Балет написан в 1898 году, в данной сценической версии впервые представлен в Перми в 2023 году.
В 1898 году Мариус Петипа сочиняет свой последний большой шедевр, ставший апогеем эстетики и самого хореографа, и всего классического балета XIX века, — «Раймонду», с которой на сцене Мариинского театра дебютирует 33-летний Александр Глазунов.
«Танец был главным предметом интереса в этом балете. Сюжет же, со всеми его рыцарями, сарацинами, похищениями, снами, был очевидно не нужен. Идея спектакля с одним актом, одним танцем и без сюжета вообще напрашивалась после «Раймонды» сама собой. До наступления XX века оставалось всего два года. И именно в XX веке одноактные спектакли — без сюжета, «героев» и «обстоятельств», спектакли, в которых танец и музыка оказываются друг с другом наедине, — стали новым и главным эволюционным путем классического балета», — писала о месте «Раймонды» в истории музыкального театра Юлия Яковлева.
В 2023 году исполняется 125 лет со дня первого представления «Раймонды». К этому юбилею приурочено возвращение балета Глазунова—Петипа на пермскую сцену — над постановкой «Раймонды» работали балетмейстеры Елена Панкова и Антон Пимонов, дирижер Петр Белякин и художницы Альона Пикалова и Татьяна Ногинова.
Либретто Мариуса Петипа и Ивана Всеволожского по сценарию Лидии Пашковой. Хореография Мариуса Петипа и Константина Сергеева в редакции Елены Панковой и Антона Пимонова.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Акт I
Картина первая
В богатом средневековом замке идут приготовления к празднованию дня рождения Раймонды. Сенешаль извещает о прибытии знатных чужестранцев. В сопровождении рыцарей и оруженосцев в зал входит король Венгрии Андрей II. Он просит для рыцаря Жана де Бриена руки прекрасной Раймонды и преподносит ей в дар гобелен с его изображением.
Не успевает сенешаль доложить о появлении новых гостей, как в зал стремительно врывается сарацинский шейх Абдерахман. Он не в силах оторвать глаз от красавицы и готов ради нее сокрушить любые препятствия. Праздник продолжается до позднего вечера.
Оставшись одна, утомленная Раймонда опускается в кресло и засыпает. Появляется призрак Белой дамы и провожает Раймонду в мир грёз, где она увидит Жана де Бриена.
Картина вторая
Раймонде снится, что юный прекрасный рыцарь манит ее к себе и на руках уносит в свой замок. Раймонда очарована неведомым ей прекрасным миром. Однако внезапно замок исчезает, на его месте возникает шатер...
Картина третья
Перед Раймондой появляется сарацинский шейх. Он мрачен и грозен, он преследует ее. Обессиленная, Раймонда лишается чувств.
Картина четвертая
Проснувшись, Раймонда не может понять, где она. Взгляд ее падает на арапчат, подаренных Абдерахманом: они вызывают в ее памяти образ сарацинского шейха. Солнечный луч освещает портрет Жана де Бриена. Это был лишь сон!
Акт II
Картина пятая
Внутренний двор замка. Из разных стран съезжаются гости, приглашенные на празднество. Раймонда с нетерпением ждет появления Жана де Бриена, но Абдерахман вновь и вновь обращается к ней с пылкими и страстными признаниями в любви. Он сулит ей несметные богатства, безмерную власть в его владениях — всё, что только она пожелает! Отчаявшись, Абдерахман при помощи своей свиты пытается похитить Раймонду, но путь ему преграждает Жан де Бриен. Он вызывает шейха на поединок, и Абдерахман погибает, сраженный мечом рыцаря. Раймонда приветствует своего жениха.
Акт III
Картина шестая
Раймонда и Жан де Бриен счастливы. Призрак Белой дамы появляется рядом с влюбленными и оберегает их. В замке пышно празднуется их свадьба.
Автор фотографий – Чунтомов Андрей.