Балет «Корсар» создан по одноимённой поэме лорда Байрона, сочинённой в 1814 году и очень популярной в эпоху романтизма. В частности, Джузеппе Верди сочинил в 1848 году на её основе оперу «Корсар».
Первая известная постановка балета «Корсар» прошла в театре Ла Скала в Милане в 1826 году в хореографии итальянского балетмейстера Джованни Гальцерани. Каталог Итальянского балета упоминает постановку 1830 года, остававшуюся в репертуаре вплоть до 1842 года. Авторы музыки к этим балетам неизвестны. В те же годы французский хореограф Альбер (настоящее имя Франсуа-Фердинан Декомб) поставил балет «Корсар» в 1837 году в Королевском театре Лондона; музыку к нему написал композитор Николя Бокса. Ни один из этих балетов до настоящего времени не сохранился. Поэтому сегодня, когда мы говорим о балете «Корсар», мы имеем в виду партитуру Адольфа Адана. Премьера балета «Корсар» на его музыку состоялась 23 января 1856 года на сцене Парижской оперы в постановке Жозефа Мазилье; в России он был впервые поставлен 12 января 1858 года в Большом театре Петербурга знаменитым хореографом Жюлем- Жозефом Перро.
Это красочный балет на приключенческую тему: экзотический сюжет разворачивается как пёстрый, многоцветный восточный ковёр, поражая обилием драматических ситуаций.
«Корсар» ставился в Свмарском театре трижды. Задолго до нынешней постановки известного реставратора классических балетов Василия Медведева свои версии «Корсара» делали главные балетмейстеры Александр Томский (1935) и Наталья Данилова (1956). Сохранились программки к старым спектаклям, из которых видно, как менялись имена персонажей. Исаак Ланкедем у Томского носил имя Ассад Кедэм (!), а у Даниловой был просто Работорговцем; Гюльнара в 1965 году писалась как Гюльнора, а Бирбанто в 1935 – как Бирданто; Сеид-Паша в начале был просто Пашой.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Площадь восточного рынка. Купцы предлагают пестрый товар. Здесь же торгуют невольницами. На площадь выходит группа корсаров во главе с Конрадом. На балконе дома появляется Медора – воспитанница купца Ланкедема. Увидев Конрада, она быстро составляет из цветов «селам» – букет, в котором каждый цветок имеет свое значение, и бросает его Конраду. Он с восторгом убеждается, что Медора его любит. Но Ланкедем пытается помешать влюбленным: ему нужно выгодно продать свою воспитанницу богатому купцу.
В это время на площади появляется Сеид-паша, который хочет купить невольниц для своего гарема. Невольницы танцуют, показывая свое искусство. Сначала Сеид-паша останавливает свой взгляд на прекрасной Гюльнаре, а затем, совершенно очарованный, покупает у Ланкедема и Медору. Обеих девушек отводят во дворец Сеида. Конрад велит корсарам освободить Медору. По условному знаку корсары похищают невольниц вместе с Ланкедемом.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Берег моря. Конрад приводит Медору в пещеру – убежище пиратов. Сюда же прибывают похищенные невольницы в сопровождении раба Али. Бирбанто, друг Конрада, хвалится своей «добычей» – Ланкедемом. Корсары начинают веселую пляску, в которой к большому удовольствию всех присутствующих принимает участие Медора, переодетая в костюм пирата. Невольницы просят отпустить их на волю. Медора вымаливает у корсара свободу пленницам. Бирбанто и его сообщники протестуют: они требуют отдать им невольниц. Конрад в гневе повторяет свое приказание. Взбешенный Бирбанто бросается на Конрада, но повелитель корсаров, отражая направленный на него удар, заставляет Бирбанто преклониться пред собой и освобождает невольниц.
Бирбанто с Ланкедемом придумывают план, как избавиться от Конрада. Ланкедем передает Конраду кувшин с вином, в котором одурманивающее средство. Тот, ничего не подозревая, выпивает его и впадает в глубокий сон. Медора тщетно пытается разбудить возлюбленного. Появляются незнакомцы в черных масках, и Медора, защищая себя и Конрада, ранит главаря нападающих. В общей суматохе Ланкедем похищает Медору. Конрад просыпается и, обнаружив, что Медоры нет, отсылает своего раба Али и преданных ему пиратов найти возлюбленную.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Сеид-паша в своем дворце любуется юной женой Гюльнарой. Ланкедем приводит ему Медору. Паша в восторге, вновь увидев красавицу. Гюльнара тоже рада встрече со своей подругой. Во дворец приходит группа паломников, Сеид-паша великодушно принимает их и приглашает на великолепное зрелище в своем саду. Конрад, переодетый паломником, открывается Медоре. Он и его соратники сбрасывают плащи и вскоре захватывают дворец. Сеид- паша убегает. Напуганная Гюльнара просит у Конрада защиты от преследований Бирбанто. Медора узнает в нем именно того разбойника, которого она ранила кинжалом в гроте, и рассказывает Конраду о его предательстве. Бирбанто пытается убить Конрада, но тот, защищаясь, сам убивает его.
Корсары плывут навстречу новым приключениям. Начинается страшная буря, и корабль разбивается о рифы. Лунный свет, падающий на корабль, освещает две фигуры. Это чудом спасшиеся Медора и Конрад.
К сожалению, мы не смогли выяснить, кто автор этих фотографий, взятых с сайта театра... Если это Ваши работы или Вы знаете автора - сообщите нам, пожалуйста!