вышивают нарядные шали. Сестры Худышка и Кубышка похваляются своей работой. Вспыхивает ссора. Вырывая шаль друг у друга, они разрывают ее надвое. Вмешивается мачеха и уводит своих вздорных дочек из комнаты.
Появляется Золушка. Она вспоминает свою умершую мать. В комнату робко заглядывает отец. Он жалеет дочь и хотел бы приласкать ее, но боится сварливой жены. Озираясь, он подходит к Золушке и обнимает ее. Появляется мачеха. Она набрасывается на мужа с руганью. Ссору прерывает неожиданное появление нищей старушки. Мачеха и сестры грубо гонят ее прочь. Но Золушка тайком приглашает старушку отдохнуть и кормит её.
Мачеха и сёстры готовятся к отъезду на королевский бал. Они примеряют новые наряды. Учитель танцев даёт неуклюжим сёстрам последний урок перед балом. Наконец мачеха и сёстры уезжают. Золушка остаётся одна. Она мечтает о бале и танцует в одиночестве (Гавот).
Возвращается нищенка. Внезапно она преображается — это фея, которая наградит Золушку за её доброе сердце. Фея протягивает девушке хрустальные башмачки. По ее знаку появляются феи времен года. Они одаряют Золушку нарядами, драгоценностями, цветами. С помощью фей времен года Золушка снаряжается на бал (Вариация Феи весны, Монолог Феи лета, Кузнечики и стрекозы, Вариация Феи осени, Вариация Феи зимы, Сцена с часами).
Золушку отправляют на бал. Единственное условие — в полночь она должна оттуда уйти, иначе превратится снова в замарашку.
Акт второй
Во дворце в полном разгаре королевский бал. Танцуют дамы и кавалеры (старинный французский танец, близкий к менуэту, – Паспье, танец кавалеров – Бурре).
Приезжает мачеха с сёстрами. Сёстры привлекают внимание своей неповоротливостью (вариация Худышки, вариация Кубышки). Появляется принц. Вариация четырёх сверстников Принца.
Торжественная музыка сопровождает прибытие таинственной незнакомки. Это Золушка. Принц восхищён ею и приглашает на танец (большой вальс). Сёстры пытаются привлечь внимание принца (дуэт с апельсинами), но безуспешно. Принц не отходит от Золушки. Они не замечают, как бежит время (дуэт Принца и Золушки – Адажио и Кода). Внезапно романтический вальс-кода прерывается боем часов. Наступила полночь. Золушка убегает, потеряв хрустальную туфельку, которую поднимает принц.
Акт третий
Принц в отчаянии. С помощью сапожников он примерил туфельку всем дамам королевства, но она никому не подходит. Принц отправляется на поиски незнакомки в далекие страны (в Испанию, потом на Восток (номер «Ориенталия»)), но безуспешно.
А в доме мачехи Золушка всё так же занята домашними делами и вспоминает о бале. Вдруг приезжает принц. Он требует, чтобы все женщины померили туфельку. Но тщетно сёстры, а затем и мачеха пытаются надеть туфельку — она им безнадёжно мала. Заметив Золушку, принц предлагает примерить туфельку и ей. Золушка отказывается, но затем у неё из кармана выпадает вторая туфелька. Принц заглядывает в лицо девушке и узнает в ней ту, которую так упорно искал. Медленный вальс. Теперь ничто не разлучит их.
Действующие лица
Золушка
Принц
Отец Золушки
Мачеха
Сестры: Худышка и Кубышка
Учитель танцев
Фея-ннщенка
Феи времен года: фея весны, фея лета, фея осени, фея зимы
Кавалеры
Сверстники принца
Испанские красавицы
Восточная красавица
Придворные, поставщики, сапожники, карлики; кузнечики, стрекозы.
Использованы материалы книги «Советские балеты», М., 1985 и рукопись С.С. Прокофьева